0
50986
Газета НГ-Энергия Интернет-версия

20.06.2017 00:01:00

"Турецкий поток" обходит Украину

Сергей Жильцов

Об авторе: Сергей Сергеевич Жильцов – доктор политических наук.

Тэги: газпром, турецкий поток, турция, европа, транзит, украина, энергетическая стратегия


газпром, турецкий поток, турция, европа, транзит, украина, энергетическая стратегия Подписание соглашения о «Турецком потоке», 10 октября 2016 года. Фото с сайта www.tccb.gov.tr

В начале мая «Газпром» приступил к реализации проекта газопровода «Турецкий поток», который должен быть реализован к концу 2019 года. Проект предусматривает поставку российского газа из России в Турцию по дну Черного моря и далее в европейские страны. Поставки должны осуществляться по двум «ниткам». Мощность каждой из них должна составить 15,75 млрд куб. м. Первая «нитка» предназначена для поставок газа в Турцию, вторая – в страны Южной и Юго-Восточной Европы. Морская часть трубопровода должна составить 900 км, а 200 км должны пройти по территории Турции до границы с Грецией.

Россия обходит Украину

Заинтересованность России в реализации проектов трубопроводов, которые бы обходили украинскую территорию, усилилась после внутриполитических событий в Украине в 2004 году. После прихода к власти Виктор Ющенко поддержал пересмотр условий поставок и транзита российского газа, которые были достигнуты в период правления Леонида Кучмы. Одновременно украинская сторона отвергала возможность активного вовлечения России в решение проблем газотранспортной системы (ГТС), отдавая предпочтение ЕС. В результате переговоры о совместном управлении ГТС завершились безрезультатно. 

Затем Киев спровоцировал российско-украинские газовые «войны», которые должны были сформировать представление о России как о ненадежном поставщике углеводородного сырья. Проблемы с поставками российского газа в Европу, которые дважды происходили в период руководства Украиной Виктора Ющенко, поставили перед Россией вопрос о поиске альтернативных экспортных маршрутов. Данная работа успешно продвигалась в отношении проекта «Северный поток» и одновременно Россия сталкивалась с серьезными барьерами для расширения поставок своего газа через Черное море. После государственного переворота в 2014 году, когда к власти пришли националистические силы, задача по ослаблению зависимости от поставок газа через территорию Украины приобрела для России особую актуальность. Было предложено несколько проектов, однако наиболее успешным стал проект газопровода «Турецкий поток». 

Российская компания «Газпром» и турецкая Botas еще в декабре 2014 года подписали меморандум о взаимопонимании по данному вопросу. Однако ухудшение российско-турецких отношений в ноябре 2015 года на время отложило реализацию данного проекта. Лишь с нормализацией отношений Москвы и Анкары стороны вернулись к проекту газопровода. В результате уже в октябре 2016 года Россия и Турция подписали межправительственное соглашение. В декабре того же года парламент Турции его ратифицировал, а в феврале 2017 года российский президент подписал закон о ратификации соглашения РФ и Турции о строительстве газопровода «Турецкий поток».

Наибольший интерес представляют поставки газа в Болгарию. Реализация данных планов позволит России укрепить свое  влияние в этом стратегически важном регионе. Существуют планы по увеличению поставок газа в Сербию, куда до последнего времени ежегодно экспортируется около 2 млрд куб. м. В итоге часть европейских стран присматривается к российскому проекту, видя в нем возможность укрепить свое влияние как в отношениях с Россией, так и в Европе.

Украина теряет транзитные позиции

Против российско-турецкого проекта выступает Украина, которая обоснованно опасается потерять роль транзитера российского газа в Европу. После введения в строй «Турецкого потока» и истечения в 2019 году части контрактов на поставки российского газа в Европу потребности в использовании украинской газотранспортной системы резко снизятся. Это сократит его загрузку и уменьшит транзитные платежи в украинский бюджет. 

В последние годы экспорт российского газа через территорию Украины постепенно снижался. Если в начале первого десятилетия XXI века через территорию Украины транзит российского газа превышал 100 млрд куб. м, то в 2016 году через украинскую газотранспортную систему было поставлено 82,5 млрд куб. м. По заявлению председателя правления «Газпрома» Алексея Миллера, после 2020 года речь может идти о поставках только 15 млрд куб. м газа. Этот объем сделает нерентабельной работу газотранспортной системы Украины.

Реализация проекта приведет к кардинальному изменению расстановки сил в Черноморском регионе, повысит надежность поставок газа на европейский рынок и негативно скажется на позициях Украины как основного транзитера российского газа в Европу. В итоге Киев, который на протяжении многих лет стремился использовать свою ГТС в качестве рычага давления на Россию, утратит такую возможность. Украинские трубы также перестанут быть привлекательными для ЕС, который рассматривал ГТС в качестве предмета политического торга с Москвой. В этом случае США и ЕС утратят мощный инструмент воздействия на Россию «руками» Киева.

Для противодействия проекту «Турецкий поток» Украина пытается заручиться поддержкой Румынии и Болгарии. Однако повышенное внимание в Киеве уделяют Турции, стремясь добиться от нее отказа от участия в строительстве газопровода. Также украинская сторона пытается привлечь внимание Анкары к крымским татарам, проживающим на полуострове. Информационная политика Киева направлена на искажение реальной ситуации. В целом Киев намерен продолжить политику, направленную на укрепление украинско-турецкого стратегического партнерства, расширения дипломатических и политических контактов, акцентируя внимание на вопросах Крыма и расширении сотрудничества с Анкарой в Черноморском регионе.

