0
5684
Газета НГ-Энергия Интернет-версия

12.02.2013 00:00:00

Азиатское сотрудничество

Ли Ю-джин

Об авторе: Ли Ю-джин - эксперт по России, кандидат юридических наук, бывший директор KPMG Russia, Сеул.

Тэги: энергетика, газ, газопровод


энергетика, газ, газопровод Республика Корея пока интересуется газом из России.
Фото Reuters

20 декабря прошлого года состоялась встреча посла России в Республике Корея (РК) Константина Внукова с избранным президентом госпожой Пак Кын Хэ, которой было передано личное послание от президента РФ Владимира Путина с поздравлениями по случаю избрания. Во время встречи, подчеркивая свою нацеленность на развитие взаимовыгодных отношений с Россией во всех областях, избранный президент РК особо отметила, что соединение газопроводов, железных дорог и электросетей через Северную Корею очень благоприятно для создания мира и совместного процветания в регионе Северо-Восточной Азии.

В этой связи, как специалист по России, я лично жду начала работы нового правительства с нетерпением.

Оглядываясь на историю развития двусторонних отношений между Россией и Кореей, мы видим довольно большие перемены за небольшой промежуток времени: был «период чрезмерных ожиданий» на начальном этапе, затем был «период разочарования», после которого был «период равнодушного отношения друг к другу», а период с середины нулевых годов до настоящего времени можно охарактеризовать как «период прямых инвестиций корейских предприятий в экономику России», когда обмены между двумя странами заново начали бурно развиваться.

А после того как в 2008 году лидеры двух государств договорились вывести наши страны на уровень «стратегического партнерства», прошло еще пять лет. Последние годы характеризуются «лихорадкой» инвестиций корейских предприятий во главе с «Элджи Электроникс», «Самсунг Электроникс» и «Хёндэ Моторз» в производство в России, и думалось, что в двусторонних отношениях открывается новый горизонт дальнейшего развития. Но кажется, что такая тенденция тоже подошла к своему пределу.

Теперь настал период, когда нужны практические, стратегические проекты, которые дали бы новый стимул для бесконечного развития двусторонних отношений и принесли бы большие сопутствующие эффекты. Если до сих пор «стратегическое партнерство» оставалось лишь на словах, то теперь пора приступать к реальному поиску путей к нему. На данный момент одной из самых актуальных тем для обсуждения может стать проект прокладки газопровода из России в Южную Корею через территорию Северной Кореи, который в последнее время заново приобретает активность.

Значительный сопутствующий эффект могут дать и проект соединения транскорейской железнодорожной магистрали с выходом на Транссиб, который с большим интересом обсуждался под руководством президента Путина в начале нулевых годов, и проект по соединению электросетей при помощи ЛЭП, который начали обсуждать в последнее время по инициативе России. Однако на данный момент именно проект прокладки газопровода оценивается как «самый осуществимый», поскольку уже изучено и подтверждено ТЭО, а также существует возможность прокладки газопровода за довольно короткий отрезок времени. Кроме того, этот проект привлекает наше внимание и в том смысле, что его успешное осуществление может привести к началу двух вышеупомянутых крупномасштабных проектов стратегического значения, в реализации которых Россия больше всех заинтересована.

Нынешнее состояние проекта

С 2008 года переговоры по газовому проекту вели в основном Россия и Южная Корея. А на российско-северокорейском саммите, который состоялся в августе 2011 года, между сторонами были достигнуты договоренности об «общей картине» этого проекта. Но после смерти Ким Чен Ира по известным причинам имеется определенная задержка в реализации проекта.

По «дорожной карте» поставок российского газа в Корею, подписанной КОГАЗом и «Газпромом», которым поручили проект правительства двух стран, к апрелю прошлого года должно было быть заключено соглашение о поставках газа, было запланировано начало строительства газопровода в сентябре 2013 года и начало поставок российского газа в Корею в 2017 году.

