0
4363
Газета НГ-Энергия Интернет-версия

17.03.2009 00:00:00

Энергодипломатия сегодня

Станислав Жизнин

Об авторе: Станислав Жизнин - доктор экономических наук, президент Центра энергетической дипломатии и геополитики.

Тэги: экономика, тэк, энергетика


экономика, тэк, энергетика Большое значение имеет изучение опыта зарубежных стран, в которых развиваются новые отрасли, связанные с энергосбережением и энергоэффективностью. На фото: израильская энергетическая компания строит свою первую солнечную гибридную станцию, выработка электроэнергии на которой не зависела бы от количества солнечных дней.
Фото Reuters

В последнее время вопросы международного сотрудничества в области энергоэффективности, а также экологические аспекты мировой энергетики входят в приоритеты деятельности не только профильных ведомств России и многих зарубежных стран, но становятся привычными и для внешнеполитических министерств. Данные вопросы постепенно занимают все более важное место в практике энергетической дипломатии. Для России проблемы окружающей среды и энергосбережения взаимосвязаны, что объясняется техническими характеристиками и степенью изношенности основных производственных фондов отечественного ТЭКа. От решения этих проблем в немалой степени зависит не только внутриэкономическая ситуация, но также и внешнеэкономические и геополитические позиции страны в мире.

Энергосбережение и энергоэффективность

Непосредственное отношение к российским интересам в мировой энергетике имеет политика России в сфере энергосбережения, что связано с огромным потенциалом страны в области энергоэффективности. Реализация этого потенциала, предусмотренная в Энергетической стратегии, предполагает уменьшение энергоемкости российской экономики на период до 2020 года на 40–48% в год, что позволит наращивать экспорт нефти и газа без увеличения их добычи. При этом предусмотрена активизация взаимодействия в этой сфере с зарубежными странами.

Улучшение положения в области энергетической эффективности и существенное снижение энергоемкости российской экономики является одним из основных (если не основным) приоритетов Энергетической стратегии России. Российская Федерация обладает огромным потенциалом повышения эффективности использования энергетических ресурсов. Энергоемкость российской экономики в два-три раза превышает энергоемкость промышленно развитых стран. В соответствии с ориентировками, приведенными в Энергетической стратегии, современный уровень годового энергопотребления в России может быть снижен почти наполовину. Вопросам экологии и энергоэффективности уделяется большое внимание при разработке проекта Энергетической стратегии страны до 2030 года. Успешная реализация потенциала повышения энергоэффективности позволит сэкономить первичные энергетические ресурсы в объемах нескольких сотен млн. т н.э. Очевидно, что часть сэкономленных ресурсов можно было бы дополнительно направить на экспорт без увеличения их добычи. В первую очередь это касается природного газа. Кроме того, это позволило бы России повысить конкурентоспособность некоторых видов своей продукции на мировых рынках.

В соответствии с планами крупных российских энергетических компаний намечены меры, нацеленные на улучшение экологичности их производственной деятельности. В этой связи разработаны конкретные проекты, реализация которых предусматривает участие зарубежных инвесторов. В ряде случаев повышение эффективности будет достигаться за счет «естественных структурных изменений», так как со временем в структуре ВВП России ожидается снижение доли энергоемкой промышленности, а также увеличение доли наукоемких отраслей и услуг.

В целях повышения энергоэффективности и энергосбережения в России подготовлена федеральная целевая программа «Повышение эффективности энергопотребления в Российской Федерации» (на 2008–2010 годы и на перспективу до 2015 года), которая предполагает осуществление целостной системы правовых, административных и экономических мер, стимулирующих эффективное использование энергии. В целях развития возобновляемых источников энергии, стимулирования ресурсосбережения и повышения энергоэффективности был принят Указ президента России «О некоторых мерах по усилению энергетической и экологической эффективности российской экономики» от 04.05.2008, а законопроект «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности» прошел первое чтение в Госдуме России в конце 2008 года.

В январе 2009 года правительство России утвердило «Основные направления государственной политики в сфере повышения энергетической эффективности электроэнергетики на основе использования возобновляемых источников энергии на период до 2020 года», разработанные Минэнерго России. Ответственным за координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти по реализации этих направлений определено Минэнерго России.

