Вмешательство молний в нашу жизнь долгие годы было принято недооценивать.
Фото PetraSoft
Сообщение агентства Associated Press от 31 октября 2006 года выглядит устрашающе: шестеро футболистов турецкого клуба «Аланьяспорт» и один из сотрудников технического штата команды были доставлены в больницу после того, как во время очередного занятия в тренировочное поле попала молния. Двое из пострадавших футболистов потеряли сознание, врачи оценивают их состояние как тяжелое...
Стадионы и спортивные арены под открытым небом – смертельно опасная ловушка: именно здесь наиболее часты прямые попадания молний, каждый год уносящие несколько десятков человеческих жизней. Есть ли действенное оружие против огненных странниц? Российские исследователи, похоже, нашли у них «слабое место».
Как нам рассказал старший научный сотрудник Института физики Земли им. Шмидта, доктор физико-математических наук Валерий Рудаков, вмешательство молний в нашу жизнь долгие годы было принято недооценивать. Считалось, что риск прямого попадания молнии составляет примерно 1:60 тыс. случаев. Это даже реже, чем падения метеоритов прямо на человеческое жилище. Сходы селей и лавин, обрушения цунами, разрушительные землетрясения происходят примерно в пять–семь раз чаще. Если же говорить не о стихийных бедствиях, а о крупных транспортных авариях и техногенных катастрофах, то здесь риск возрастает на порядки. На этом фоне, казалось бы, просто смешно бояться, что в тебя угодит молния. И совершенно напрасно – бояться надо.
Американский исследователь Дэниэл Гратц, изучивший тревожную «молниеносную» статистику, пришел к выводу: в США каждый год жертвами огненного электричества становятся сотни человек, из них более 80% – посетители стадионов. В других странах таких подсчетов нет, однако, по мнению метеорологов, ситуация везде аналогичная. Подобные трагедии описаны практически во всех странах мира.
В июле 2002 года молния поразила семерых участников футбольного матча, проходившего на стадионе шахты «Юбилейная» в Павлограде. Двое игроков были убиты на месте, еще двоих доставили в центральную городскую больницу в тяжелейшем состоянии.
Несколькими днями ранее молния убила трех футболистов и ранила 14 болельщиков в Таиланде. А в апреле 2002 года огненная странница настигла австралийских игроков. Четверо из них получили серьезные ожоги. Годом раньше в Гватемале гроза обрушила свой гнев на стадион Чикимулильи. Металлическое ограждение создало кольцо электрического заряда, которое за считанные секунды сожгло дюжину игроков, тренеров и судей. Этот чудовищный список можно продолжать долго.
«На недавнем международном конгрессе по наземной безопасности был подведен итог длительной полемике ученых о том, какой именно механизм приводит к образованию грозовых разрядов, – поясняет Валерий Рудаков. – Объединенные космические исследования разных стран, в которых принимала участие и Россия, показали: в облаках «работает» некое подобие ледяного генератора».
Ученые, изучающие природу атмосферного электричества, высказывали различные гипотезы о причинах, приводящих к разделению заряда в грозовых облаках. Долгое время считалось, что электризация происходит за счет перераспределения заряда при столкновениях между крупными и мелкими каплями. Но уже в XIX веке высказывались предположения о том, что аналогичное явление может происходить и при соударениях кристаллов льда в атмосфере – снежинок или градин – с более крупными «айсбергами» в грозовых облаках. Эта гипотеза, наименее вероятная на первый взгляд, теперь получила подтверждение.
«Как происходит образование заряда в грозовом облаке? – продолжает Рудаков. – Мельчайшие кристаллы льда устремляются с восходящими потоками воздуха в верхнюю часть облака, развивая скорость до 150 км/ч и многократно соударяясь с другими кристаллами. При этих столкновениях мелкие кристаллы льда теряют электроны и приобретают положительный заряд. В то же время более тяжелые частицы льда приобретают отрицательный заряд и опускаются в нижнюю часть облака. Таким образом, создается разделение зарядов с разностью потенциалов в миллионы вольт. Это и является причиной молний. Удалось также обнаружить связь между количеством льда в облаках и интенсивностью грозовых разрядов. Вычислено соотношение массы небесного льда и частоты возникновения молний – каждые 10 тыс. тонн льда в облаке в среднем приводят в возникновению одного разряда молнии в минуту».
По словам нашего собеседника, все это дает ученым новые возможности для изучения молний и прогнозирования их достаточно своенравного поведения. Теперь достаточно разместить на Земле или спутнике недорогие оптические камеры, которые обеспечат учет грозовых разрядов: с их помощью можно будет определять количество льда в облаках и рассчитывать возможности выпадения осадков.
Тем временем специалисты, работающие с американским спутником «Миссия измерения тропических штормов» (Tropical Rainfall Measuring Mission – TRMM), опубликовали отчет об одном из своих недавних достижений. Проведя многолетние наблюдения, TRMM составил мировую карту частоты молний, окрасив ту или иную часть Земли в соответствии с числом ослепительных разрядов, возникающих над каждым квадратным километром данной местности за год. В центральной части Африканского континента есть зона, где на квадратный километр приходится более 70 молний в год. Именно там запланировано строительство «молниевого» завода. Авторы идеи – специалисты американской компании Alternative Energy Holdings – сообщают, что собираются осчастливить мир экологически чистой электростанцией, вырабатывающей ток по смешной цене – 0,005 долл. за кВт-ч уже в 2007 году. При этом разработчики оптимистично считают, что электростанция «на молниях» окупится за 4–7 лет.