0
11533
Газета НГ-Энергия Интернет-версия

14.03.2022 17:14:00

Японский автопром движется в сторону электромобильности

Производители опираются при этом на поддержку местных IT-компаний

Николай Тебин

Об авторе: Николай Петрович Тебин – журналист-международник.

Тэги: япония, лдп, партия, экономика, автопром, сони, хитати, панасоник


япония, лдп, партия, экономика, автопром, сони, хитати, панасоник Япония не прекращает экспансию высокотехнологичных моделей машин на международной арене. Фото Reuters

В 2021 году Группа Toyota Motor Corp. второй год подряд заняла первое место по мировым продажам автомобилей. Было реализовано почти 10,5 млн машин под маркой Toyota разных типов, что на 10,1% больше, чем годом ранее. Мировые продажи автомобилей из-за глобального кризиса с чипами в прошлом году у большинства автогигантов снизились. В самой Японии продано 2,11 млн машин Toyota, что на 2,2% меньше, чем годом ранее, в то время как ее мировые продажи выросли на 13,8% – до 8,39 млн единиц. Совокупные мировые продажи автомобилей 8 крупнейшими автопроизводителями Японии выросли на 6,1% – до 24,92 млн автомобилей, при этом все производители, за исключением Subaru Corp., показали рост.

Выход Японии в мировые лидеры автостроения – это результат революционных преобразований страны и перехода от милитаристского абсолютизма к демократическому парламентаризму во время оккупационного режима. Парламентаризм развивался и после вступления в силу мирного договора в апреле 1952 года. В парламенте страны действовало до полутора десятка политических партий. Преобладали две группировки. На левом фланге левые и правые социалисты, на правом – буржуазные либералы и демократы. Шла консолидация партийной структуры парламента. В октябре 1955 года социалисты объединились в единую Социалистическую партию Японии (СПЯ), а в ноябре их партийные конкуренты – в Либерально-демократическую партию (ЛДП) Японии.

ЛДП больше полувека во власти

ЛДП получила большинство в парламенте, избирала своего премьер-министра, который формировал кабинет. На несколько десятилетий, до 1990-х годов, в Японии сложилась «полутора-партийная» система с правящей ЛДП и оппонирующей ей СПЯ. ЛДП удерживала большинство в парламенте с разными результатами, а социалисты утрачивали доверие у избирателей, даже перейдя на социал-демократические позиции. Оппозицию начали формировать различные коалиции.

В первых пяти программных документах ЛДП были изложены цели партии и пути их достижения. Их основные положения: главное – отказ от милитаристской идеологии. Объявление ЛДП партией общенародной, подлинно демократической. Как цель ставилось «построение государства благосостояния». При этом заявлялось «об отрицании как социалистической экономики, так и монополистического капитализма». Решить задачу предлагалось на основе свободного предпринимательства, опираясь на расширение производства путем придания ему «комплексного и планового характера». Особо подчеркивалась важность проведения «сильной политики социального обеспечения».

Первый общегосударственный план был выполнен досрочно, за два года. Успех выполнения был обусловлен хорошо подготовленной ранее базой. Поражение Японии в конце войны было понятно многим и в правящих кругах страны. Они считали важным «сберечь государство и народ». Поэтому 14 августа 1945 года император Японии по радио объявил о безоговорочной капитуляции страны, акт о капитуляции был подписан только 2 сентября, что не случайно.

Страна была оккупирована американскими войсками. Всеми процессами в ней стал руководить Штаб оккупационных войск. Хотя было полностью сохранено все японское административное управление страной. Даже в полиции были ликвидированы только одиозные политические структуры. Министерства армии и флота были упразднены в конце ноября, после того как они завершили демобилизацию личного состава. Сейчас стало ясно, что японцы, правящие круги страны, отказавшись от милитаристского абсолютизма, смогли на будущее сохранить важную роль государства в путях ее экономического развития.

