0
47417
Газета НГ-Энергия Интернет-версия

10.04.2023 17:48:00

Повышение цены барреля нефти и его последствия

В мировой экономике появляется новая сила, которая намерена влиять на глобальные процессы в энергетической, да и в политической сфере

Тэги: опек плюс, нефтедобыча, сокращение, причины, нефтяные компании, акции, фрс, инфляция


опек плюс, нефтедобыча, сокращение, причины, нефтяные компании, акции, фрс, инфляция Фондовые рынки отреагировали на действия ОПЕК+ ростом акций энергетических компаний. Фото Reuters

Страны ОПЕК+ неожиданно для многих объявили о сокращении производства нефти. Как отмечает немецкая газета Frankfurter Allgemeine Zeitung, «ОПЕК+ принял неожиданное решение о сокращении добычи нефти. Начиная с мая месяца производство будет сокращено на 1 млн барр. (1 барр. равен 159 л) в сутки. Саудовская Аравия сокращает производство на 0,5 млн барр. в сутки. Газета дает ссылку на саудовское агентство печати, которое, в свою очередь, ссылается на Министерство энергетики страны и утверждает, что речь идет о добровольном сокращении». Другие члены организации нефтедобывающих стран, такие как Кувейт, Объединенные Арабские Эмираты и Алжир, приняли решение последовать саудовскому примеру. Газета указывает, что Россия продолжит сокращение добычи нефти до конца 2023 года, хотя это сокращение российской добычи, наступившее в марте, должно было бы закончиться в конце июня.

Это неожиданное объявление привело к тому, что цена барреля нефти Brent увеличилась на 4 долл. и достигла 84 долл. Цена американской легкой нефти West Texas Intermediate (WTI) достигла почти 80 долл. Газета отмечает, что еще в середине марта она торговалась ниже 73 долл. – самом низком уровне с конца 2021 года.

Добровольное сокращение добычи нефти имеет следующие параметры: для России и Саудовской Аравии этот показатель составит 500 тыс. барр. в сутки, для Казахстана – 78 тыс. барр. Кроме того, на снижение нефтедобычи также согласились ОАЭ (на 144 тыс. барр. в сутки), Оман (на 40 тыс. барр.), Кувейт (на 128 тыс. барр.), Ирак (на 211 тыс. барр.) и Алжир (на 48 тыс. барр.). Начиная с июля, на рынки будет поступать уже на 1,5 млн барр. меньше, поскольку к данному моменту начнут ощущаться российские сокращения.

Причина решения

Неожиданность действий ОПЕК для мировых рынков связана с тем, что обычно решения о сокращениях принимались ранее только после проведения соответствующих многосторонних консультаций, проводимых в заранее установленные сроки. Кроме этого, пишет газета, даже накануне этого решения страны ОПЕК постоянно сигнализировали всему миру о продолжении постоянной по объемам добычи нефти. Саудовский министр энергетики принц Абдулазиз бин Сальман еще несколько недель тому назад убеждал весь мир, что ОПЕК+ будет сохранять свои производственные цели до конца 2023 года.

Решение ОПЕК+ сократить добычу – это «капитуляция» перед снижением спроса на нефть в будущем, пишет обозреватель агентства Bloomberg Дэвид Фиклинг. Страны картеля хотят получать больше денег, но не считают, что увеличение объемов поможет им в этом.

Международное энергетическое агентство (МЭА) в начале года сообщило, что в последнем квартале 2023 года спрос увеличится до 103,5 млн барр. в сутки, что на 2,2 млн больше сегодняшнего уровня и существенно превосходит объем предложения. Теоретически таких условий должно быть вполне достаточно для естественного роста цен безо всякого вмешательства со стороны ОПЕК, поскольку сокращение имеющихся запасов приведет к гонке за оставшиеся объемы. Bloomberg указывает, что прежде данные самого картеля предполагали, что во втором полугодии ему придется нарастить добычу, а не сокращать ее. МЭА ожидало всплеска спроса к концу года, и, таким образом, сегодня из-за принятого ОПЕК+ решения возник риск нового инфляционного импульса для мировой экономики.

