0
5113
Газета НГ-Энергия Интернет-версия

12.02.2013 00:00:00

Стратегии развития

Тэги: энергетика, ресурсы


энергетика, ресурсы Странам ОПЕК в недалеком будущем скорее всего придется подсчитывать убытки из-за конкурентов из Северной Америки.
Фото Reuters

Группа компаний BP представила обновленный прогноз развития мировой энергетики до 2030 года. По поручению «НГ-энергии» с вице-президентом ВР России и главным экономистом BP по России и СНГ Владимиром ДРЕБЕНЦОВЫМ беседовала Елена СТАРОСТЕНЦЕВА, главный редактор экспертного канала ecpol.ru.

– В чем отличие новой версии прогноза развития мировой энергетики от предшествующих?

– Наш прогноз мирового энергопотребления был скорректирован по сравнению с прошлогодним в сторону увеличения – примерно на 0,5% к 2030 году. То есть нынешняя версия отличается несколько большим оптимизмом и в отношении долгосрочных перспектив развития мировой экономики, и в отношении перспектив развития мировой энергетики. Кроме того, прогноз существенно скорректирован с учетом достижений в добыче сланцевых нефти и газа в Северной Америке. Объем добычи североамериканских нефти и газа к 2030 году повышен на 14%. Другая важная часть прогноза, которая была скорректирована, – это добыча нефти в странах ОПЕК. Оценка поставок ОПЕК была снижена на ближайшие 10 лет в связи с более быстрым ростом добычи в странах, не входящих в данную организацию.

Существенно пересмотрены перспективы использования нефти и газа на транспорте. Суммарный спрос на углеводороды в этом сегменте мировой экономики пересмотрен в сторону повышения в связи с тем, что мы теперь ожидаем существенно меньший объем поставок биотоплива.

Наконец, потребовалась коррекция спроса на электроэнергию – прогноз был повышен в связи с растущим спросом на электроэнергию в развивающихся странах АТР.

– Что-то меняется, а что-то остается по-старому, так какие же тренды, традиционно отмечаемые в прогнозе ВР, остались прежними?

– Фундаментальным трендом мирового энергетического рынка остается рост спроса. Спрос на энергоресурсы будет расти до 2030 года в среднем на 1,6% в год. При этом 93% прироста спроса обеспечат развивающиеся страны. Рост энергопотребления связан с динамикой мировой экономики и демографической ситуации. В 1813 году численность населения планеты была менее 1 млрд. человек. Через сто лет – в 1913 году – около 2 млрд. человек. Сегодня нас более 7 млрд. человек, а к 2030 году будет больше 8 млрд. человек. Демографические изменения сопровождались еще более стремительными переменами в экономике. Мировая экономика удвоилась за последние 20 лет (размер мирового ВВП по паритету покупательной способности вырос вдвое). Весьма вероятно, ее размер еще раз удвоится в течение ближайших двух десятилетий. Пока повышение энергоэффективности (еще один неизменный тренд) не может компенсировать столь быстрый рост населения и его доходов – отсюда продолжающийся рост спроса на энергоресурсы на протяжении всего нашего прогнозного горизонта.

Среди трендов, которые остались неизменными, следует отметить и продолжающуюся конвергенцию в использовании различных энергоресурсов. По нашим ожиданиям, на нефть, газ и уголь к 2030 году будут приходиться примерно равные доли мирового энергопотребления – около 26–28%. Такое равенство будет наблюдаться впервые в истории.

Газ и уголь будут все более конкурировать друг с другом в электроэнергетике, а нефть будет все более превращаться в специализированный источник топлива для транспорта, где она и в 2030 году будет доминировать с долей почти в 90%.

Аналогичная конвергенция, согласно нашим прогнозам, будет наблюдаться и между тремя другими первичными энергоресурсами: на атомную и гидроэнергию, а также новые возобновляемые источники энергии к 2030 году будет приходиться примерно по 6–7% мирового энергобаланса.

– Каким образом мировая экономика и мировая энергетика адаптируются к растущим потребностям и как они реагируют на резкий рост цен на энергию?

– В ответ на высокие цены на энергоносители в экономике заработали два механизма адаптации. Первый – со стороны спроса – через повышение энергоэффективности. Второй – со стороны предложения. В мировой энергетике активизировался поиск новых технологий добычи и производства энергии, который привел к весьма ощутимым результатам.

Ожидаемую нами эффективность адаптации спроса показывают следующие цифры: несмотря на определенное ускорение экономического роста, рост спроса на энергоресурсы в ближайшие двадцать лет будет существенно меньшим, чем в предшествующие 20 лет (1990–2010) – 36% вместо 48%.

С годами падение темпов роста энергопотребления будет все более заметным: спрос, как предполагается, будет расти в среднем на 2,1% в год в период до 2020 года, а в последующем десятилетии – в среднем только на 1,3% в год. Энергоемкость мировой экономики (потребление энергоресурсов на доллар мирового ВВП, исчисленного по покупательной способности. – Прим. ред.) уменьшится на треть к 2030 году.

Ответ со стороны предложения – это прежде всего сланцевая революция, сначала газа, а теперь и нефти. Нетрадиционные источники нефти и газа будут играть возрастающую роль в удовлетворении мирового спроса на энергию.

