На этом пока безымянном острове будет размещена структура особой экономической зоны Саудовской Аравии. Иллюстрация с сайта www.neom.com
В последние годы в мире наблюдается существенное усиление внимания к климатической проблеме, решение которой усложняется угрозой разрастания одновременно экономического и энергетического кризисов глобального масштаба, а также усилением геополитической конфликтности в мире. Их влияние ставит под сомнение достижение заявленных в Парижском соглашении целей, замедление энергоперехода, а также затрагивает благосостояние и физическую безопасность сотен миллионов людей. В частности, это стало очевидным после завершения климатических саммитов: Конференций сторон (КС) под эгидой ООН в 2021–2022 годах. Чтобы найти взаимоприемлемые решения на основе баланса интересов, в мире наметилось новое направление официальной и неформальной дипломатической деятельности – климатическая дипломатия (КД). Формируются институты многосторонней КД. Кроме того, ряд стран, в частности Королевство Саудовская Аравия (КСА), активизировали усилия по развитию программ и механизмов КД. В данной статье рассмотрены особенности и энергетические приоритеты КД КСА, перспективы климатического диалога с РФ. Некоторые климатические темы были освещены в статьях «Климатическая дипломатия и энергопереход» («НГ-энергия» от 16.01.23), «В ООН запустили процесс восстановления климатической справедливости» («НГ-энергия» от 12.12.22), «Геополитика формирует интерес к новым источникам энергии» («НГ-энергия» от 07.11.22).
Особенности стратегии
КСА, являясь ведущим экспортером нефти в мире и обладая существенными запасами природного газа, стремится стать мировым лидером по экспорту нефти, газа и водорода. Страна обладает огромными средствами для финансирования зеленой энергетики. В 2022 году ВВП КСА превысил 1 трлн долл. Суверенный фонд Саудовской Аравии – один из крупнейших в мире с совокупными активами около 500 млрд долл. По различным оценкам, саудовские нефтедолларовые авуары на счетах ведущих западных банков в 2021 году составляли 1,5–2 трлн долл. Контролируемая государством нефтегазовая компания Saudi Aramco в 2022-м по рыночной капитализации стала самой дорогой компанией в мире (более 2,43 трлн долл.), а в 2023 году может превысить 3 трлн долл.
По данным ВР, в 2021 году КСА входит в десятку стран – лидеров по выбросам СО2 (1,7% от общей эмиссии). В последние годы заметно усилилось внимание руководства КСА к климатическим и экологическим проблемам энергетики, что нашло отражение в ряде положений программ развития страны, принятых в 2017 году. Координатором саудовской климатической политики является наследный принц Мухаммед бин Салман Аль Сауд (с 2022 года премьер-министр). В этом процессе активное участие принимают министр энергетики принц Абдулазиз бин Салман Аль Сауд и спецпредставитель КСА Саудовской Аравии по климату, государственный министр иностранных дел Адель Аль-Джубейр, а также другие представители руководства КСА. Основную роль в климатической политике страны, включая ее международные аспекты, играют Высший нефтяной совет, Совет по вопросам экономики, а также МИД, Министерство энергетики, Министерство промышленности и минеральных ресурсов и другие ведомства. Отдельно следует отметить активное участие контролируемых государством компании Saudi Aramco и ряда финансовых фондов во многих проектах энергоперехода.
Развивается проект – особая экономическая зона NEOM, в том числе «город будущего», который будет обеспечиваться электроэнергией за счет ВИЭ. Общая стоимость проекта оценивается в 1–1,2 трлн долл. Для КСА проект имеет важное экономическое и геополитическое значение.
Климатическая стратегия КСА базируется на необходимости сохранить в мировой энергетической корзине углеводороды при условии внедрения технологий для улавливания выбросов с их последующим промышленным использованием и утилизацией. Большое внимание уделяется технологическим инновациям в сферах энергоэффективности, ВИЭ, атомной и водородной энергетики.
Основные цели
Большое значение для разработки климатической политики Эр-Рияда имеет поддержание высокого международного статуса КСА, особенно в арабском и исламском мире, а также огромный инвестиционный потенциал, что объясняет решимость руководства на этом направлении и стремление превратить страну в один из мировых технологических и торговых центров.
