0
2129
Газета НГ-Энергия Интернет-версия

08.04.2008 00:00:00

Замедление роста

Денис Кириллов

Об авторе: Денис Кириллов - заместитель директора Института национальной энергетики.

Тэги: автомобили, топливо, газ, бензин


В прошлом году темпы прироста потребления компримированного природного газа (КПГ) в нашей стране снова замедлились, хотя на мировом рынке он остается самым динамично развивающимся видом альтернативного моторного топлива. Главная причина этого – отсутствие в России законодательной базы, регулирующей и стимулирующей использование «альтернативы».

Снижение темпов

По данным Национальной газомоторной ассоциации, объем реализации КПГ в России увеличился в 2007 году на 11,5% (до 320 млн. куб. м), парк техники на компримированном газе вырос на 11,8% (до 95 тыс.), а число автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС) – на 3,2% (до 225 единиц). За минувший год в нашей стране появилось семь новых станций, три из которых ввело в строй ОАО «Газпром», увеличив свою сеть АГНКС до 194. Несмотря на то что в целом отечественный рынок газомоторного топлива показал в прошлом году весьма неплохие результаты, изменение динамики его развития стало тревожным сигналом для России. Особенно это становится очевидным, если сравнить его с международным сектором КПГ. Так, темпы роста отечественного рынка компримированного газа, если отталкиваться от объемов реализации, сократились практически вдвое. Напомним, что данный показатель в 2006 году составил 21,1%, а годом ранее – около 27%. Между тем учтенное потребление КПГ в 2007 году достигло в мире 15 млрд. куб. м, увеличившись на 30% по сравнению с показателями предыдущего года. При этом мировой парк автомобилей на компримированном газе вырос на 36% и превысил 7,5 млн. Эти данные свидетельствуют о том, что в отличие от России на глобальном рынке КПГ остается самым динамично развивающимся видом альтернативного моторного топлива.

Причины такого отставания лежат на поверхности – в нашей стране практически отсутствуют меры стимуляции развития рынка альтернативного моторного топлива. Поэтому у нас нет серийного производства газовых автомобилей, а развитие сети АГНКС продвигается крайне медленными темпами. Естественно, что и на переоборудование «нефтепродуктового» транспорта потенциальные потребители идут крайне неохотно. Даже явные экономические и экологические выгоды (напомним, что метан намного чище и экономичней других видов моторного топлива, коммерческое использование которых сегодня признано целесообразным) не меняют ситуации. Между тем за пределами России к развитию рынка «альтернативы» относятся совсем по-другому, что, собственно, и определяет его поступательный рост.

Правильные меры

Во многих странах мира сегодня действуют различные меры государственного стимулирования использования альтернативных видов моторного топлива – от создания систем преференций до введения обязательных правил. Например, в США законодательно закреплено, что федеральные министерства и ведомства при обновлении своего автопарка обязаны закупать не менее 10% техники на альтернативном топливе. В некоторых итальянских городах строить АЗС можно только с блоком заправки КПГ. Запрет на использование нефтепродуктов муниципальными автобусами и мусороуборочными машинами действует во Франции. В целом ряде государств перевод автомобилей на природный газ сопровождается снижением налогов и акцизов, льготным кредитованием и даже частичной компенсацией затрат его участникам. Причем постепенно этот процесс начинает выходить на межгосударственный уровень.

В частности, Европейская экономическая комиссия ООН разработала стратегию замещения к 2020 году пятой части потребляемых в регионе бензина и дизеля альтернативными видами топлива, в том числе метаном. Осуществлению этих планов будет способствовать реализация в Европе концепции развития «голубых коридоров», которая предполагает организацию международных перевозок с преимущественным использованием КПГ в качестве моторного топлива. Создание таких маршрутов планируется также в Юго-Восточной Азии и Южной Америке, но в Европе эта идея уже трансформировалась в конкретный проект, который приближается к стадии практической реализации. Так, в 2007 году Европейский деловой конгресс принял решение о выделении финансовых средств на подготовку технико-экономического обоснования международного проекта «Голубой коридор», предусматривающего газификацию автотрасс на маршрутах Хельсинки–Санкт-Петербург–Москва, Москва–Минск–Варшава–Берлин и Берлин–Рим. Для материализации проекта предполагается создание консорциума – «Евроавтогаз». Правовая форма и акционеры нового предприятия пока не определены, но ожидается, что его учредителями станут крупные европейские компании – энергетические, транспортные, машиностроительные и другие.

