0
4698
Газета Образование Интернет-версия

20.08.2025 18:47:00

Чем российский учитель отличается от китайского коллеги

Отечественные студенты серьезно интересуются методикой педагогической работы

Тэги: мгпу, заседание, арпо, ассоциация развития педагогического образования, советники по воспитанию, подготовкм педкадров


мгпу, заседание, арпо, ассоциация развития педагогического образования, советники по воспитанию, подготовкм педкадров Министр просвещения Сергей Кравцов (третий слева) отчитался о результатах работы ведомства в 2024/25 учебном году. Фото с сайта www.edu.gov.ru

В Московском педагогическом государственном университете (МПГУ) прошло расширенное заседание правления Ассоциации развития педагогического образования (АРПО). Заседание проходило в преддверии 25-летия организации. На сегодняшний день АРПО – площадка, которая объединяет членов педагогического сообщества всех уровней образования.

За последние годы ассоциация существенно пополнила свои ряды – сейчас в ней состоят более 230 организаций из всех федеральных округов, включая новые территории России. В ее составе педагогические и классические вузы, школы, профессиональные образовательные организации, институты развития образования, научно-исследовательские институты и другие организации.

В рамках заседания особое внимание было уделено вопросам укрепления межведомственного сотрудничества и развитию институтов поддержки педагогического сообщества. В частности, обсуждались перспективы расширения сети советников по воспитанию, а также механизмы их профессионального развития и интеграции в образовательные процессы.

Первый проректор МПГУ Наталья Склярова предложила создать в структуре АРПО совет по профессиональному педагогическому образованию и возложить на него функции координации деятельности по подготовке педагогических кадров. Совет может стать площадкой для обсуждения актуальных вопросов подготовки педагогов, внедрения инновационных технологий и формирования единой стратегии развития системы педагогического образования в России. Склярова подчеркнула необходимость активного участия вузов, научных организаций и профильных ведомств в работе совета.

Если кратко обозначить суть проблем в педагогическом образовании, то их условно можно выделить в три основные группы: проблемы, напрямую касающиеся состояния профессии педагога; проблемы самого педагогического образования и проблемы трудоустройства выпускников вузов. Причем рассматривать эти проблемы сегодня педуниверситетам приходится еще и с учетом влияния современных вызовов. Например, таких: педагогика бесконфликтности, интенсивное внедрение технологий искусственного интеллекта, виртуальной и расширенной реальности в мультимодальной педагогике, иммерсивный подход в образовании и виртуальное погружение обучающихся в научные концепции, применение «умных учебников», «климатическое образование» и многие другие.

Среди этого разнообразия нельзя потерять и основу. Не так давно ректор МПГУ Алексей Лубков беседовал с президентом Российской академии образования Ольгой Васильевой. В частности, зашла речь о том, чем российский учитель отличается от китайского коллеги. Отечественный педагог, отметил Лубков, больше «идет в глубину предмета». Китайский учитель увлечен технологиями, методологией.

Ректор приводит простой пример. Начинается перемена в школе, и китайский учитель наравне с учениками идет заниматься спортом. «У нас же командный дух и увлеченность технологиями развиты в меньшей степени, – говорит Лубков. – Мы пытаемся рассмотреть человека, особенности его развития».

Можно сравнить нагрузку преподавателей – наших и западных. У нашего учителя она включает 46 часов в неделю, а у западного – 38. При этом фактическая нагрузка на отечественного учителя еще больше в связи с дефицитом кадров и расширяющимся расписанием уроков.

Ректор МПГУ говорит, что в советское время студент педвуза был больше ориентирован на изучение предмета. И методика ему как-то плохо давалась. Схемы были нерабочие, оторванные от жизни. Потому что поступали студенты в педвузы прежде всего, чтобы изучать предмет. Сегодня методика, по признанию Лубкова, дается очень интересно. А авторы учебников сами успели поработать в школе. Школа для них – это живой развивающийся организм.

Впрочем, нельзя сказать, что современные студенты не выбирают предмет. Сегодня в педагогических вузах традиционно держится большой спрос на такие специальности, как иностранные языки, филология, история. Небольшой подъем наблюдается в последние годы на естественно-научном направлении. Но только потому, что столичные педуниверситеты славятся своими научными школами. Остро стоит вопрос открытия в регионах филиалов столичных вузов. Возможно, это поможет смягчить остроту проблемы кадрового голода в образовательной сфере.

Те учителя, которых готовят в ведущих классических университетах, отмечают эксперты, не особенно охотно идут в региональные школы. Да их там особо и не ждут. Все понимают, что они надолго на месте не задержатся. 


Читайте также


Мишустин проводит заседание Совета глав правительств стран ШОС

Мишустин проводит заседание Совета глав правительств стран ШОС

Ольга Соловьева

Россия строит в рамках организации свой технологический суверенитет

0
1808
Госдума закрыла восьмую сессию восьмого созыва

Госдума закрыла восьмую сессию восьмого созыва

Иван Родин

Президент поблагодарил депутатов за консолидацию и парламентский контроль

0
2447

Другие новости