Центры международной энергетической безопасности.
Источник: МИЭП МГИМО (У) МИД РФ
В последние годы проблема энергетической безопасности вышла на первый план в рамках многосторонних глобальных и региональных международных форумов. В ходе обсуждения тематики энергетической безопасности чаще всего внимание привлекается к обеспечению надежности поставок энергетических ресурсов, отсутствию их сбоев. В связи с опасностью проведения террористических актов на объектах энергетической инфраструктуры возрастают требования к системам защиты от физического воздействия. Из-за нестабильности в ряде основных нефтедобывающих регионов мира усиливается внимание к диверсификации источников поставок энергетических ресурсов, путей их транзита, а также к предотвращению использования политического шантажа. Энергетическая безопасность во многом определяется положением на мировых энергетических рынках, которые приобретают глобальный характер. В этой связи особое значение придается стабильности и предсказуемости этих рынков, включая динамику ценовой конъюнктуры, а также связей между товарными энергетическими рынками и финансовыми рынками. Экологические факторы стали важными аспектами обеспечения энергетической безопасности. Все большее значение для энергетической безопасности имеет состояние ресурсно-сырьевой базы мировой энергетики, мощностей для хранения нефти, нефтепродуктов и газа.
Российские инициативы
В условиях коренных изменений, произошедших за последнее время на мировой энергетической арене, появления новых угроз стабильности энергетических рынков и энергобезопасности стала очевидной необходимость кардинального совершенствования существующей нормативно-правовой базы энергетического сотрудничества. Российская сторона выступает за создание новой архитектуры энергетического сотрудничества, отвечающей интересам всех его участников. Как известно, в 2006 году в период своего председательства в «Группе восьми» Россия стала инициатором принятия на саммите в Санкт-Петербурге документов о принципах обеспечения глобальной энергетической безопасности. В развитие этих подходов в апреле 2009 года президент России Дмитрий Медведев выдвинул идею выработать международный юридически обязывающий документ, который охватывал бы все аспекты глобального энергетического сотрудничества и сбалансированно отражал интересы основных игроков энергетического рынка. В рамках этой инициативы ведущим энергетическим державам и международным организациями направлены: Концептуальный подход к новой правовой базе международного сотрудничества в сфере энергетики (цели и принципы), элементы соглашения о транзите энергоресурсов, неотъемлемой частью которого будет являться договор о разрешении конфликтных ситуаций в этой сфере, а также Перечень энергетических материалов, которые должно охватывать будущее соглашение. Руководство России считает, что будущая система правовых актов в сфере энергетики должна носить универсальный, равноправный и недискриминационный характер по отношению ко всем участникам энергетического сотрудничества, обладать действенным механизмом их реализации, предусматривать процедуру преодоления чрезвычайных ситуаций в этой сфере. Подчеркивается признание неделимости устойчивой глобальной энергетической безопасности и взаимозависимости всех участников мирового энергообмена, взаимная ответственность стран-потребителей и поставщиков энергоресурсов, а также транзитных государств за обеспечение глобальной энергетической безопасности.
В рамках международных энергетических организаций глобального и регионального плана развивается многостороннее взаимодействие стран, являющихся нетто-импортерами, нетто-экспортерами или транзитными государствами, имеющими различные интересы. Кроме того, на деятельность этих международных организаций большое воздействие оказывают ведущие транснациональные корпорации. Интересы стран-импортеров заключаются в гарантированных долгосрочных и стабильных поставках энергетических ресурсов из внешних источников по разумно низким ценам.
Интересы стран-экспортеров сводятся к обеспечению стабильных финансовых поступлений от продажи энергоресурсов по разумно высоким ценам. Международная практика свидетельствует о том, что интересы этих групп стран не всегда совпадают – в первую очередь в вопросах цен. Безопасность транзита непосредственно связана с интересами транзитных стран. Они заключаются в получении этими странами максимальной прибыли за предоставление транзитных услуг за транспортировку энергоресурсов через их территорию. До настоящего времени правовая база, регулирующая многостороннее взаимодействие между этими группами стран с учетом баланса их интересов, отсутствует.
Признаки международных организаций
В соответствии с международной практикой межгосударственные организации должны обладать такими признаками, как: наличие учредительного международного договора, постоянных органов, а также уважение суверенитета стран-членов. Кроме того, существуют организации, которые являются наднациональными, а их целями является интеграция государств-участников. Международные организации могут быть организациями общей и специальной компетенции. Основные «командные» центры, связанные международной энергетической безопасностью представлены на схеме.
Среди организаций общей компетенции, в которых большое внимание уделяется глобальным проблемам энергетики, выделяется ООН. В первую очередь это относится к проблемам окружающей среды планетарного масштаба.
Энергетические и другие сырьевые ресурсы непосредственно не входят в перечень товаров, на которые распространяются правила и нормы ВТО. В то же время в нормативных документах этой организации имеются положения, которые имеют отношение к проблемам энергетической безопасности. Россия ведет переговоры о вступлении в ВТО. Из энергетических организаций глобального уровня, подпадающих под категорию межгосударственных организаций специальной компетенции или отраслевых организаций, следует выделить ОПЕК и МЭА. Россия не является членом ОПЕК или МЭА, но поддерживает активные контакты с обеими организациями, в том числе по проблемам энергетической безопасности.
Определенные перспективы развития правовых основ сотрудничества между странами– экспортерами газа могут открыться в рамках учрежденного на министерской встрече в декабре 2008 года в Москве Форума стран – экспортеров газа (ФСЭГ), деятельность которого регулируется утвержденным на этой встрече Уставом ФСЭГ.
Проблема взаимоотношений между производителями и потребителями энергетических ресурсов находится в центре внимания Международного энергетического форума (МЭФ), который является неформальным международным институтом, в рамках которого один раз в два года проводятся министерские встречи. Россия принимает активное участие в деятельности МЭФ. По инициативе России проблемы глобальной энергетической безопасности более регулярно и конкретно обсуждаются в рамках «Группы восьми», а также «Группы двадцати», которые являются влиятельными неформальными клубами ведущих государств мира.
Многостороннее энергетическое сотрудничество на региональном уровне осуществляется в рамках соответствующих организаций на основе международно-правовой базы. К настоящему времени в ЕС разработан комплекс отраслевых законодательных актов и правовых норм, что позволяет утверждать о формировании Европейского энергетического права. В ЕС создана институциональная основа для реализации единой энергетической политики, одной из основных целей которой является обеспечение безопасности поставок энергетических ресурсов из внешних источников. Важная роль в достижении этой цели отведена Договору к Энергетической хартии (ДЭХ), реализация которого должна была заложить организационно-правовые рамки многостороннего энергетического сотрудничества на евро-азиатском пространстве. Важно отметить, что в Хартии и ДЭХ имеются положения, направленные на обеспечение безопасности транзита, детализация которых обсуждается на переговорах по разработке Транзитного протокола. Следует отметить наличие ряда конструктивных положений в ДЭХ. В то же время январский кризис с перерывами в транзите российского газа через Украину показал несостоятельность механизмов ДЭХ для решения возникших проблем. Очевидно, что бесперебойность функционирования современных международных транзитных систем существенно улучшится, если будут разработаны новые международные правовые нормы, учитывающие интересы потребителей, производителей и транзитеров.