В этих ситуациях было бы целесообразно подтвердить необходимость этого проекта для России и Кореи и выдвинуть идеи для принятия дальнейших мер.

Ожидаемые эффекты проекта

Помимо реализации упомянутых двух проектов Россия может ожидать от проекта выгоды в следующих пяти моментах: во-первых, Россия диверсифицирует экспортные линии своего природного газа кроме Европы; во-вторых, конструктивное сотрудничество с Северной Кореей позволит России сыграть ведущую роль в сохранении стабильности на Корейском полуострове и процветании региона Северо-Восточной Азии; в-третьих, в процессе включения Северной Кореи в международное сообщество как нормального и полноценного члена Россия может расширять обмены с соседом на качественно новом уровне; в-четвертых, успехи проекта газопровода расширят возможность сотрудничества с Кореей не только на Корейском полуострове, но и во всем регионе Дальнего Востока, тем самым ускорят инвестирование корейских капиталов в развитие российского Дальнего Востока; в-пятых, успешная реализация проекта послужит хорошим примером для переговоров по газу с Китаем, поскольку Корея уже является рынком, открытым для мирового рынка СПГ, и установлена самая высокая цена на газ по сравнению с ценами мирового рынка. Таким образом, поставки трубопроводного газа в Корею позволят России занять более выгодную позицию в переговорах с Китаем.

Для Южной Кореи, в свою очередь, от проекта ожидаются следующие эффекты: во-первых, Корея может закупить газ в стране, которая находится недалеко от Кореи, и тем самым диверсификация источников импорта энергоносителей послужит укреплению энергетической безопасности; во-вторых, трехстороннее сотрудничество с участием Северной Кореи будет способствовать снижению напряженности на Корейском полуострове и послужит новым толчком в поисках различных способов межкорейского экономического сотрудничества; в-третьих, этот долгосрочный проект определит общее дальнейшее направление двустороннего политического и экономического сотрудничества с Россией.

Газопроводы как прочный фундамент для развития политического и экономического сотрудничества России и РК

Эксперты не раз подчеркивали, что во многих аспектах с точки зрения структуры двустороннего сотрудничества обе страны являются оптимальными партнерами с ясной взаимодополняемостью и партнерами, у которых нет ни конкуренции, ни политических конфликтов. Поэтому газовый проект послужит катализатором всестороннего экономического сотрудничества, начиная с проектов энергоносителей и заканчивая различными проектами по модернизации социальной инфраструктуры, в том числе проект электронного правительства России. По ооновскому рейтингу в настоящий момент РК занимает первое место по уровню реализации электронного правительства. Думается, что опыт Республики Корея может быть полезным в этом деле.

Северная Корея при успешном завершении прокладки газопровода через свою территорию сможет получить экономические выгоды и тем самым накопить положительный опыт получения стабильной и достойной прибыли посредством многостороннего сотрудничества, отказавшись от зависимости от Китая. Это поможет Северной Корее, с одной стороны, развивать сотрудничество с Россией в различных областях, с другой – пойти на реформы и открытость.

В самом процессе постройки газопровода станут возможными создание на Севере новых рабочих мест и поступление различного рода товаров. Это станет «спасательным тросом» для северокорейской экономики, которая находится в «состоянии агонии». Данная косвенная помощь Северной Корее в значительной мере послужит предотвращению ее внезапного распада, чего не желают ни Южная Корея, ни Россия.

Многие международники и специалисты по объединению Кореи склонны считать, что Россия среди прочих приграничных четырех держав сможет сыграть самую положительную роль. В свою очередь, для успешного освоения регионов Дальнего Востока России необходима не только стабильность Корейского полуострова, но в будущем мирное объединение полуострова. Есть надежда, что Россия сможет проявить более активную деятельность в обеспечении стабильности полуострова в качестве непосредственной экономически заинтересованной стороны путем прокладки газопровода на полуострове. Уверена, что прокладка газопровода через территорию Северной Кореи послужит краеугольным камнем мира и стабильности на Корейском полуострове.