И это касается не только сланцевого газа и нефти плотных пород, но также и нефти, производимой из битуминозных песков, например в Канаде, и биотоплива.

Прогноз содержит детальный анализ последствий роста добычи нефти и газа из нетрадиционных источников, к которому я и адресую заинтересованного читателя. Самый же очевидный результат этой революций таков: через 20 лет США – на сегодня крупнейший мировой потребитель энергоресурсов – вплотную приблизятся к энергетической самообеспеченности. Добавлю, что сланцевая революция, безусловно, станет мировой. Однако развитие добычи сланцевых нефти и газа за пределами Северной Америки будет не очень быстрым. Так что и в 2030 году почти три четверти всего объема добываемых из сланцев нефти и газа (72%) будет приходиться на страны Северной Америки.

Доля нефти плотных пород в мировой добыче нефти достигнет 9% к 2030 году, а доля сланцевого газа – 16% мировой добычи газа. Нефть плотных пород обеспечит половину прироста мирового потребления нефти к 2030 году. Причем большая ее часть будет добыта за пределами стран ОПЕК.

– Какой будет динамика спроса на основных рынках первичных источников энергии?

– Спрос на жидкое топливо будет расти медленнее, чем на другие виды энергоресурсов, – 0,8% в год. Однако и при таких темпах роста спроса в дополнение к нынешним 88 млн. баррелям в день мировой экономике потребуется к 2030 году еще 16 млн. баррелей жидких углеводородов в день, заметно больше, чем сегодня добывает Россия или Саудовская Аравия (около 10 млн. баррелей в день каждая).

Спрос на газ будет расти более высокими темпами – примерно на 2% в год. Продолжится глобализация рынка газа, однако в 2030 году газ будет по-прежнему продаваться на региональных рынках, на каждом из которых сохранятся свои механизмы ценообразования. В США сланцевый газ составит 36% совокупной добычи.

Потребление угля в мире будет расти даже быстрее, чем потребление газа, но только в период до 2020 года (более чем на 2% год), а в последующем десятилетии, напротив, медленнее – на 0,5% в год. Снижение темпов роста будет связано с замедлением роста потребления угля в Китае. Но и при этом почти весь прирост мирового спроса на уголь к 2030 году обеспечат Индия и Китай. На их долю через два десятилетия будет приходиться около 65% его потребления в мире.

Возобновляемые источники энергии (без учета гидроэнергии, но с учетом биотоплива) – самый быстрорастущий сегмент мирового энергетического рынка. Ежегодные темпы роста их потребления составят 7,6% в год. Но стартовая база слишком мала. В 2030 году на эти источники будет приходиться 6% мирового энергобаланса и 11% выработки электроэнергии (против 4% в 2011 году).

– Какие прогнозы для России содержатся в докладе BP?

– Россия и через 20 лет будет крупнейшим в мире чистым экспортером нефти и газа (суммарно). Добыча газа превысит 750 млрд. (стандартных) куб. м в год – по этому показателю сравниться с Россией смогут только США. Добыча нефти (включая конденсат) достигнет 10,9 млн. баррелей в сутки – уровня, сопоставимого с Саудовской Аравией и США. Доля нефти плотных пород, по нашим оценкам, может составить 13% российской добычи.

К 2030 году производство энергоресурсов в стране увеличится на 19%, однако российская доля в мировом производстве энергии снизится с нынешних 11% до 9%. Объясняется это тем, что производство энергии в Индии, Китае, на Ближнем Востоке и в США будет расти гораздо быстрее. В Индии, к примеру, на 94%, в Китае – на 46%, а в США – на 23%. Потребление энергии в России увеличится к 2030 году на 15%.

Мы прогнозируем существенное повышение энергоэффективности российской экономики. Однако и через два десятка лет энергоэффективность в России останется примерно в два раза ниже, чем в среднем по ОЭСР. И не только из-за холодного климата, но и из-за сохранения более высокой доли тяжелой промышленности в экономике.

Доля нефти и нефтепродуктов в потреблении на транспорте снизится с 94% в 2011 году до 89% к 2030 году, соответственно суммарная доля газа и электроэнергии, используемых на транспорте, увеличится до 10%.

Доля возобновляемых источников энергии останется в России невысокой, их вклад в энергобаланс останется на уровне 1%, в то время как в ОЭСР этот показатель достигнет 10%.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Бои в зоне СВО и на «курском фронте» по-прежнему ожесточенные

Бои в зоне СВО и на «курском фронте» по-прежнему ожесточенные

Денис Писарев

Экс-представитель Трампа по Украине обозначил возможные условия урегулирования конфликта

0
2407
Региональная политика 30 декабря – 2 января в зеркале Telegram

Региональная политика 30 декабря – 2 января в зеркале Telegram

0
1385
Официальные курсы валют до 9 января 2025 года

Официальные курсы валют до 9 января 2025 года

0
3790
Андрей Быстрицкий. Правила счисления. Навстречу 2025 году

Андрей Быстрицкий. Правила счисления. Навстречу 2025 году

Андрей Быстрицкий

0
4807

Другие новости