ТОПЛИВО На машиностроительном заводе в г. Электросталь (предприятие АО «ТВЭЛ») изготовлена 100-тысячная тепловыделяющая сборка (ТВС) с ядерным топливом для реакторов ВВЭР-440. Изделие с юбилейным серийным номером выпущено в рамках выполнения заказа для венгерской АЭС Paks. Установки ВВЭР-440 – старейшие из действующих моделей в парке легководных реакторов российского проекта ВВЭР, эксплуатируются с 1970 года. В настоящее время в мире 23 действующих энергоблока с реакторами ВВЭР-440, в том числе 5 – в России (Нововоронежская-4, Кольская-1, -2, -3, -4) и 18 – за рубежом, в Армении (Mezamor-2), Венгрии (4 блока на АЭС Paks), Словакии (2 блока на АЭС Bohunice и 3 блока на АЭС Mochovce), Украине (2 блока на АЭС Rivno), Финляндии (2 блока на АЭС Loviisa) и Чехии (4 блока на АЭС Dukovany). Их общая электрическая мощность около 11 ГВт.
СОЛНЦЕ В поселке Тура Эвенкийского района Красноярского края введена в эксплуатацию крупнейшая в России автономная гибридная солнечно-дизельная энергоустановка (АГЭУ). Компания «Хевел Энергосервис» (входит в группу компаний «Хевел») в дополнение к существующей дизельной генерации построила фотоэлектрическую систему мощностью 2,5 МВт. Таким образом, суммарная мощность объекта достигла 14,1 МВт. Станция обеспечивает бесперебойное электроснабжение поселка Тура, в котором проживают более 5 тыс. человек. В дневные часы электроэнергия от солнечной электростанции выдается в общую сеть совместно с имеющимися дизель-генераторами, система накопления энергии емкостью 450 кВт-ч сглаживает колебания мощности солнечной электростанции. Сопряжение солнечной и дизельной электростанций происходит в автоматизированном режиме. Такая работа оборудования обеспечивает замещение части выработки ДЭС выработкой солнечной электростанции, что экономит расход дизельного топлива и продлевает ресурс дизельных генераторов. Расчетная экономия дизельного топлива составит до 12% от текущего потребления. Станция построена в рамках энергосервисного контракта с МП ЭМР «Илимпийские электросети» при поддержке региональных и муниципальных органов власти за счет средств «Хевел». Такая финансовая модель позволила избежать роста тарифов для населения и после возврата инвестиций обеспечит снижение нагрузки на региональный бюджет за счет сокращения субсидий на закупку дизельного топлива.
По материалам НИЦ «Курчатовский институт»и компании «Хевел»