Как оценивать риск транзита?

Самую большую озабоченность в прокладке российского газопровода через Северную Корею вызывает возможная провокация со стороны Севера, которая может перекрыть газопровод в целях оказания давления на Юг. Но в условиях полной изоляции со стороны международного сообщества Северная Корея, связанная лишь нитью сотрудничества с Китаем и Россией, вряд ли предпримет провокационные шаги, направленные против непосредственного интереса России. Сегодня наблюдается все большая экономическая зависимость от Китая, но и Россия остается важным традиционным соседом, поставляющим современное оружие.

Стало известно, что во время встречи в верхах в Улан-Удэ в августе 2011 года Россия и Северная Корея рассматривали различные варианты экономического сотрудничества, включая и газовый вопрос. А 17 сентября прошлого года правительства обеих стран подписали Соглашение о списании долгов Кореи перед СССР. Северная Корея посредством ЦТАК дала высокую оценку заключенному соглашению о регулировании долговых вопросов, утверждая, что оно обеспечит новые условия для расширения экономического сотрудничества между Россией и Северной Кореей. В целом видна обоюдная воля укрепления сотрудничества между Россией и Северной Кореей.

В условиях, когда вышеуказанная «дорожная карта» еще не вошла в программу реализации, нам необходимо хладнокровно подумать, какую скорость будем давать данному проекту.

Возможны различные высказывания по этому поводу, однако ясно одно: чем раньше, тем больше вероятность успеха данной работы. По истечении времени могут возникнуть все новые факторы, которые могут осложнять расчеты каждой стороны. Это будет сдерживать темп переговоров, а вероятность провала проекта – все возрастать.

К примеру, при поставке дешевого сланцевого газа из регионов Северной Америки в Корею общественность Кореи может проявить сдержанный интерес к российскому газу. Или при опережающем строительстве комплекса по производству сжиженного газа во Владивостоке, о котором ведутся переговоры между Россией и Японией, или при положительном решении трудного ценового вопроса с Китаем обсуждение по строительству соединения газопровода между Россией, Севером и Югом Кореи может резко терять свой стимул.

Предстоящие задачи

Закладывание фундамента взаимного доверия является самым важным фактором в данной работе. Для этого необходимо создать механизм трехсторонних переговоров. До сегодняшнего дня лишь Россия выступала зачинателем двусторонних переговоров. Но в конечном счете только трехстороннее межправительственное соглашение типа «Зонтичного соглашения», применяемого в практике многосторонних проектов, может возвысить степень доверия как внутри стран, так и в международном масштабе. Чем аккуратнее создавать механизмы регулирования споров в соглашении, таких как «совместную комиссию» и т.п., тем быстрее решатся текущие вопросы, включая и вопросы о финансировании и т.п. А это, в свою очередь, может внести вклад в продвижение труднопроходимых коммерческих переговоров между КОГАЗом и «Газпромом».

При укреплении взаимного доверия можно было бы конкретно рассматривать вопросы по совместным инвестициям, по совместному строительству, по совместному управлению газопроводами и газооборудованием на территории Северной Кореи. Смысл данной работы не ограничивается только экономическими интересами, но и имеет разного рода стратегическое значение для России и Кореи. Следовательно, провал работы по строительству газопровода может нанести большой урон России и Корее. Наступает момент, когда необходимо собрать воедино специалистов и госслужащих для реализации данного проекта, чтобы не терять момента.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Татьяна Астафьева

Всероссийские праздничные акции объединили представителей компании во всех регионах страны

0
250
Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

0
222
Путин вводит монополию власти на историю

Путин вводит монополию власти на историю

Иван Родин

Подписан указ президента о госполитике по изучению и преподаванию прошлого

0
1878
Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Ольга Соловьева

МВФ опасается подрыва международной валютной системы

0
1431

Другие новости