Шведы смогли «прорубить окно» в Россию и наладить поставки ядерного топлива для своих АЭС. Фото с сайта www.vattenfall.se
РОССИЙСКОЕ ТОПЛИВО ДЛЯ ЗАПАДНЫХ АЭС
Топливная компания ТВЭЛ ГК «Росатом» заключила коммерческий контракт на поставку топлива ТВС-Квадрат (ТВС-К) для третьего и четвертого блоков шведской АЭС Ringhals.
ТВС-К – проект российского топлива для АЭС с реакторами PWR западного дизайна. Новые тепловыделяющие сборки имеют в поперечном сечении форму квадрата (17 на 17 рядов твэлов, длина 12 футов), в то время как все ТВС для российских реакторов выпускаются в форме правильного шестигранника. Генеральный конструктор ТВС-К – ОАО «ОКБМ Африкантов», тепловыделяющие элементы для ТВС-К разработаны в ОАО «ВНИИНМ им. академика Бочвара», в НИЦ «Курчатовский институт» обоснована прочность новых сборок.
В марте 2012 года компания ТВЭЛ впервые в истории получила лицензию на поставку опытных сборок ТВС-К для реакторов западного дизайна и подписала договор со шведской энергокомпанией Vattenfall Nuclear fuel на их установку в реактор PWR-900 на энергоблоке Ringhals-3. Весной 2014 года первые тестовые сборки ТВС-К, изготовленные на АО ТВЭЛ «Машиностроительный завод» (г. Электросталь), были загружены в активную зону реактора PWR-900 третьего энергоблока АЭС Ringhals.
Шведские партнеры стали проводить самостоятельную оценку тестовой эксплуатации ТВС-К, которая должна проходить до полного выгорания топлива (примерно 4 года). По словам президента компании ТВЭЛ Юрия Оленина, «пока все параметры в норме, отклонений нет».
От вердикта шведов зависит продвижение российского топлива не только в Европу, но и в США и Японию.
30 ноября, не дожидаясь конца испытаний (2018), шведы заключают новый коммерческий контракт на поставку ТВС-К. Управляющий директор шведской компании Пер Олоф Нестенборг дает высокую оценку российскому топливу и культуре его производства на российских заводах.
Стоимость заключенного контракта 123 млн евро. Кроме ТВЭЛ поставщиками топлива для Vattenfall будут компании Areva (Франция) и Westinghouse (США–Япония). Шведы объяснили диверсификацию портфеля поставок топлива стремлением к обеспечению «независимости от отдельных стран и поставщиков».
Топливо, предназначенное для третьего и четвертого блоков АЭС Ringhals, планируется поставлять в 2018–2025 годах. Российские поставки коммерческих перегрузок топлива начнутся с 2021 года.
Подписание контракта на поставку российского ядерного топлива ТВС-Квадрат для шведской АЭС Ringhals стало новым большим успехом атомной отрасли России. Через открытие поставок топлива в Швецию ТВЭЛ намерен добиться расширения экспорта и «выхода на другие рынки». В планах компании стоит увеличение доли на мировом рынке фабрикации топлива с нынешних 17 до 22% к 2030 году. В мае 2016 года ТВЭЛ подписал соглашение с компанией Global Nuclear Fuel-Americas (CNF-A) о совместной работе по выводу ТВС-К на рынок топлива для американских АЭС и первый контракт с одной из компаний-операторов США на опытно-промышленную эксплуатацию российских сборок. В настоящее время GNF-A приступила к переговорам по лицензированию российского топлива в американской Комиссии по ядерному регулированию, а опытная партия топлива ТВС-К ждет отправки на одну из АЭС на территории США.
МЕМОРАНДУМ О РОССИЙСКО-ЯПОНСКОМ СОТРУДНИЧЕСТВЕ ПО МИРНОМУ АТОМУ
В ходе визита президента РФ Владимира Путина в Японию в декабре 2016 года был подписан меморандум о сотрудничестве в области мирного использования атомной энергии. Документ подписали 16 декабря гендиректор ГК «Росатом» Алексей Лихачев, министр экономики промышленности и торговли Хиросигэ Сэко и министр образования, науки и технологий Хирокадзу Мацуно.
Одним из ключевых моментов сотрудничества станет преодоление последствий аварии на АЭС Fukushima. «Нас просят правительство Японии, компания ТЕРСО (владелец станции), которая будет оператором всей этой работы. Работа рассчитана на несколько десятилетий. Будем применять те технологии, которые у нас сегодня есть. В ближайшее время утвердим еще конкретный перечень мероприятий для совместной реализации», – сказал Лихачев. Он сообщил также, что Россия намерена развивать сотрудничество с Японией по поставкам обогащенного топлива: «Меморандум упрочивает наше сотрудничество в сфере поставок обогащенного урана; более 20 лет идет эта работа. Мы дорожим ею и планируем развивать независимо от тех сложностей, которые возникают в наше непростое время».
Предусматривается и возможность партнерства по инновационным ядерным технологиям. Речь идет «в первую очередь о развитии так называемого замкнутого топливного цикла, то есть фактически минимизации отходов от работы атомных станций и многократном использовании отработавшего ядерного топлива как в технологии распространенных водо-водяных реакторов, так и реакторов на быстрых нейтронах. Эта технология наша, российская. Мы над ней работаем не только на уровне прикладных исследований, но и на уровне практической реализации. Она интересна нашим японским партнерам», – сказал Лихачев.
БОЛГАРИЯ РАССЧИТАЛАСЬ ЗА ОТКАЗ ОТ «БЕЛЕНЕ»
Национальная электроэнергетическая компания Болгарии (NEC) 9 декабря полностью погасила задолженность перед российским АО «Атомстройэкспорт» (АСЭ) в рамках исполнения решения Арбитражного суда при Международной торговой палате (Женева).
14 июня 2016 года арбитраж принял решение, согласно которому АСЭ должен быть компенсирован ущерб в размере 601,6 млн евро в связи с прекращением реализации проекта строительства АЭС Belene; в частности, возвращены затраты на уже сделанные работы и заказанное оборудование, а также затраты на судебные издержки, включая оплату услуг адвокатов.
По предварительной договоренности с российской стороной при выплате всей суммы задолженности до 15 декабря Болгария освобождается от процентов по долгу, сумма которых уже составила 23,8 млн евро.
В конце марта 2012 года правительство Болгарии приняло решение об отказе от реализации проекта Belene, который предполагал возведение АЭС с двумя энергоблоками суммарной мощностью 2000 МВт. Тендер был объявлен в 2005 году, его победителем стал «Атомстройэкспорт». Соглашение с болгарской NEC о сооружении АЭС было подписано в ноябре 2006 года, а в конце сентября 2011-го в Софии было подписано новое соглашение о продлении переговоров по строительству до 31 марта 2012 года. Официальная дата отказа от строительства, согласно базе данных МАГАТЭ PRIS, – 28 марта 2012 года.