Ресурсы для решения

Реализация поставленных в Энергетической стратегии и других документах задач в области энергетической эффективности, зависит прежде всего от деятельности органов федеральной, региональной и местной власти. Эта деятельность направлена на создание соответствующих экономических условий для поощрения предпринимательства в отраслях, связанных с развитием и внедрением энергосберегающих и энергоэффективных технологий. В этом плане большое значение имеет изучение и использование соответствующего опыта многих зарубежных стран, власти которых сумели развить новые отрасли, связанные с энергосбережением и энергоэффективностью, и сделать их привлекательными для бизнеса.

Международное сотрудничество

Вопросы экологии и энергоэффективности входят в повестку дня сотрудничества России с МЭА, ОПЕК, МЭФ. Кроме того, эти вопросы постоянно поднимаются на различных форумах, проводимых под эгидой ООН, в том числе ЕЭК ООН, а также ЮНЕСКО. В рамках Конференции по Энергетической хартии действует рабочая группа по «Энергоэффективности и соответствующим экологическим аспектам».

Важное значение для развития международного сотрудничества России в сфере высоких энергетических технологий имеет ее участие в деятельности международных партнерств, учрежденных по инициативе «Группы восьми», в том числе в рамках реализации Плана действий, принятого «Группой восьми» на саммите в Санкт-Петербурге в июле 2006 года, по вопросу обеспечения устойчивого развития мировой энергетики. Среди них можно выделить Международное партнерство по водородной экономике (IPHE), Международное партнерство по коммерческому использованию нетрадиционных ресурсов метана (Партнерство «Метан – на рынок») (М2М), Международный форум по секвестру углерода (CSLF), Глобальное партнерство по биоэнергетике (GBEP) и инициативы правительства Японии по проблеме комплексного использования вторичных ресурсов и отходов (3R). Кроме того, в соответствии с декларацией министров энергетики «Группы восьми», Китая, Индии и Республики Корея (Аомори, Япония, июнь 2008 года) завершается создание Международного партнерства по сотрудничеству в области энергоэффективности.

Для России может быть весьма перспективной проработка инициатив и проектов, которые могли бы представлять для нас интерес в рамках деятельности этого партнерства. Еще один институт – Международное агентство по возобновляемым источникам энергии (IRENA) – создан в январе 2009 года в ходе учредительной конференции, прошедшей в Бонне. В мероприятии участвовали 120 стран. Инициатива создания принадлежит Германии. IRENA – первая организация межправительственного уровня с широкими возможностями по стимулированию развития возобновляемых источников энергии. Агентство призвано занять достойное место в энергетическом сотрудничестве наряду с МЭА, МАГАТЭ и др.

Что дальше?

В случае реализации задач, поставленных в Энергетической стратегии России и в других упомянутых выше документах, можно ожидать решения проблемы снижения чрезмерно высокой энергоемкости ВВП в России и улучшения положения в сфере энергосбережения и энергоэффективности, для чего предусматриваются структурные преобразования. Они должны пройти в первую очередь в электроэнергетике и газовом комплексе, что позволит добиться реальной потребительской ценности электроэнергии и газа. Подобные меры могут способствовать значительному сокращению их потребления. Особое внимание уделяется различным методам экономической мотивации энергосбережения, а также стимулированию развития бизнеса в сфере энергосбережения и энергоэффективности, чтобы по примеру ряда стран Запада в России постепенно были созданы соответствующие коммерчески оправданные отрасли, связанные с энергосберегающим бизнесом. Для снижения вредной нагрузки ТЭКа на окружающую среду предлагается комплекс мер экономического стимулирования повышения экологических стандартов наиболее «грязных» секторов.

В Энергетической стратегии России предусмотрены меры по технической модернизации всех отраслей ТЭКа страны за счет максимально возможного использования во всех технологических процессах и проектах отечественного оборудования, а также привлечения передовых зарубежных технологий. В связи с этим в технологические приоритеты энергетической дипломатии страны входит обеспечение свободного доступа к высоким технологиям в зарубежных странах, налаживание процессов их передачи в Россию и содействие взаимовыгодному международному сотрудничеству в этой сфере с целью экспорта некоторых российских технологий, промышленного оборудования и услуг.

