Министр просвещения Сергей Кравцов (третий слева) отчитался о результатах работы ведомства в 2024/25 учебном году.
Фото с сайта www.edu.gov.ru
В Московском педагогическом государственном университете (МПГУ) прошло расширенное заседание правления Ассоциации развития педагогического образования (АРПО). Заседание проходило в преддверии 25-летия организации. На сегодняшний день АРПО – площадка, которая объединяет членов педагогического сообщества всех уровней образования.
За последние годы ассоциация существенно пополнила свои ряды – сейчас в ней состоят более 230 организаций из всех федеральных округов, включая новые территории России. В ее составе педагогические и классические вузы, школы, профессиональные образовательные организации, институты развития образования, научно-исследовательские институты и другие организации.
В рамках заседания особое внимание было уделено вопросам укрепления межведомственного сотрудничества и развитию институтов поддержки педагогического сообщества. В частности, обсуждались перспективы расширения сети советников по воспитанию, а также механизмы их профессионального развития и интеграции в образовательные процессы.
Первый проректор МПГУ Наталья Склярова предложила создать в структуре АРПО совет по профессиональному педагогическому образованию и возложить на него функции координации деятельности по подготовке педагогических кадров. Совет может стать площадкой для обсуждения актуальных вопросов подготовки педагогов, внедрения инновационных технологий и формирования единой стратегии развития системы педагогического образования в России. Склярова подчеркнула необходимость активного участия вузов, научных организаций и профильных ведомств в работе совета.
Если кратко обозначить суть проблем в педагогическом образовании, то их условно можно выделить в три основные группы: проблемы, напрямую касающиеся состояния профессии педагога; проблемы самого педагогического образования и проблемы трудоустройства выпускников вузов. Причем рассматривать эти проблемы сегодня педуниверситетам приходится еще и с учетом влияния современных вызовов. Например, таких: педагогика бесконфликтности, интенсивное внедрение технологий искусственного интеллекта, виртуальной и расширенной реальности в мультимодальной педагогике, иммерсивный подход в образовании и виртуальное погружение обучающихся в научные концепции, применение «умных учебников», «климатическое образование» и многие другие.
Среди этого разнообразия нельзя потерять и основу. Не так давно ректор МПГУ Алексей Лубков беседовал с президентом Российской академии образования Ольгой Васильевой. В частности, зашла речь о том, чем российский учитель отличается от китайского коллеги. Отечественный педагог, отметил Лубков, больше «идет в глубину предмета». Китайский учитель увлечен технологиями, методологией.
Ректор приводит простой пример. Начинается перемена в школе, и китайский учитель наравне с учениками идет заниматься спортом. «У нас же командный дух и увлеченность технологиями развиты в меньшей степени, – говорит Лубков. – Мы пытаемся рассмотреть человека, особенности его развития».
Можно сравнить нагрузку преподавателей – наших и западных. У нашего учителя она включает 46 часов в неделю, а у западного – 38. При этом фактическая нагрузка на отечественного учителя еще больше в связи с дефицитом кадров и расширяющимся расписанием уроков.
Ректор МПГУ говорит, что в советское время студент педвуза был больше ориентирован на изучение предмета. И методика ему как-то плохо давалась. Схемы были нерабочие, оторванные от жизни. Потому что поступали студенты в педвузы прежде всего, чтобы изучать предмет. Сегодня методика, по признанию Лубкова, дается очень интересно. А авторы учебников сами успели поработать в школе. Школа для них – это живой развивающийся организм.
Впрочем, нельзя сказать, что современные студенты не выбирают предмет. Сегодня в педагогических вузах традиционно держится большой спрос на такие специальности, как иностранные языки, филология, история. Небольшой подъем наблюдается в последние годы на естественно-научном направлении. Но только потому, что столичные педуниверситеты славятся своими научными школами. Остро стоит вопрос открытия в регионах филиалов столичных вузов. Возможно, это поможет смягчить остроту проблемы кадрового голода в образовательной сфере.
Те учителя, которых готовят в ведущих классических университетах, отмечают эксперты, не особенно охотно идут в региональные школы. Да их там особо и не ждут. Все понимают, что они надолго на месте не задержатся.