Саудовская Аравия намерена стать углеродно-нейтральной страной к 2060 году, заявил наследный принц Мухаммед бин Салман в конце октября 2021-го во время форума по достижению целей «Саудовской зеленой инициативы». Помимо этого государство удвоит план по сокращению выбросов СО2, которого она стремится достичь к 2030 году. Если раньше планировалось сократить выбросы на 130 млн т в год, то новый план предполагает сокращение к 2030-му на 278 млн т. В ходе КС в Глазго (2021) и Шарм-эш-Шейхе (2022), а также на других конференциях представители КСА отмечали, что «Саудовская зеленая инициатива» потребует за этот период инвестиций в размере около 190 млрд долл. Она направлена на изменение структуры энергетического сектора КСА, нормирование и повышение эффективности производства и использования энергии, а также инвестирование в новые источники энергии, включая водород. Эр-Рияд подчеркивает, что будет бороться с изменением климата, но также продолжит обеспечивать стабильность нефтяного рынка. Помимо сокращения выбросов Саудовская Аравия планирует высадить 10 млрд деревьев, на 30% увеличить особо охраняемые природные зоны, а также восстанавливать пострадавшие от деятельности человека территории. Компания Saudi Aramco намерена снизить углеродные выбросы до нуля десятилетием раньше, чем остальная страна, к 2050 году.
В этом контексте среди наиболее важных климатических достижений КСА за предыдущие годы можно выделить комплексную реструктуризацию экологического сектора, создание спецподразделений по экологической безопасности, увеличение растительного покрова и заповедников, подготовка к запуску одного из крупнейших в мире проектов по производству экологически чистого водорода.
Программа «Видение-2030» уделяет внимание окружающей среде и устойчивому развитию, сделав это одной из своих основных целей, и предусматривает оптимальные инвестиции в водные ресурсы с помощью рационализации и использования очищенной и возобновляемой воды, а также оптимального управления отходами. В этой программе намечены планы по развитию солнечной энергетики и производства зеленого водорода.
В Саудовской Аравии разработана программа «Саудовская газовая инициатива», направленная на газификацию страны, а также выход на международные газовые рынки.
Международные приоритеты
Среди глобальных климатических приоритетов можно выделить участие в форумах ООН (КС), G20, ИРЕНА, ОПЕК и ОПЕК+, Международного энергетического форума (МЭФ), штаб-квартира которого расположена в Эр-Рияде, Водородного совета, куда вошли ведущие компании мира. КСА проявляет интерес к деятельности БРИКС и ШОС. КСА и РФ не участвуют в деятельности МЭА.
На региональном уровне основной приоритет связан с реализацией саудовской программы «Зеленый Ближний Восток» (Middle East Green Initiative). Проводятся саммиты, конференции, реализуются совместные проекты. В рамках КС27 в Шарм-эш-Шейхе была проведена презентация этой программы, в которой активное участие принимали ОАЭ и другие страны региона. Было заявлено, что КСА с ОАЭ и другими арабскими странами в рамках КС28 в ОАЭ попытаются придать этой инициативе не только региональный масштаб. КСА и ОАЭ взяли на себя обязательство ликвидировать чистые выбросы парниковых газов к 2060 и 2050 годам и инвестируют огромные средства в ВИЭ. Эта программа связана со стремлением Эр-Рияда быть лидером в регионе.
КСА поддерживает традиционно тесные связи с США, но в климатической дипломатии в отношениях с Вашингтоном нет позитива. В последнее время Саудовская Аравия стремится уменьшить зависимость от США и пытается найти свое место в новом геополитическом и энергетическом раскладе в мире, в первую очередь развивая отношения с РФ и КНР. Эр-Рияду не нравится назойливое вмешательство США во внутренние дела КСА, включая попытки смены нынешнего режима, стремление США доминировать в мировой климатической и энергетической политике, а также угрозы в адрес руководства КСА и Saudi Aramco. КСА хочет вывести часть своих авуаров из США, а также уменьшить роль доллара в расчетах.
Со странами Европы на климатическом направлении позитива не наблюдается, особенно в связи с планами ЕС уменьшить потребление нефти и попытками под влиянием США ввести потолок цен на углеводороды.
Важное место в энергетической дипломатии Эр-Рияда занимает сотрудничество с КНР. В связи с этим большое внимание вызвал визит председателя КНР Си Цзиньпина в Саудовскую Аравию, состоявшийся в конце 2022 года. Стороны подписали «всеобъемлющее соглашение о стратегическом партнерстве», а также утвердили план гармонизации между долгосрочными программами двух государств: саудовским «Видением-2030» и китайской инициативой «Один пояс – один путь».