Не меньший интерес для Киева представляют отношения с Грузией, чья внешняя политика ориентирована на продвижение интересов ЕС и США. Киев рассматривает украинско-грузинское взаимодействие в контексте согласования евро-атлантической политики, а также с учетом сохраняющейся напряженности между Тбилиси и Москвой. 

Турецкий интерес

Газопровод «Турецкий поток» значительно усилит позиции Турции, превратив Анкару в один из ключевых поставщиков углеводородных ресурсов на европейский рынок. Тем более что он дополнит ранее построенный газопровод «Голубой поток» мощностью 16 млрд куб. м. Тем самым Россия и Турция сформируют мощный каркас двустороннего сотрудничества. 

Будущий трубопровод усилит позиции Анкары в отношениях с Россией, даст дополнительные аргументы в диалоге с ЕС. Так, Турция рассчитывает укрепить свои позиции в качестве основного поставщика природного газа в европейские страны. Кроме того, «Турецкий поток» может стать привлекательным для Болгарии и Греции. Еще в прошлом году «Газпром» подписал договор о поставках газа в Италию. 

В реализации энергетической политики Турция стремится использовать противоречия между Россией и Украиной. В отношениях с Украиной Анкара намерена добиваться улучшения условий для допуска своей продукции на украинский рынок и сохранить сложившийся характер двустороннего турецко-украинского взаимодействия. В отношениях с Россией Турция заинтересована в устранении барьеров для деятельности турецких компаний, снятия ограничений для доступа своей продукции на российский рынок. В мае текущего года Россия и Турция договорились о снятии торговых ограничений, и, по всей видимости, эта политика будет продолжена. Подобное балансирование между Россией и Украиной, отношения которых в последние годы резко ухудшились, позволит Анкаре добиваться максимально выгодных для себя условий.

Энергетическая стратегия Запада

Российско-турецкий проект газопровода реализуется в условиях сохраняющихся антироссийских санкций и непростых отношений Анкары с Западом. Кроме того, газопроводы «Турецкий поток» и «Северный поток» будут определять позиции российского газа на европейском рынке, борьба за который в последнее десятилетие резко обострилась. Причиной этого стала «сланцевая революция» в США, которые стали разрабатывать планы поставок своего газа на европейский рынок. Этим объясняется стремление США ограничить поставки российского газа в Европу. В данной борьбе американская администрация использует широкий инструментарий: газовые войны между Москвой и Киевом, давление на потенциальных участников трубопроводных проектов. Соответственно западные страны не поддерживают российско-турецкий проект, который даст России дополнительные возможности для экспорта своего газа в Европу. Кроме того, политика Запада по-прежнему направлена на международную изоляцию России, ограничение ее политических и экономических контактов. 

Ключевая роль в противодействии проекту «Турецкий поток» отводится Киеву, который опирается на поддержку западных стран и вокруг которого сформировалась группа черноморских государств, готовых к более тесному сотрудничеству с США, Евросоюзом и НАТО. При этом Брюссель и Вашингтон уделяют повышенное внимание политическим аспектам сотрудничества, пытаясь использовать механизмы консультаций в рамках региональных организаций. Речь идет об использовании ГУАМ, куда входят Грузия, Украина, Азербайджан и Молдавия. Западные страны стремятся к консолидации черноморских государств, занимающих антироссийские позиции. Одновременно Брюссель и Вашингтон оказывают давление на Турцию, которая возобновила энергетическое сотрудничество с Москвой, восстановила торгово-экономические отношения.

С повестки дня не снят геополитический проект создания Балтийско-Черноморско-Каспийского сообщества, которое должно оградить Россию от европейских стран, создать противовес российской политике на пространстве бывшего СССР. Фактически проект направлен на формирование санитарного кордона из некоторых стран постсоветского пространства. Лидерами нового проекта должны стать Украина, страны Прибалтики и Польша. Формирование данного сообщества расширит возможности США для оказания давления на Россию, позволит координировать политику входящих в объединение стран в области экспорта энергетических ресурсов, реализовать новые транспортные проекты.

Российская энергетическая политика, несмотря на противодействие со стороны США и двойственной позиции ЕС, достигла определенных успехов. Реализация проекта газопровода «Турецкий поток» позволит России значительно укрепить свои позиции  в Черноморском регионе, одновременно расширив возможности для обеспечения надежных поставок газа на европейский рынок.



Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

Олег Никифоров

В ФРГ разворачивается небывалая кампания по поиску "агентов влияния" Москвы

0
406
КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

Дарья Гармоненко

Коммунисты нагнетают информационную повестку

0
392
Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Михаил Сергеев

Россия получает второй транзитный шанс для организации международных транспортных потоков

0
599
"Яблоко" возвращается к массовому выдвижению кандидатов на выборах

"Яблоко" возвращается к массовому выдвижению кандидатов на выборах

Дарья Гармоненко

Партия готова отступить от принципа жесткого отбора преданных ей депутатов

0
344

Другие новости