Довоенные финансово-промышленные организации и даже компании были ликвидированы, конечно, по указанию штаба оккупационных властей, вплоть до отдельных предприятий. Среднего бизнеса практически не было. Но уже в апреле 1946 года активные деловые лица страны объединились в Общество экономических единомышленников (Кэйдзай доюкай), которые и прорабатывали эффективные пути развития страны.

При Обществе собирались группы ученых-экономистов, которые изучали зарубежные теории и практики, опыт экономического развития стран, кейнсианство и марксизм. Именно на основе докладов этих групп после поражения Японии в войне и годы разрухи шел переход от монархического военного абсолютизма к парламентской республике. Он шел по всем структурам страны и общества по законодательно оформленным послевоенным нормам, начиная с новой Конституции, вступившей в силу 3 мая 1947 года и без поправок действующей до наших дней, поскольку она была во многом написана с учетом национальных традиций.

Трансформация общества закреплялась в курсе ЛДП на развитие в стране рыночной экономики на принципах либерализма при демократическом его регулировании государством.

Конспективно основное. Налоговое законодательство: малый бизнес почти без налогов, чем он крупнее, тем его отчисления по налогам государству больше, которые направляются на решение социальных проблем. Антимонопольные законы: ограничения на долю внутреннего производства, что обеспечивало здоровую конкуренцию. Выплавка стали, например, не больше трети валового производства в стране. Финансовый сектор: до 1976 года (Крах Бреттон-Вудской системы) законодательно утверждены 12 надежных крупных банков, 50 банков второй гильдии и мелкие кредитные учреждения. Банкротств банков не было. Только два банка могли осуществлять внешние операции. Стабильный курс национальной валюты –360 иен за 1 доллар – поддерживало государство.

Иностранные капиталовложения в японские компании разрешались, но не более 7%, да и то в форме поставок оборудования или патентов. В целом опора на собственные силы для обеспечения быстрого роста ВВП.

В планах указывались приоритетные отрасли промышленности. В первой по ряду причин сразу было определено судостроение. Послевоенный спрос в мире на суда был большой, судостроительная структура пострадала мало, по крайней мере, сохранились доки. Судостроение требовало развития металлургии – и так цепочкой. В результате к концу 1950-х Япония благодаря государственной поддержке вышла в мире на первое место, выполняя треть заказов на суда, а потом, уже без господдержки, больше половины.

В начале 1960-х такую же поддержку стало получать станкостроение, что позволило Японии завоевать добрую половину мирового производства станков, причем новейших образцов с числовым программным обеспечением. В стране ими были оснащены все виды производства.

Поддерживались эти успехи грамотной политикой государства в отношении малого бизнеса. Правительство тщательно собирало информацию о тенденциях в малом бизнесе. В средствах массовой информации публиковалось, сколько в месяц новых компаний зарегистрировано и сколько по какой причине обанкротилось. В 1970-х и тех и других было примерно одинаковое число. Была борьба идей и способностей организаторов. Некоторые выросли в мировые холдинговые группы. Но часто и в наши дни государство помогает им преодолевать глобальные кризисные вызовы, используя свой прошлый опыт мягкого регулирования бизнеса путем специальных долговременных и разовых программ.

Лидер группы

Крупнейшие холдинговые компании Японии Sony Group Corp., Hitachi Ltd. и Panasonic Corp. столкнулись с огромными трудностями по всем направлениям своей деятельности после глобального финансового кризиса 2008 года, вызванного крахом американского инвестиционного банка Lehman Brothers. Тогда эти во многом конкурирующие структуры были примерно равными. Однако пути выхода из кризиса отличались, особенно в выборе стратегии управления. Сейчас, по состоянию на 17 января 2022 года, рыночная капитализация или общая стоимость акций у «Сони» была 17,9514 трлн иен, у «Хитати» – 6,4707 трлн иен, у «Панасоника» – 3,2587 трлн иен.