Кроме того, в Эр-Рияде был проведен масштабный китайско-арабский саммит, по итогам которого достигнута договоренность о создании Пекином с арабскими странами совместного инвестиционного совета. Вдобавок к этому Пекин представил своим ближневосточным партнерам план сотрудничества, в том числе в сфере энергетики и зеленых инноваций. В ходе визита Си Цзиньпин и его министры подписали с КСА и ОАЭ пакет из 20 контрактов на сумму 29 млрд долл., в том числе по развитию ВИЭ и производству водорода. Важно отметить, что стороны договорились начать оплачивать закупки ближневосточной нефти в юанях. Если КСА и другие страны региона действительно пойдут на такие меры, то это может способствовать вытеснению доллара из нефтяной торговли. При этом КСА и ОАЭ будут расширять операции с ценными бумагами и торговлей нефтью на Шанхайской бирже, на которой КНР стремится закрепить роль нефти в качестве эквивалента обмена, то есть фактически и деньгами одновременно. Важно также отметить, что визит лидера КНР в Эр-Рияд вызвал негодование в США, которые долго убеждали, что КСА все необходимое, в том числе в сфере технологий, может закупать у них. КНР предложила совместно развивать технологические проекты, что может привести к созданию технопарков и зон, на базе которых будут создаваться передовые технологии, в том числе в зеленой энергетике не американской разработки.
Сотрудничество Саудовской Аравии и России
По нашему мнению, РФ важно продвигать свои подходы по климатической повестке, учитывая ее глобальное значение в мировой экономике и энергетике, как в двусторонних отношениях с КСА, так и в многостороннем плане, в том числе в рамках ОПЕК+ и Форумом стран-экспортеров газа (ФСЭГ), климатических саммитов в рамках ООН. В целом у России хорошие шансы в мировой климатической дипломатии, если мы займем в ней активную позицию. РФ и КСА могли бы объединить усилия на климатическом направлении. Россия, развивая климатический диалог с КСА, может внести существенный вклад в эту работу в условиях попыток Запада добиваться международной изоляции страны. Для этого требуется разработка комплексной климатической стратегии, в том числе климатической дипломатии.
В настоящее время основным документом стратегического планирования в климатической политике является утвержденная распоряжением правительства Российской Федерации от 29 октября 2021 года № 3052-р «Стратегия социально-экономического развития Российской Федерации с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 г.». Основа нормативно-правового регулирования выбросов парниковых газов заложена Федеральным законом от 2 июля 2021 года № 296-ФЗ «Об ограничении выбросов парниковых газов». Кроме того, субъекты Федерации вправе вводить на своей территории экспериментальное регулирование. Минэкономразвития РФ осуществляет государственное управление в области ограничения выбросов парниковых газов. В реализации климатической политики, которую координирует первый вице-премьер РФ Андрей Белоусов, участвуют Минприроды, Минпромторг, Минэнерго, Минобрнауки, МИД, а также Росгидромет, Рослесхоз и др. Советник президента Российской Федерации Руслан Эдельгериев является специальным представителем президента Российской Федерации по вопросам климата.
Важно отметить, что у России и КСА наблюдается совпадение подходов по широкому кругу вопросов климатической повестки, включая проблематику управления энергетическим переходом и борьбой с изменением климата, противодействие курсу ведущих западных стран на сдерживание инвестиций в ископаемые виды топлива и безответственное навязывание ВИЭ, не учитывающее первоочередность решения задачи обеспечения энергией населения Земли. По нашему мнению, климатическая тематика с учетом особенностей развития всех отраслей ТЭКа двух стран могла бы занять одно из центральных мест в энергодиалоге, в том числе с учетом энергетических итогов КС27 подготовкой КС28.
С 1994 года действует межправительственная российско-саудовская комиссия по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству. Важным этапом развития двустороннего энергетического сотрудничества является подписанное в 2003 году межправительственное соглашение о сотрудничестве в области нефти и газа, в котором наши «энергетические отношения» в основном в нефтяной отрасли были формализованы.
