Привилегии мешают нефтяникам внедрять новые энергосберегающие технологии.
Фото Reuters
Построение энергоэффективной экономики на протяжении последних десятилетий является декларируемой целью любого российского правительства, но, к сожалению, результаты работы в этом направлении пока что не дают нашей стране оснований для гордости. В богатых углеродами регионах продолжают гореть сжигающие неосвоенный попутный газ факелы, промышленное производство, избалованное относительно дешевыми энергоносителями, потребляет астрономическое количество ресурсов, а разъяснительная работа с населением, продолжающим жечь бытовой газ для экономии спичек, ведется очень слабо. Хочется верить, что объявленный президентом России Дмитрием Медведевым курс на модернизацию придаст до сих пор бесполезным усилиям нужный импульс и заявленная президентом цель – сокращение энергоемкости экономики на 40% к 2020 году – все-таки будет достигнута. Однако в настоящее время ни бизнес, ни власти на местах не проявляют особого интереса к переходу на новые энергосберегающие технологии. Причина банальна: слишком малы затраты на энергию в конечной цене производимой продукции. Впрочем, с данной проблемой сталкивается не только Россия.
Как выяснилось на Международной конференции по вопросам энергетической эффективности, прошедшей в конце сентября в посольстве Великобритании в Москве, европейский бизнес также не проявлял особого интереса к модернизации производства до того, как страны ЕС начали проводить продуманную политику, направленную на стимулирование энергоэффективности. В Великобритании специально для этих целей была создана государственная компания Carbon Trust, помогающая предпринимателям оценить выгоды инвестиций в модернизацию и предоставляющая льготные кредиты для ее проведения. По словам Дэвида Винсента, директора Carbon Trust по проектам, «доля затрат на ресурсы составляет лишь незначительную часть от общих затрат компаний, поэтому они очень неохотно вкладывают средства в освоение новых энергосберегающих технологий». На помощь колеблющимся британским бизнесменам приходит государство, позволяющее уже в первый год в полном объеме списать на расходы все затраты на приобретение энергоэффективного оборудования и соответственно снижающее ставку по налогу на имущество. Таким образом, в Великобритании государство помогает бизнесменам принять верное решение, с одной стороны – предоставляя предприятиям существенные преференции, а с другой – постепенно ужесточая экологические стандарты. И система работает. Дэвид Винсент уверен, что в результате в выигрыше оказываются все: бизнес получает налоговые льготы и повышает эффективность производства, а государство заботится об экологии и создает новые рабочие места.
В России же у бизнеса и государства уровень взаимопонимания пока еще не столь высок. Те же затраты на приобретение энергоэффективного оборудования у нас в стране могут быть списаны на расходы лишь с коэффициентом 2, а значит, амортизация оборудования растянется на долгие годы. Ситуацию осложняет и то, что в России большая часть оборудования по уровню энергоемкости в несколько раз превосходит свои аналоги в развитых странах, следовательно, расходы на модернизацию могут быть просто не по карману большинству отечественных предприятий. Это означает, что к процессу необходимо привлекать зарубежных инвесторов, предлагая им взамен налоговые льготы и создавая режим максимального благоприятствования в ведении бизнеса, который сведет к минимуму их общение с коррумпированным чиновничеством.
«В России нефтегазовый сектор обеспечивает более половины поступлений в бюджет и еще долгое время будет являться основным источником доходов для российской экономики. Поэтому внедрение новых технологий следовало бы начать именно в этой области», – считает менеджер по вопросам налогообложения компании Shell Андрей Сухов. Однако льготы по налогу на имущество для энергоэффективного оборудования компенсируются введением новых пошлин или лишением привилегий в других сферах. Так, компания «Транснефть» после отмены льготы на имущество для инфраструктурных объектов может потерять до 1 млрд. долл. США. Никакие льготы на энергоэффективное оборудование не покроют подобных издержек. Правительство также планирует в несколько раз увеличить штраф энергетических компаний за сжигание неосвоенного попутного газа. Эти меры направлены на то, чтобы сделать привлекательными астрономические тарифы, выставляемые «Газпромом» конкурентам за пользование своей газотранспортной инфраструктурой. Однако такой подход, основанный лишь на использовании фискального кнута, грозит тем, что компании просто переложат все свои издержки на потребителей и в последнюю очередь будут думать о повышении энергоэффективности своего производства.
Безусловно, жесткие меры необходимы и без них никакие льготы не подействуют. По данным эксперта Центра энергетической модернизации Евгения Гашо, из механизмов, которые могли бы стимулировать энергосбережение в разных секторах экономики, 54% относятся к жестким нормативным требованиям, 34% – к налоговым льготам, 7% – к пропаганде и еще 5% – к иным стимулам. Но из этих цифр также можно сделать вывод, что кнут сам по себе никогда не будет работать столь же эффективно, как кнут в сочетании с пряником.