Основные запасы нефти и газа Ирана расположены в пределах ее суверенной территории, в том числе на шельфе Персидского залива, а ресурсные запасы нефти и газа вблизи каспийских берегов оцениваются как малоперспективные.
Фото Reuters
Значение Каспийского региона для мирового энергетического рынка становится все более осязаемым на фоне поступательного увеличения добычи энергоносителей в прикаспийских государствах. Очевидно, что после преодоления финансово-экономического кризиса и по мере роста цен на углеводороды роль региона для глобальной энергетики будет возрастать. У прикаспийских стран появляются все большие экспортные возможности по нефти (Азербайджан, Казахстан) и природному газу (Туркменистан, Азербайджан, Казахстан). Несмотря на то что значительная часть производимого на данный момент сырья поставляется на экспорт через территорию Российской Федерации, очевидно, что в перспективе значительно расширится транспортировка и по другим направлениям. За каждым из действующих и проектируемых маршрутов – переплетение экономических и геополитических интересов государств, коммерческих интересов компаний. У каждого проекта есть свои проблемы и перспективы. Ежегодно проходят различные саммиты и международные конференции по каспийским углеводородам. В частности, в 2009 году прошли форумы в Софии, Праге, Баку, Стамбуле, Афинах, Вене, Париже.
Интересы региональных стран
Каспийский регион в силу его географического положения имеет весьма важное стратегическое значение для нашей страны, особенно в условиях изменения геополитического баланса в регионе вследствие распада СССР. Российские энергетические интересы связаны здесь прежде всего с укреплением энергетической безопасности. Региональное энергетическое сотрудничество играет ключевую роль в обеспечении стабильности в Каспийском регионе с учетом российских геополитических и экономических интересов. В число приоритетных задач входит дипломатическое содействие реализации наиболее выгодных для нас трубопроводных проектов (расширение КТК, Атырау–Самара, Бургас–Александруполис, Прикаспийский газопровод, модернизация САЦ, «Южный поток»). То есть расширять транзитный потенциал России и повышать конкурентоспособность наших проектов с экономической и международно-правовой точки зрения. Все это позволит сохранить традиционное влияние нашей страны в регионе.
В этой связи особенно важно сохранить и усилить российское присутствие в ресурсных странах региона, что невозможно без российских компаний, имеющих значительные коммерческие интересы в разработке углеводородных ресурсов Каспия и участия в их транспортировке. Вместе с тем эти интересы далеко не всегда совпадают. Нередко между отечественными операторами наблюдается ненужная конкуренция.
Оценивая интересы Азербайджана на Каспии, необходимо отметить, что основная часть сухопутных нефтяных месторождений республики была истощена в течение XX столетия. Поэтому каспийские морские углеводородные месторождения являются, по сути, единственной основой его экономического потенциала и выживания. В отношении путей транспортировки углеводородов Азербайджан занимает достаточно гибкую позицию – старается не ссориться с нами, но ведет дело к тому, чтобы основная часть его углеводородов транспортировалась в обход России (БТД, БТЭ, Nabucco, Южный коридор).
Интересы Казахстана во многом определяются прогнозами морских запасов нефти и газа в северной части Каспия. Страна обладает значительными запасами энергетических ресурсов в пределах своей сухопутной территории. Их разработка является приоритетом казахстанской энергетической политики. После распространения информации об огромных потенциальных запасах нефти и газа в северной части Каспия Казахстан активизировал дипломатическую деятельность в отношении раздела дна моря с целью международно-правового признания прав Казахстана на значительную часть северо-каспийских минеральных ресурсов. Позиция Казахстана: транспортировка нефти через действующие маршруты, включая КТК и Атырау–Самара. Кроме того, развивается транспортная система с целью доставки нефти баржами через Каспийское море в Баку. Проявляет интерес к возможности подключения к БТД. Построили нефтепровод в КНР. Вместе с туркменами участвуют в строительстве газопровода в КНР через свою территорию.
Что касается интересов Туркменистана, то они во многом определяются тем, что промышленная добыча нефти и газа ведется на его основных месторождениях, которые находятся на суше. В то же время Туркменистан предъявляет претензии к Азербайджану в отношении ряда месторождений, которые азербайджанская сторона уже включила в свой национальный сектор. Интересы Ашхабада сводятся к тому, чтобы максимально диверсифицировать газотранспортные маршруты и снизить зависимость от России. Туркменская сторона выступает за строительство прикаспийского газопровода и не против модернизации системы САЦ. Но в то же время реализуется проект на Китай, а также рассматривается возможность строительства газопровода по маршруту Афганистан–Пакистан–Индия. Не отказываются от Nabucco. Пока прекращена работа над прокладкой газопровода в Турцию и Европу через Иран. В случае изменения ситуации в Иране этот наиболее выгодный с экономической точки зрения проект может быть реанимирован. России нужно это учитывать.