Государственный визит Владимира Путина в Саудовскую Аравию и переговоры с королем Салманом ибн Абдул-Азизом Аль Саудом и наследным принцем Мухаммедом ибн Салманом Аль Саудом в октябре 2019 года способствовали курсу на сближение двух стран. Во время переговоров в Эр-Риаде в октябре 2019-го Владимир Путин отметил, что Москва рассматривает российско-саудовскую координацию как необходимый элемент обеспечения безопасности на Ближнем Востоке и в Северной Африке. Король Саудовской Аравии, в свою очередь, подчеркнул, что Эр-Рияд ценит активную роль России в регионе и мире.
Обращает на себя внимание активное начало реализации достигнутых договоренностей, в частности появление ряда российских компаний в нефтегазовой отрасли Саудовской Аравии. ЛУКОЙЛ и Saudi Aramco образовали СП Луксар. Значительную активность проявляли другие российские компании. В частности, глава «Роснефти» И. Сечин, посетивший в 2017 году штаб-квартиру Saudi Aramco в Дахране, рассмотрел с президентом этой компании перспективы сотрудничества в странах Азии. Позитивные перспективы просматриваются в сфере ядерной энергетики в связи с возможным участием госкорпорации «Росатом» в строительстве АЭС в КСА.
Ознакомление с упомянутыми ранее саудовскими программами, связанными с климатом и энергопереходом, позволяет сделать вывод о том, что КСА могут проявить интерес к сотрудничеству с РФ. Перспективной областью сотрудничества может стать ядерная энергетика, где Россия занимает лидирующие позиции в мире. Для КСА это может иметь особый интерес с учетом разработки в «Росатоме» специализированных АЭС, в частности с перспективой производства водорода из воды.
Еще одна перспективная отрасль – добыча и переработка полезных ископаемых (с учетом использования технологий по снижению выброса парниковых газов), на развитии которой делается акцент в зеленых программах КСА. В этой области у «Роснефти», ЛУКОЙЛа, «Газпрома», «Газпромнефти» и других компаний имеется обширный опыт.
Кроме того, может быть взаимный интерес к финансово-инвестиционным вопросам в связи с развитием инфраструктурных и технологических проектов в зеленой энергетике и климатической сфере.
На наш взгляд, ведомствам и бизнесу двух стран стоит определить основные направления климатического сотрудничества, открывающиеся в рамках реализации программ «Видение-2030», «Зеленая саудовская инициатива», «Зеленый Ближний Восток» и «Газовая инициатива», согласовать с российскими программами и зафиксировать их в отдельном документе, возможно, используя базовое соглашение 2003 года.
Задачи и вызовы, стоящие перед Россией и Саудовской Аравией, и весь ход событий на Ближнем Востоке и в мире все больше подталкивают обе страны в направлении друг друга, делают взаимовыгодное сотрудничество между ними объективной необходимостью.
К настоящему времени основными формами энергетического сотрудничества являются саммиты, встречи на высоких и других уровнях, в частности в рамках Межправкомиссии, ОПЕК+, МЭФ, G20 и т.д. Сложились хорошие личные отношения между руководителями РФ и КСА, а также Александром Новаком и его саудовским коллегой министром энергетики принцем Абдулазизом ибн Салманом Аль Саудом. Постоянного механизма энергетического сотрудничества пока нет. Важным элементом сотрудничества было бы взаимодействие по климату, что может содействовать формированию энергетического диалога, некоторые соображения о котором были представлены в статье «Должна ли Москва делать ставку на Эр-Рияд» («НГ-энергия, от 10.10.22).
Заключение
1. Климатическая дипломатия КСА будет в ближайшие годы активно развиваться с учетом энергетических и геополитических интересов Эр-Рияда.
2. В энергетические приоритеты КД Саудовской Аравии входит взаимодействие в рамках ООН, МЭФ, ОПЕК+, G20, «Зеленой ближневосточной инициативы» с КНР и другими странами.
3. Хотя формально энергодиалог РФ–КСА не начался, его важной составляющей может стать сотрудничество по климатической повестке. Очевидно, что в этой области экономические и геополитические интересы обеих стран во многом совпадают, а также имеется реальный потенциал.
4. Для развития российско-саудовского климатического диалога может понадобиться разработка специального соглашения.
5. Целесообразно рассмотреть возможность участия РФ вместе с КСА и ОАЭ в подготовке КС28, намеченного на конец 2023 года.