Очевидно, что страны, по территориям которых пройдут «голубые коридоры», создадут «Евроавтогазу» благоприятные условия для работы, например, в виде налоговых и таможенных льгот, преференций при выделении земельных участков под АГНКС и т.д. Благодаря этому серийное производство машин на голубом топливе, которое уже освоено практически всеми крупными автомобильными компаниями, будет расти, число газовых заправок увеличится. А вот какое место в мире займет рынок газомоторного топлива России, будет во многом зависеть от создания у нас стимулов для его развития.

Движущая сила

Пока основной движущей силой в процессе автометанизации нашей страны является ОАО «Газпром». Более 14 лет компания выступает с различными инициативами, способными стимулировать в России замещение нефтепродуктов «альтернативой», но безуспешно. Около полутора лет назад предложения «Газпрома» были все-таки замечены правительством. Поэтому есть надежда, что в ближайшее время у нас будет принят закон «Об использовании альтернативных видов моторного топлива» и другие правовые акты, которые откроют дорогу широкомасштабной автометанизации страны. Но пока «Газпром» продолжает развивать газомоторный рынок, опираясь на собственные силы.

В прошлом году компания приняла «Целевую комплексную программу развития газозаправочной сети и парка техники, работающей на природном газе на 2007–2015 годы». Она предполагает строительство 200 новых АГНКС, увеличение метанового автопарка в районах их размещения на 50 тыс. единиц, а также ликвидацию негазифицированных участков автотрасс федерального и регионального значения. В 2007 году шла активная подготовка к реализации этой программы, а в нынешнем году «Газпром» начнет строительство первых 20 АГНКС. Между тем реальное количество станций, которые появятся в России к 2016 году, может оказаться значительно больше двухсот. Это базовая цифра, и она будет меняться, например, по мере активизации «Газпрома» в новых регионах, в частности на востоке страны. Кроме того, сеть АГНКС дополнительно увеличится, если будет принято решение о создании многотопливных автозаправочных станций совместно с предприятиями Группы «Газпром», которые занимаются сбытом нефтепродуктов, сжиженных углеводородного и природного газов (в частности, «Газпром нефть» и «Газэнергосеть»). Кстати, развитию газомоторного рынка России будет способствовать предложенный «Газпромом» проект создания метановой автодороги («Голубое кольцо»), которая свяжет газовым коридором 14 городов Центральной России на удалении 150–200 км от столицы и основные радиальные трассы федерального значения.

Заниматься воплощением в жизнь всех перечисленных проектов станет новая специализированная компания – «Газпром автогаз». Впрочем, сроки и успешность их реализации будут в значительной степени зависеть от снятия в нашей стране барьеров, сдерживающих развитие альтернативного сектора моторных топлив.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Быстрый, натриевый, безопасный

Быстрый, натриевый, безопасный

Владимир Полканов

Проект Росатома по строительству энергоблока будущего БН-1200М прошел экологическую экспертизу

0
2026
При выходе на пенсию уровень жизни может обвалиться в четыре раза

При выходе на пенсию уровень жизни может обвалиться в четыре раза

Анастасия Башкатова

Доходы пожилых все больше отстают от зарплат российских работников

0
3015
Гендерный разрыв в оплате труда оказался максимальным за 11 лет

Гендерный разрыв в оплате труда оказался максимальным за 11 лет

Ольга Соловьева

Геополитическая турбулентность ускорила в России рост зарплат у мужчин, но не у женщин

0
2392
Госдума придерживает гуманную инициативу Верховного суда

Госдума придерживает гуманную инициативу Верховного суда

Екатерина Трифонова

Беременных женщин и матерей с детьми предлагалось вообще не отправлять под стражу

0
2397

Другие новости