Но сейчас все говорит о том, что министры стран – членов ОПЕК думают иначе, утверждает Bloomberg. С одной стороны, сокращение предложения явно свидетельствует о снижении спроса в ближайшей перспективе. Даже если оно составит всего 1 млн барр. или около того, общемировой дефицит поставок во второй половине года будет примерно таким же, каким он был в 2021 году, когда цены на нефть практически удвоились и подобрались к сегодняшней отметке в 80 долл. за баррель. Трудно поверить, что ОПЕК пошла на такое радикальное сокращение ради «стабильности рынка». Скорее нефтедобытчики следят за оценками трейдеров, которые в прошлом месяце опустили цены на 4,9%, полагая, что спроса, прогнозируемого на вторую половину года, все же не будет. Bloomberg делает вывод, что ОПЕК не верит в спрос.

Как отмечает Наталья Мильчакова, ведущий аналитик агентства Freedom Finance Global, цель предпринятого шага Алжира, Ирака, Казахстана, Кувейта, ОАЭ, Омана и Саудовской Аравии, входящих в соглашение ОПЕК+, состоит в недопущении нового обвала цен на нефть в случае ослабления глобального спроса. Мильчакова напоминает, что Россия урезала производство жидкого углеводородного сырья на 500 тыс. барр. в сутки с марта.

Мониторинговый комитет ОПЕК+ по итогам последнего на сегодня заседания пояснил, что реализация новых договоренностей вкупе с согласованными ранее мерами позволит убрать с рынка более 3 млн барр. в сутки. Этот объем эквивалентен лимитам, установленным в 1999-м и 2009 годах. На сегодняшний день многие страны-экспортеры называют комфортным для себя диапазоном цены на нефть 70–80 долл. за баррель. Однако нельзя исключать, что, если с рынка уйдет более 3 млн барр. в сутки, во втором полугодии Brent может подорожать до 90 долл. В ходе торгов 3 апреля североморский эталонный сорт нефти на новостях от ОПЕК+ прибавляет около 5%.

Bloomberg усматривает за действиями ОПЕК обыкновенную жадность. Показательно то, что данное объявление говорит о спросе в долгосрочной перспективе. У ОПЕК+, в частности, у главных ее членов из Персидского залива, будут самые низкие эксплуатационные затраты в мировом нефтяном секторе, причем так будет всегда. Если рынок растет или стабилен, они должны использовать свои рекордные прибыли на увеличение собственной доли переработки, удерживая цены на достаточно комфортном уровне, чтобы потребители не изменили свои привычки и не нанесли вреда рынку – например, не отказались от авиаперелетов и не стали покупать электромобили вместо прожорливых внедорожников.

Но Bloomberg забывает один важный аспект, характеризующий ситуацию на мировых рынках нефти, – попытки искусственного их регулирования. Еще 15 марта министр энергетики Саудовской Аравии Абдулазиз бин Сальман заявил, что страна откажется поставлять нефть странам, которые введут потолок цен на саудовские поставки. Данное заявление он сделал в ответ на инициативу No Oil Producing and Exporting Cartels Act (NOPEC), подразумевающую возможность США предъявлять антимонопольные иски к членам ОПЕК и их партнерам.

Последствия сокращения

По данным британского агентства Би-би-си, цена барреля марки Brent поднялась более чем на 5 долл., или на 7%, и превысила отметку 85 долл. Независимый эксперт по нефтяному рынку Натан Пайпер сказал в интервью Би-би-си, что решение организации, вероятно, вызвано желанием производителей сдержать цены на нефть выше отметки 80 долл. за баррель в среднесрочной перспективе. Это происходит на фоне опасений, что спрос на топливо может снизиться из-за ослабления мировой экономики и с учетом того факта, что западные санкции лишь ограниченно сумели сократить поставки нефти из России.