Успехи этих трех компаний обеспечивала их построенная после войны организационная структура и принятые законодательно нормы деятельности бизнеса, кратко описанные выше. Они сочетались с традиционными чертами японского общества. Главное – верность общему делу коллектива, синергизм во всем.

Первый из холдингов, позднее получивший бренд «Сони», был зарегистрирован в мае 1946 года двумя ставшими безработными инженерами военного института связи. С небольшим уставным капиталом, несколькими десятками занятых компания занялась выпуском бытовых товаров и приборов первой необходимости. Но всегда отбиралось что-то новое, востребованное, находившее широкий сбыт.

В группу «Сони» входили небольшие новые компании со своим направлением деятельности, но с сохранением большой самостоятельности. Например, государство искало возможности использования военного снаряжения арсеналов. Одна фирма договорилась использовать сотни тысяч касок для изготовления из них чайников и кастрюль для приготовления риса. По предложению «Сони» она развернула производство, уже без касок как сырья, электрических рисоварок, и вошла в холдинг.

И так во многом другом. Номенклатура производства росла, как и число фирм, выпускавших продукцию под маркой «Сони». Осваивалось перспективное. Карманные приемники и магнитофоны, первые транзисторные телевизоры и многое другое с девизом «первое». «Сони» стала мировым брендом. Обеспечивалось это построенным после войны демократическим государством, созданным на основе коренных национальных взглядов и традиций. Этим и объясняются примеры, когда иностранцам многое в японском образе жизни представляется как «единая акционерная компания». Стремление японцев достигать компромисса, единства в делах на уровне предприятия, других объединений и даже нации.

«Сони» была образцом корпоративного предпринимательства, характерного для японского бизнеса. В нем на первом месте не извлечение максимальной прибыли, а ее стабильность и равномерность. Не погоня за прибылью, а повышение экономической выгоды для всех членов структуры – от руководства до простого рабочего и служащего. Среди средств можно отметить пожизненный наем, продвижение по службе и прибавление зарплаты от стажа. Как правило, малая роль акционеров в управлении предприятием. Рабочие профсоюзы по компаниям и производствам, заинтересованные в повышении производительности труда, организующие митинги в обеденные перерывы, без потери рабочего времени.

Однако в конце 1990-х годов отцы-основатели «Сони» уходят из жизни. Может, из-за этого, а скорее всего из-за тенденций на мировом рынке показатели «Сони» стали отрицательными. Стоимость акций корпорации в 2000 году достигла исторического максимума, а затем стала снижаться. Во многом из-за того, что ее теснили конкуренты из Тайваня и Китая с дешевой рабочей силой. Но во многом и потому, что с уходом из жизни своих основателей «Сони» утратила инновационный настрой. Корпорация была первопроходцем и лидером в мире электроники, новые продукты и инновации ставились во главу угла развития компании.

Сменившие основателей руководители были сторонниками делового администрирования, инновации отошли на второй план. Главной целью ставилось сокращение издержек производства, увеличение его объемов и продаж уже имеющихся продуктов. Новых направлений развития не было.

Sony делает ставку на автомобиль

В 2018 году руководство корпорации снова поменялось. Ее возглавил Кэнъитиро Ёсида. На пресс-конференции он сказал, что намерен возродить стратегию, которая позволила начавшей с нуля корпорации вырасти в мирового гиганта. Как сейчас стало ясно, новым направлением развития корпорации он видит выход на рынок электромобилей (EV).

На проходящей ежегодно в начале января в Лас-Вегасе (штат Невада, США) Международной выставке потребительской электроники (International Consumer Electronics Show, CES) в 2020 году «Сони» представляла концепт-кар VISION-S-1. Но делалось это больше с рекламной целью, для расширения продаж других участников группы, например компаний по производству и реализации оборудования для автоматизированного вождения EV, или аудио- и видеосистем, без которых современные автомобили немыслимы.

