БПЛА ПAO «НОВАТЭК» сообщает, что дочернее предприятие компании ООО «НОВАТЭК-ЮРХАРОВНЕФТЕГАЗ» начало проект по мониторингу утечек метана с использованием беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) в рамках реализации Комплексной программы климатических и экологических целей и развития системы многоуровневого инструментального контроля утечек. Применение БПЛА для мониторинга утечек метана повышает точность и оперативность измерений, а также способствует сокращению затрат по сравнению с применением других методов мониторинга. В рамках данного проекта с помощью беспилотной системы отечественного производства планируется обследовать инфраструктуру одного из крупнейших месторождений компании – Юрхаровского, а также Западно-Ярояхинского месторождения общей площадью почти 100 га и участка газопровода НОВАТЭКа протяженностью 50 км. БПЛА оборудованы сверхчувствительными газоанализаторами и приспособлены к работе в труднодоступных районах на удалении до 50 км, передавая видеоизображение в режиме реального времени. Применение БПЛА является важным элементом многоуровневой системы инструментального контроля утечек метана, которая также включает спутниковый мониторинг и наземный мониторинг в процессе обхода или объезда объектов.
НАКОПИТЕЛИ. Отпуск электроэнергии в сети электрических зарядных станций (ЭЗС) «РусГидро» превысил 1 млн кВт-ч с момента ее запуска в сентябре 2019 года, что равно 5 млн км пробега электромобилей, заряженных на станциях «РусГидро».
Сегодня электрозарядная сеть энергохолдинга насчитывает 67 станций в 12 регионах России. Ежедневно на них заряжаются около 250 электромобилей, общее число пользователей сети составляет более 5800 человек. К концу 2022 года «РусГидро» планирует довести количество быстрых ЭЗС до 100.
При этом второй месяц подряд зарядные станции «РусГидро» устанавливают рекорд по отпуску электроэнергии – в июле он составил 68,2 тыс. кВт-ч. Это максимальный показатель с начала работы ЭЗС. Предыдущий максимум был зафиксирован в июне на уровне 54,5 тыс. кВт-ч.
Помимо развития сети электрозарядных станций на территории Дальнего Востока «РусГидро» реализует масштабный проект «Шелковый путь», в рамках которого зарядная сеть компании соединит Москву с Владивостоком. Проект предполагает установку на всей протяженности трассы более 100 зарядных станций с расстоянием между ними не более 150 км. «Шелковый путь» «РусГидро» пройдет через 23 субъекта Российской Федерации.
В рамках развития электрозарядной инфраструктуры в июне 2022 года «РусГидро» и «Соллерс Груп» запустили во Владивостоке каршеринг электромобилей Green Crab («Зеленый краб»). Автолюбителям предложена поминутная, 12-часовая или посуточная аренда электромобилей JAC iEV7S, управление которой осуществляется через мобильное приложение Green Crab Carsharing для iOS и Android. Промотариф установлен на уровне 9 руб./мин., что позволит жителям города оценить удобство использования каршеринга и комфорт вождения электромобиля. Зарядить машину можно бесплатно на ЭЗС «РусГидро» прямо из мобильного приложения.
ВОДОРОД Новые технологические решения, представленные МГТУ имени Н.Э. Баумана, включают первую в России установку сжижения водорода на криокулерах сверхмалой производительности, систему бездренажного хранения жидкого водорода и систему газификации и заправки транспорта. Опыт разработки специальных систем охлаждения и промышленных криогенных установок на смесевых хладагентах может быть применен для реализации технологий производства СПГ и жидкого водорода.
Особое внимание было уделено мерам государственной поддержки со стороны Минпромторга России, а также реализации федерального проекта «Чистая энергетика», в рамках которого в том числе предусмотрены проведение НИОКР по разработке оборудования для водородной энергетики и создание полигонов для его последующей апробации.
Стоит отметить, что компетенции МГТУ имени Н.Э. Баумана в сфере малотоннажного сжижения водорода с применением блочно-модульного оборудования вошли в Сборник российских компетенций водородной промышленности, который опубликовал Минпромторг России в июне 2022 года (сборник включает в себя 118 организаций). Для органичного развития зарождающейся отрасли утверждена программа национальной стандартизации на 2022 год, в нее по инициативе Минпромторга было включено более 30 стандартов по водородным технологиям. ЛЕДОКОЛЫ В 2023 году ГК «Росатом» рассчитывает начать строительство пятого и шестого атомных ледоколов (АЛ) проекта 22220. Головной АЛ этого проекта («Арктика») в октябре 2020-го официально вошел в состав российского атомного флота. Первый серийный АЛ проекта 22220 («Сибирь») сдан в эксплуатацию в 2021 году. Второй серийный АЛ («Урал») планируется передать Атомфлоту до конца этого года (в июне с.г. реактор на его борту впервые выведен на МКУ). В августе 2019-го был подписан контракт на строительство третьего («Якутия») и четвертого («Чукотка») атомных ледоколов проекта 22220. Сдача в эксплуатацию «Якутии» намечена на конец 2024 года, «Чукотки» – на конец 2026-го. Серия принципиально новых атомных судов, созданных для решения стратегических задач по освоению и развитию Севера, обеспечит круглогодичную навигацию в западном районе Арктики, что позволит достигнуть необходимого уровня перевозок по Северному морскому пути. В 2024 году объем перевозок по СМП должен увеличиться до 80 млн то в год по сравнению с 20,2 млн т в 2020-м. В связи с увеличением объема нефтедобычи в Арктическом регионе Росатом планирует расширить линейку атомных ледоколов проекта 22220 еще двумя судами (5-м и 6-м серийными АЛ) для обслуживания крупных нефтегазовых проектов в Карском море и Обской губе.
По информации НОВАТЭКа, МВТУ имени Н.Э. Баумана, «РусГидро», НИЦ «Курчатовский институт»