За лаконичным «ок» школьника может скрываться растерянность, а за обилием восклицательных знаков – попытка компенсировать отсутствие невербальной поддержки. Фото агентства «Москва»
Цифровая среда – неотъемлемая часть современного воспитания и образования. Она приносит с собой как преимущества, так и определенные риски, влияющие на развитие и психоэмоциональное состояние ребенка. Насколько затруднителен контакт ребенка и взрослого в онлайн-среде и в чем трудности такого общения – об этом с обозревателем «НГ» Натальей САВИЦКОЙ беседует доктор психологических наук, руководитель Центра междисциплинарных исследований Российской академии образования, профессор Светлана МИНЮРОВА.
– Светлана Алигарьевна, что же такое цифровая образовательная среда? С учетом того, что еще недавно родителей очень беспокоило ее внедрение, какие риски она школе несет? Развеяны ли сегодня сомнения относительно ее проникновения в школьное образование?
– Цифровая образовательная среда (ЦОС) – это не простой набор цифровых средств обучения, применяемых на уроке и во внеурочное время, прежде всего это создание условий, направленных на повышение качества обучения. В целом она имеет положительное влияние на процесс обучения, потому что помогает адаптировать образовательный процесс под нужды каждого ученика. И тем помогает пробудить мотивацию к обучению. Это дает ученикам возможность самим добывать знания из разных информационных ресурсов.
Вместе с тем внедрение ЦОС действительно несет некоторые риски. К ним можно отнести зависимость от технической оснащенности образовательных учреждений, связанных с доступом к сетевым ресурсам, что может, в свою очередь, отражаться на мотивации учащихся. Цифровая среда подвержена кибератакам и утечкам данных. Не все учителя обладают достаточной подготовкой, чтобы умело пользоваться всеми ее преимуществами. Но есть проблемы в общении и понимании. Взаимодействие с преподавателем вживую может давать ученику эмоциональную поддержку, а при обучении онлайн эта поддержка уходит.
– Как научиться понимать ученикам и педагогам друг друга в цифровой образовательной среде? Ведь там, где личный контакт сведен к минимуму, интерпретация эмоций может быть затруднена.
– Это действительно один из самых острых вопросов – как построить мост взаимопонимания между учениками и педагогами, как научить их говорить на одном языке в цифровом мире.
Мы провели исследования на эту тему, и я могу поделиться с вами некоторыми выводами и наблюдениями. Например, мы обнаружили, что ученики для выражения эмоций в цифровой коммуникации чаще используют знаки препинания и их сочетания, смайлики и стикеры, реже применяют GIF. Взаимодействуя с педагогом в режиме видеоконференции, они предпочитают выражать эмоции через текстовые сообщения в чате или используют возможности модуляции голоса: интонирование, громкость, паузы и проч.
Нам стало понятно, что за лаконичным школьным «ок» может скрываться растерянность, а за обилием восклицательных знаков – попытка компенсировать отсутствие невербальной поддержки. Так что педагогу нужно быть внимательным к таким проявлениям и стараться создавать атмосферу доверия, где ученик чувствует себя вправе выразить свои сомнения или трудности.
– А сами учителя как транслируют свои эмоции?
– Педагоги транслируют свои эмоции через тон обратной связи, выбор языка и готовность к диалогу. В ситуации письменной коммуникации с учениками наиболее часто они используют знаки препинания и их сочетания, опции форматирования текста, позволяющие выделить цветом или размером наиболее значимое содержание сообщения. Но гораздо реже по сравнению с текстовыми инструментами они используют смайлики, выражающие эмоции.
В ситуации онлайн-взаимодействия с обучающимися педагоги предпочитают выражать эмоции c помощью интонации, управляя громкостью своего голоса и паузами в речи. Они готовы сообщать о своих эмоциях собеседнику в чате, а также считают, что транслируют собственное эмоциональное состояние посредством мимики и пантомимики, и обучающиеся могут это воспринимать, наблюдая за видеоизображением педагога во время занятия.
– Насколько хорошо понимают ученики и учителя друг друга?
– Вот тут самое интересное. Мы увидели смысловые расхождения в интерпретации педагогами и обучающимися смайлов в ходе взаимодействия в цифровой образовательной среде.
Например, если значение смайлика «открытая радость» интерпретируется и педагогами, и обучающимися как «радость» и «восторг», то в интерпретации смайликов «страх» и «неожиданность» есть расхождения. Аналогично с реакцией на эмодзи «стыд» – наибольшее число опрошенных используют это изображение для обозначения гнева и злости, и только 10,9% для обозначения стыда.
В интерпретации эмоций при взаимодействии в дистанте у педагогов и обучающихся тоже есть различия. Учителя уверены, что при внезапном отключении видеокамеры во время занятия в режиме видео-конференц-связи со стороны педагога обучающиеся должны переживать разочарование и удивление. А они как раз ничего подобного не испытывают и чаще демонстрируют полное безразличие. А вот если во время онлайн-занятия отключена камера у обучающегося, педагог переживает разочарование. Дети же считают, что педагог безразличен к подобной ситуации.
– Так, может, начать с того, чтобы ознакомить и учеников, и преподавателей с какой-то единой схемой распознавания эмоций через смайлики?
– Да, все верно. Мы полагаем, что первый и, пожалуй, самый важный шаг для взаимопонимания в цифровой среде – освоить азбуку цифровой грамотности всем участникам образовательного пространства. Педагогам необходимо проникнуть в мир сетевых инструментов и платформ, которыми живут и дышат их ученики, чтобы понимать их запросы, видеть возникающие трудности. Ученикам же предстоит развить критическое мышление, научиться отличать правду от вымысла в океане информации и эффективно использовать цифровые ресурсы для расширения горизонтов познания.