Но уже в 2022 году на выставке CES довольно неожиданно самыми привлекающими внимание стали презентация руководством японской корпорацией «Сони» прототипа внедорожника Vision-S 02 и заявление, что в рамках корпорации сформирована новая компания Sony Mobility Inc., как объявлено, «для изучения возможностей выхода на мировой рынок электромобилей».

На пресс-конференции Ёсида сказал, что «новое подразделение корпорации будет стремиться наилучшим образом использовать технологии искусственного интеллекта (ИИ) и робототехники для EV». «Сони» является одним из крупнейших в мире конгломератов из компаний и фирм многих сфер, но автомобилестроение для нее совершенно новая отрасль. Газета Mainichi Japan в редакционной статье полагает, что этот шаг руководства Sony Group Corp. свидетельствует о новой эре в конкуренции на рынке электромобилей (EV) и выходе на него ИТ-гигантов. Сейчас на нем по объему продаж в мире лидируют автомобильные корпорации. Выход на него руководство «Сони» ставит ближайшей целью, поскольку рынок стремительно растет и привлекает различных игроков. По данным Международного энергетического агентства, в 2020 году количество проданных в мире EV превысило 2 млн штук, что на 30% больше, чем в предыдущем году.

Главная концепция Vision-S 02 как новинки в EV основана на широком внедрении искусственного интеллекта (ИИ) для так называемого беспилотного вождения. Это может во многом изменить подходы и других компаний японской автомобильной промышленности. Преимущество «Сони» в том, что она может объединить обширные наработки электронных технологий своих компаний и в массовом производстве EV, на которые переходит мировой автопром.

Vision-S 02 оснащен более 40 датчиками, которые оценивают не только окружающую обстановку, но и реакцию не нее водителей, на нем будут установлены средства мобильной связи, основанные на технологиях 5G. Полупроводниковые компоненты являются главными элементами EV, которые обеспечивают синергетический эффект в их работе.

Руководители корпорации рассматривают автомобиль и как «пространство для отдыха», где пассажиры могут выбирать индивидуальные варианты развлечений и пользоваться подключением к сети Интернет 5G. Можно отметить, что акции «Сони» после сообщения о создании компании Sony Mobility Inc. подорожали на 4,2%.

В Японии очередной финансовый год начинается с 1 апреля. Этому же сейчас следуют и все деловые круги, компании и корпорации, поскольку удобно сравнивать тенденции. Тем не менее Новый год остается важным днем подведения итогов и прогнозов на будущее. У «Сони» они обнадеживающие.

За период с апреля по декабрь продажи «Сони» выросли на 13,2% – на 7,66 трлн иен, а операционная прибыль выросла на 19,7% – до 1,06 трлн иен. На текущий финансовый год, который заканчивается 31 марта, прогнозируется рост чистой прибыли до 860 млрд иен за счет устойчивых продаж в секторе бытовой техники, игр. Предполагается, что операционная прибыль вырастет на 25,6% – до рекордных 1,20 трлн иен, а продажи увеличатся на 10,0% – до 9,90 трлн иен (Mainichi Japan, 02.02.22).

«Хитати» пока вторая в гонке

С выходом на автомобильный рынок нацелено и руководство финансово-промышленной группы Hitachi Ltd. У нее почти аналогичный, как и у «Сони», послевоенный путь. Но она специализировалась на промышленном оборудовании. И во многом это также были первые образцы.

Входили и развивались под брендом «Хитати» компании по проектированию, оснащению и строительству электростанций, включая и атомные, по производству систем для промышленной автоматизации, железнодорожного транспорта, лифтов, эскалаторов. В группу входят подразделения, оказывающие помощь в торговых операциях, логистике, управлении собственностью.

Сейчас в ней более тысячи компаний, половина из них за рубежом. Постепенно увеличивалась доля компаний по выпуску бытовой и производственной компьютерной техники. Весьма широкий спектр направлений, а в последние годы – автомобильных компонентов.