Интересы Ирана в отношении Каспия в меньшей степени определяются энергетическим фактором. Это связано с тем, что основные запасы нефти и газа страны расположены значительно южнее в пределах ее суверенной территории, в том числе на шельфе Персидского залива, а ресурсные запасы нефти и газа вблизи каспийских берегов Ирана оцениваются как малоперспективные. В то же время участие в разделе каспийских углеводородов и трубопроводной дипломатической игре способствует преодолению международной изоляции Ирана, а также усилению его геополитического влияния в важном для его внешнеполитических и внешнеэкономических интересов регионе. При нынешнем раскладе геополитических и экономических сил в Каспийском регионе Иран не заинтересован в ускорении процесса разработки нового международного правового статуса Каспийского моря, которое может помешать Тегерану тормозить невыгодные для него проекты.
Практически все крупные международные компании стремятся «застолбить» свои права на участие в разработке и транспортировке углеводородов, не дожидаясь урегулирования проблем правового статуса. Фото Reuters |
Интересы внерегиональных стран
Транзитные страны. Следует выделить Турцию, на каспийскую политику которой влияют энергетический и геополитический факторы. Турция заинтересована в обеспечении доступа своих компаний к богатой ресурсной базе Каспийского региона. Кроме того, она усиленно лоббирует прокладку основных трубопроводных маршрутов для транспортировки каспийских энергетических ресурсов на мировые рынки через свою территорию. Контроль над транзитными маршрутами региона, несомненно, усилит турецкое влияние в Закавказье и Центральной Азии. Кроме того, Турция рассчитывает укрепить свои позиции в качестве транзитного центра для транспортировки нефти и газа в ЕС, что может повысить ее шансы на вступление в Евросоюз. Для содействия реализации выгодных для Турции проектов Анкара нередко поднимает вопрос об экологических проблемах, связанных с проходами танкеров через черноморские проливы. Свои транзитные аппетиты имеются у Украины и Грузии. Болгария, Греция, Австрия, Италия и другие страны ЕС, действуя в рамках энергетической дисциплины ЕС, в то же время исходят из национальных экономических и политических интересов в области транзита каспийских углеводородов, которые в определенной степени различаются.
Потребители. Каспийские интересы США, а также стран ЕС, Японии и Китая связаны с их энергетической стратегией, нацеленной на диверсификацию внешних источников поставки энергоресурсов, снижение зависимости от нестабильного в политическом отношении Ближнего Востока, а также обеспечение благоприятных внешнеполитических условий для широкого доступа к ресурсно-сырьевой базе региона. Это вопросы их энергетической безопасности. Кроме того, на позицию стран-потребителей, особенно США и ЕС, большое значение оказывает важное геополитическое расположение Каспийского и Центральноазиатского регионов. ЕС и США стремятся снизить зависимость от поставок каспийских углеводородов через Россию и развивать новую транспортную инфраструктуру (Nabucco, Южный коридор, БТД и др.). При этом исходят из возможности их ресурсной обеспеченности не только за счет стран региона, но также Ирака, Ирана, Египта и др. Например, есть нефтепровод Киркук–Джейхан, но он не задействован на полную мощность из-за внутренних проблем в Ираке. БТД построен из расчета, что когда-то разрешится проблема правового статуса Каспия и к нему можно будет подключить ресурсы Казахстана, чтобы загрузить этот трубопровод на запроектированную мощность. Такая же логика присутствует и в отношении Южного коридора и Nabucco. Построить, а там будет видно. Следует отметить, что у США и ЕС разработаны свои «каспийские нефтегазовые стратегии», а также механизмы их реализации, в которых задействовано немалое количество представителей правительственных и деловых кругов. Для этого выделяются значительные средства, в том числе по линии различных фондов и других общественных организаций, а также компаний. Активность на каспийском направлении всех внерегиональных стран возрастает.
Практически все крупные международные компании являются важными игроками в каспийской нефтяной игре и стремятся в той или иной степени «застолбить» свои права на участие в разработке и транспортировке каспийских углеводородов, не дожидаясь урегулирования проблем правового статуса и режима использования Каспийского моря. Мы наблюдаем за формированием различных альянсов и союзов между этими компаниями.
Проблемы региона
1. Прежде всего это проблемы преодоления мирового финансово-экономического кризиса, роста спроса и соответственно цен на углеводороды на международных рынках.
