Чтобы участвовать в целевом наборе, абитуриенты медицинских вузов могут заключить договор с государственной больницей.
Фото агентства «Москва»
Профессиональное образовательное сообщество с интересом смотрит в сторону высшего медицинского образования. Там начинается интересный эксперимент. Суть нового предложения – огромное желание Министерства здравоохранения РФ сделать весь набор в профильные вузы целевым. Таким способом предполагают решить проблему кадрового голода в отрасли. Остальные университеты теперь пребывают в некотором волнении: возможно, это только начало.
Напомним, под целевым обучением подразумевается оплата обучения за счет будущего работодателя. В этом случае после выпуска вчерашнему студенту нужно будет от трех до пяти лет отработать в организации, которая оплатила учебу. Чтобы получить гарантию трудоустройства и возможность учиться бесплатно, человеку нужно заключить с будущим работодателем так называемый целевой договор. К примеру, абитуриенты медицинских университетов могут заключить договор с государственной больницей. Оплатит обучение заказчик – Министерство здравоохранения региона. При этом студент-целевик весь период учебы будет еще и получать дополнительную стипендию – денежные выплаты от работодателя, то есть от конкретной больницы.
В 2025 году государство выделило 145 тыс. целевых мест для 838 специальностей. Но даже эта квота оказалась незаполненной: работодатели, по данным Минобрнауки РФ, разместили лишь 95 тыс. вакансий, из которых заполнились всего 51,5 тыс.
Самые большие квоты – у медиков и технических направлений. Важный нюанс: планка проходных баллов у целевиков обычно существенно ниже, чем на общем конкурсе. Например, в 2024 году в Московский авиационный институт на специальность «Проектирование авиадвигателей» хватало 162 балла, а на общем конкурсе – 250+. Топ-5 направлений с максимальной долей целевиков выглядит так: «лечебное дело» – 70%, «педиатрия» – 75%, «авиастроение» – 40%, «детская хирургия» – 100%. Это мотивирует поступающих и беспокоит остальных. Идет в вузы не совсем подготовленный абитуриент. Что будет, например, после первой сессии?
Доводы, которые приводятся в пользу полного перехода на систему целевого набора, следующие.
Это выгодно стране, потому что, уехав в районы с дефицитом профильных кадров, молодые специалисты не только закроют кадровый дефицит, но и могут быстрее набраться опыта. Старшее поколение хранит в памяти фильмы и художественные произведения прошлого, в которых молодой специалист быстро мужал и взрослел на стороне.
Для молодых врачей отработка в регионах – это не только путь быстрого продвижения по карьерной лестнице, но и возможность получить жилье от государства. К тому же они скорее всего встретят лояльное отношение населения к себе. И не попадут в жернова врачебной конкуренции и коррупции, как это часто бывает в крупных городах.
Как отнеслись к этому новшеству Минздрава представители медицинского сообщества, можно косвенно судить по результатам опросов населения, проведенного онлайн-сервисом «Справочник врача». Как выяснилось, 83,1% респондентов не поддерживают идею о целевом обучении для студентов медвузов, которые учатся за счет бюджета. Одобряют лишь 16,9% опрошенных.
Какие контраргументы приводятся? Опрашиваемые напоминают о нарушении конституционных прав, предупреждают о формальном выполнении обязанностей молодыми специалистами, а государственные учреждения при этом получат «бессловесного раба» и не будут учитывать интересы медиков при распределении. Конечно, будущих молодых специалистов отпугивает отсутствие условий для нормальной работы в отдаленных регионах, включая нехватку санитарного транспорта, а также недостаточное развитие инфраструктуры и бытовых условий для жизни.
По сути, целевое обучение – это то же самое, что распределение выпускников после вуза, практиковавшееся в СССР. Понятно, что сегодня возвращение к такой системе будет воспринято в обществе, мягко говоря, прохладно. Поэтому выбран, пока только в качестве эксперимента, мягкий вариант такого принуждения.
Как напомнила пару недель назад член комитета Госдумы по труду и социальной политике Светлана Бессараб, вводить распределение выпускников вузов в России можно лишь при условии, что регионы предоставят им жилье, хорошую зарплату, а также комфортные условия для жизни, включая развитую инфраструктуру.
Увы, сегодня зачастую мы можем наблюдать совсем другую картину: молодой специалист приезжает на место работы, а у него нет жилья, в селе нет дорог, детского сада, элементарных удобств. При этом если студент учился на бюджете, значит, он усердно учился. Или за репетиторов для него усердно платили родители. И он вообще не считает, что чем-то обязан кому бы то ни было