Именно поэтому в феврале 2021 года руководители корпораций Hitachi Ltd. и автомобильной Honda Motor Co. посчитали, что слияние аффилированных с ними компаний, специализирующихся на комплектующих и устройствах для автомобилей, в одну общую позволит им укрепить свои позиции в этой сфере на мировом рынке. Была учреждена компания Hitachi Astemo, Ltd., в которую вошли Hitachi Automotive Programs Ltd. и три аффилированных с «Хонда» компании. В общей компании «Хитати» владеет 66,6% акций, «Хонда» – 33,4%. Соотношение по вложениям, но лейбл «Хитати».

Мировой рынок автокомплектующих перспективный, хотя в связи с пандемией он сокращался и в 2020 году был 27 трлн иен, по оценке специалистов Fuji Chimera Analysis Institute Inc., прогнозируется, что продажи вырастут до 37 трлн иен в 2025 году и достигнут 40 трлн иен в 2030 году.

За год после формирования Hitachi Astemo, Ltd. реализация ее продукции, по некоторым оценкам, быстро росла за счет расширения круга потребителей в Японии, где компания стала третьим производителем автокомплектующих, но и вышла за рубеж. Руководство Hitachi Astemo, Ltd. считает, что компания достигла высокой доли и на международном рынке, где перспективы хорошие в связи с ростом продаж электромобилей. Производство комплектующих отлажено. На очереди, можно полагать, сборочное производство, и это будут электромобили.

«Панасоник» пока в замыкающих

В японских СМИ публикуются сообщения о том, что компания Panasonic Corp. в апреле 2022 года планирует окончательно сформироваться в холдинговую компанию и сменить название на Panasonic Holdings Corp. для выхода из затянувшейся стагнации и восстановления своих мировых позиций. Газета Yomiuri Shimbun эту информацию публикует под заголовком «За Сони и Хитати», подчеркивая важность и необходимость изменений структуры корпорации в новых условиях.

Восемь дочерних компаний Panasonic Holdings Corp. в разных сферах деятельности, например, по производству бытовой техники или аккумуляторов, будут действовать под эгидой холдинга, но с предоставлением каждой больших инвестиционных и кадровых полномочий. Это, как ожидается, повысит конкурентоспособность и обеспечит новый рост.

«Панасоник» – крупный поставщик аккумуляторов для американских производителей электромобилей, планирует массовое производство новых литий-ионных аккумуляторов большей емкости на заводе в Японии.

О планах формирования холдинга руководство «Панасоника» заявляло и ранее. Еще в ноябре 2020 года предполагалось объединить четыре направления, выбрав основные, но в отличие от конкурентов реальных шагов не было. «Панасоник» отстает прежде всего в перестройке организационной структуры с учетом изменений на рынках.

А успешность компании очень долгие годы обеспечивал деловой талант ее учредителя Коносукэ Мацусита. Его биография, а главное, деловая хватка, стратегия развития бизнеса хорошо описаны в публикациях журналистов, ученых и социологов – не только японских, но и зарубежных. 


Читайте также


Партийная система продолжает терять сторонников

Партийная система продолжает терять сторонников

Иван Родин

Традиционный расклад политических сил не удовлетворяет ни власть, ни граждан

0
599
В Якутске митинг за выборы мэра не собрал народ

В Якутске митинг за выборы мэра не собрал народ

Дарья Гармоненко

Власти разрешили оппозиции напоследок показать слабость протестов

0
529
В России обнаружилось несколько минимальных продуктовых корзин

В России обнаружилось несколько минимальных продуктовых корзин

Ольга Соловьева

Стоимость базового набора еды в торговых сетях оказалась ниже, чем у Росстата

0
533
В успех экономики Таджикистана трудно поверить

В успех экономики Таджикистана трудно поверить

Андрей Захватов

Ожидается, что темпы роста в 2024 году опять представят высокими

0
606

Другие новости