Экономика Китая рвется вверх нередко за счет экологически устаревших технологий.
Фото Reuters
Шесть лет назад аббревиатура БРИК (Бразилия, Россия, Индия, Китай) появилась в языке экономистов и политологов для обозначения этой группы быстро развивающихся стран. Однако «понадобился» мировой кризис, чтобы лидеры стран БРИК собрались на свой первый саммит.
Поскольку это уже попытка выработки программы совместных действий, в том числе, как накануне саммита заявил президент Дмитрий Медведев, по решению вопросов «обеспечения экономической, продовольственной, энергетической безопасности», представляется целесообразным высказать некоторые соображения по роли стран БРИК в обмене энергией, товарами и углеродной ответственностью в мире XXI века.
На страны БРИК приходится 26% суши нашей планеты, в них живет более 40% населения Земли. Производя в совокупности четверть мирового ВВП, эти страны, опять-таки все вместе, самодостаточны по производству первичной энергии. Как видно из рисунка, по статистике, например, 2007 года, их суммарное энергопроизводство почти совпадает с энергетическими потребностями.
При этом страны БРИК – экспортеры весьма значимого потока энергии и товаров в мировой торговле. Разумеется, в этом потоке и сырьевые полуфабрикаты, и товары конечного потребления. Процесс глобализации раскрыл естественное конкурентное преимущество огромной численности населения, способного достаточно квалифицированно интегрироваться в современные технологии. Человеческий ресурс, способный к производству продукции конечного потребления, в мире быстро нарастает, а адекватного роста природных ресурсов в силу их естественной ограниченности нет.
Энергообмен
При анализе эффективности использования энергии в странах мира необходимо учитывать не только прямые ее перетоки, но и энергетический обмен в товарной форме. Такие товары, как сталь и цветные металлы, продукты «большой химии», требуют при их производстве огромных энергетических затрат, плодами которых пользуются страны-импортеры. Разумеется, хотя и в существенно меньшей степени, это относится и к товарам конечного потребления (автомобили, компьютеры и т.д.).
Товарный обмен между странами одновременно является и энергетическим обменом. Для понимания состояния современной мировой экономики учет этого обстоятельства совершенно необходим. Например, Россия – один из основных поставщиков первичных энергетических ресурсов на мировой рынок, является также и одним из основных поставщиков на рынок сырьевых товаров.
Обработка статистических данных позволяет оценить энергетический обмен между странами в товарной форме. Так, расчеты показывают, что поток товаров из стран БРИК (1200 Мт в 2007 году) потребовал от этих стран расхода первичной энергии, затраченной на производство экспортируемой продукции, в объеме более 800 Мт н.э., то есть четверть от полного производства первичной энергии.
Энергорасход и эмиссия
Расход первичной энергии сопровождается эмиссией парниковых газов. По нашим оценкам, расход энергии на производство экспортируемых из стран БРИК приводит к эмиссии диоксида углерода в масштабе около 2200 Мт, то есть примерно четверть полной годовой эмиссии парниковых газов этих стран.
Необходимость противодействия глобальному изменению климата требует выработки новых механизмов регулирования эмиссии парниковых газов, которые должны учитывать трансграничные перетоки энергоносителей, сырьевых материалов и товаров конечного потребления.
Если продукция, экспортируемая странами БРИК, находит своего конечного потребителя в других регионах, то можно утверждать, что она была произведена в интересах этих регионов, и разделение ответственности за выбросы должно учитывать это обстоятельство.
Конечно, механизм реализации справедливого регулирования ответственности за эмиссии весьма сложен, поскольку он должен учитывать не только факт производства товаров, затраченную энергию и связанные с этим эмиссии, но и качество используемой энергии.
Если в России основным энергоносителем является природный газ – достаточно чистый в экологическом смысле энергоисточник, то основной энергоисточник Китая – уголь, его потребление составляет почти третью часть от мирового.
В любом случае рассмотрение вопросов антропогенного воздействия на климат показывает, что в современном мире с широко реализуемым обменом товарами, производство которых требует значительных энергетических затрат и соответственно эмиссии парниковых газов, разделение юридической ответственности за выбросы необходимо реализовывать с учетом этого фактора.