2. Проблемы ресурсной обеспеченности трубопроводов БТД, Одесса–Броды, Южный коридор, Nabucco, «Белый поток». В отношении проектов «Южный поток», КТК и Бургас–Александруполис ресурсных проблем нет.
3. Политическая ситуация вокруг Ирака и Ирана создает проблемы для реализации проектов Nabucco и Южный коридор, а в Афганистане, Пакистане и в отношениях между Пакистаном и Индией для проекта газопровода из Туркменистана.
4. Политическая и экономическая ситуация в Туркменистане, а также экономические возможности «Газпрома» создают проблемы для строительства Прикаспийского газопровода.
5. Отношения между Туркменистаном и Казахстаном, а также Узбекистаном создают проблемы для модернизации САЦ, строительства Прикаспийского газопровода.
6. Нерешенность проблемы правового статуса Каспийского моря создает трудности для прокладки подводного нефтепровода из Казахстана в Баку с подключением к БТД, а также Транскаспийского газопровода с подключением газа Туркменистана к Nabucco и Южному коридору.
7. Возможное ужесточение позиции Турции вокруг ситуации с черноморскими проливами может создать проблемы с расширением КТК.
8. Проблемы привлечения инвестиций создают трудности для реализации всех проектов с учетом сложившейся экономической ситуации в мире.
Нефтяные перспективы
Проекты с российским участием. Для расширения КТК имеются неплохие перспективы, но должны быть решены проблемы с банком качества нефти (смешивание наших и казахстанских нефтей), а также учтено возможное ужесточение позиции Турции вокруг черноморских проливов. Реализация проекта нефтепровода Бургас–Александруполис в немалой степени зависит от позиции нового болгарского правительства.
Проекты без российского участия. БТД – выход на полную мощь в ближайшее время маловероятен без подключения казахстанской нефти по подводному трубопроводу. Мы свою нефть пока не собираемся направлять в БТД. Переход нефтепровода Одесса–Броды на аверсный режим маловероятен, поскольку Казахстан и Азербайджан не дают гарантии на подключение своих ресурсов.
Газовая составляющая
Проекты с российским участием. Прикаспийский газопровод – реализация реальна. Но многое зависит от финансовых средств (возможностей) «Газпрома», а также разрешения проблем с Туркменистаном. Модернизация САЦ зависит от политических и экономических отношений России, Узбекистана, Казахстана и Туркменистана. «Южный поток» – пока перспектива не ясна, хотя в последнее время ситуация начала меняться в положительном направлении.
Проекты без российского участия. БТЭ для нужд Турции будет развиваться. Южный коридор и Nabucco вряд ли будут реализованы в ближайшее время (ресурсная база, правовой статус, политическая ситуация вокруг Ирана и Ирака). Перспективы реализации проекта «Белый поток» (Грузия–Украина) неблагоприятные (ресурсы). Газопровод Туркменистан–КНР реализуется довольно быстрыми темпами. До конца 2009 года туркменская и казахстанская части будут готовы (сварены трубы). Реализация газопровода Туркменистан–Афганистан–Пакистан–Индия в ближайшее время нереальна (политические факторы).
Выводы
Сдерживающим фактором реализации ряда проектов является неурегулированность правового статуса Каспийского моря.
Прогнозируется нарастание воздействия внерегиональных стран на реализацию проектов добычи и транспортировки каспийских углеводородов (США, КНР, ЕС, Турция, Украина и др.).
Вокруг маршрутов транспортировки каспийских углеводородов ожидается обострение дипломатической борьбы между государствами и конкуренции между международными компаниями.
Для повышения эффективности каспийской энергетической дипломатии необходимо разработать и реализовать единую стратегическую линию России по отношению к региону с учетом баланса интересов государства и отечественных компаний.
Целесообразно рассмотреть возможность создания международного каспийского нефтегазового консорциума для участия в реализации выгодных для России и других прикаспийских стран проектов добычи и транспортировки углеводородов в регионе.
В целях систематизированной разработки концептуальных и аналитических материалов по геополитическим и экономическим проблемам Каспийского региона проработать возможность образования Международного центра каспийских (политических и экономических) исследований (МЦКИ) с участием правительственных и деловых структур России и прикаспийских стран.
Большой вклад в развитие экономического сотрудничества между правительственными и деловыми кругами пяти каспийских стран на основе баланса интересов, особенно в энергетической сфере, могла бы внести Организация каспийского экономического сотрудничества (ОКЭС), возможность создания которой обсуждалась на Первой межправительственной экономической конференции прикаспийских государств в октябре 2008 года в Астрахани. В рамках ОКЭС каспийские страны смогут эффективно находить взаимовыгодные решения ряда проблем.