В настоящее время во всех отраслях ТЭК России намечается замена оборудования или его модернизация. Это связано с тем, что большая часть основных производственных фондов была создана более 20–30 лет назад, а их износ во многих случаях достиг критического уровня. Основная часть оборудования была изготовлена на предприятиях бывшего СССР, а также стран СЭВ. В ряде случаев основные технические характеристики были ниже мировых стандартов, что в немалой степени объясняет неблагоприятную ситуацию в сфере энергоэффективности, энергосбережения и экологии бывшего союзного ТЭКа, а также высокую энергоемкость экономики СССР. Следует отметить, что в те времена ТЭК развивался не на рыночной, а на госплановой основе. На такие категории, как себестоимость добычи нефти и газа или цена сбыта или спроса на внутренних рынках, вопросы экологии и энергоэффективности, мало кто обращал внимание. Другими словами, ТЭК был или очень дешевым или, как и многие другие отрасли советской экономики, не имел рыночной стоимости. Поэтому многие виды энергетического оборудования изготавливались без учета мировых цен на энергоресурсы.

Топливно-энергетический комплекс современной России и его продукция имеют рыночную стоимость, которая все больше определяется исходя из мировых цен на нефть, газ, уголь, электроэнергию. Российский ТЭК – это дорогая отрасль. Поэтому важно изначально ставить задачи по оснащению российского ТЭКа самыми передовыми энергетическими технологиями. Это даст возможность не только существенно улучшить положение в сфере энергоэффективности, энергосбережения и экологии, но также создать потенциал для экспорта этих технологий и услуг на мировые рынки. Для этого у России есть промышленный, интеллектуальный и финансовый потенциал.

В этой связи было бы целесообразно разработать целевую федеральную программу (условное название «Энергия») по развитию и внедрению самых современных технологий и оборудования во все отрасли ТЭКа, в том числе лучших зарубежных образцов. Указанная программа могла также привести к появлению современных энергетических технологий в нефтегазовой и угольной отраслях, электроэнергетике, ядерной энергетике, появлению альтернативной энергетики, привести к развитию отраслей, связанных с энергосбережением и т.д.

На состоявшемся в конце февраля 2007 года на территории Московского машиностроительного промышленного предприятия «Салют» выездном совместном заседании комитета по энергетической безопасности РСПП и комитета по энергетической стратегии ТПП обсуждалась концепция создания первого такого парка в России на базе инфраструктуры «Салюта». В ходе этого заседания были рассмотрены основные подходы со стороны деловых кругов России к разработке указанной программы. Подчеркивалось, что в рамках такой программы необходимо определить цели, задачи, приоритеты, направления, механизмы реализации, в том числе соответствующие нормативные и правовые документы. Отмечалось, что помимо крупных отечественных предприятий, включая ВПК, большую роль может сыграть малый и средний бизнес.

Как представляется, реализация программы «Энергия» дала бы возможность не только существенно укрепить национальную энергетическую безопасность, улучшить ситуацию в энергоэффективности, энергосбережении и экологии, решить ряд социально-экономических проблем, а также достойно выйти на международные рынки современных энергетических технологий и услуг. Финансирование такой программы могло бы осуществляться как за счет государственных средств, формирующихся из нефтедолларов, так и частных, включая зарубежные источники.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Накал страстей по Центробанку пытаются снизить

Накал страстей по Центробанку пытаются снизить

Анастасия Башкатова

Природа инфляции и ее восприимчивость к ключевой ставке вызывают ожесточенные споры

0
1396
Проект бюджета 2025 года задает параметры Госдуме-2026

Проект бюджета 2025 года задает параметры Госдуме-2026

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Гранты на партийные проекты выданы под выборы только Слуцкому и Миронову

0
988
Всплеск потребления ослабил торможение экономики России

Всплеск потребления ослабил торможение экономики России

Михаил Сергеев

Правительство обещает следить за эффективностью госрасходов

0
1149
В парламенте крепнет системный консенсус вокруг президента

В парламенте крепнет системный консенсус вокруг президента

Иван Родин

Володин напомнил депутатам о негативной роли их предшественников в 1917 и 1991 годах

0
1164

Другие новости