Как пишет Bloomberg, неожиданное решение ОПЕК+ ограничить продажу нефти на 2 млн барр. в сутки шокировало трейдеров и аналитиков. Этот шаг показал, что картель активно управляет балансом спроса и предложения и готов поднять цену до 100 долл.

Такие действия с ног на голову переворачивают оптимистические прогнозы по потреблению нефти. Большинство аналитиков рассчитывали, что такой неуверенный спрос, из-за которого 19 марта марка Brent опустилась в цене до 15-месячного минимума, сменится во второй половине года ростом потребления во всем мире, поскольку и воздушные, и автомобильные перевозки наконец-то восстановились до уровня, который был перед пандемией.

«Есть оптимистичная версия, – заявил недавно в интервью Bloomberg президент Rapidan Energy Group и бывший чиновник Белого дома по энергетике Боб Макнелли. – Если это станет подпиткой для «бычьих» настроений, то мы на полной скорости двинемся к 100-долларовой отметке».

Нефть марки Brent, международный эталон, сразу же выросла на 8,4%, после чего сократила рост, но все равно торговалась на 5%, выше на уровне 83,94 долл. за баррель на Лондонской бирже. Это стало не просто неожиданностью, потому что решение о сокращении заранее не анонсировалось. Объявление пришлось на период роста нефтяных цен после вялого первого квартала, а министры ОПЕК+ во всеуслышание заверяли, что намерены придерживаться намеченных целей по добыче в течение всего года.

Неожиданное объявление организации ОПЕК+ важно по нескольким причинам. В последние месяцы цена нефти колебалась, и многие опасались, что спрос на топливо превысит предложение – в особенности к концу этого года. Рост цен на нефть после решения ОПЕК+ может привести к повышению инфляции, то есть сделать жизнь еще дороже и повысить риск рецессии.

Примечательно, что о сокращении объемов добычи стало известно всего за день до запланированного заседания ОПЕК+. Ранее некоторые члены организации давали понять, что сохранят производство на том же уровне, то есть снижения не будет. И именно поэтому объявление стало такой большой неожиданностью.

Есть вероятность, что и другие входящие в ОПЕК+ страны заявят о сокращении добычи нефти, что еще сильнее снизит предложение. Кроме того, это решение, вероятно, осложнит отношения США с ОПЕК+ во главе с Саудовской Аравией. Ранее Белый дом призывал организацию повысить добычу, чтобы попытаться снизить цены на нефть и уменьшить объемы российских доходов. Но заявление ОПЕК+, напротив, свидетельствует о том, что сотрудничество России с другими производителями нефти остается тесным.

Первые последствия решения ОПЕК+ уже проявились в падении курсов американских госзаймов. Немецкое информационное агентство n-tv объясняет это тем, что растущие цены на нефть пугают инвесторов тем, что это приведет к увеличению инфляции и как следствие – к увеличению процентов. Высокие цены на нефть создают сложную ситуацию для европейских займов, которые берут частные фирмы, сообщает банк Unicredit. Именно слабое развитие торговли фьючерсами, связанными с немецкими государственными займами, снижает в складывающихся условиях интерес заемщиков к получению кредитов.

Как отмечает n-tv, на курсы акций пока объявленное снижение добычи воздействует не так активно и скорее разнонаправленно. Так, японский Nikkei-Index через неделю после заявления ОПЕК вырос на Уолл-стрите на 0,5%, а гонконгский Hang-Seng-Index, наоборот, упал. И если торговля на Уолл-стрите сейчас еще активна, то немецкий рынок акций уже снизился на 2%. Аналитики Goldman Sachs предполагают, что уже к концу года цена нефти марки Brent достигнет 95 долл. за баррель, а в 2024 году – даже 100 долл.

В принципе, отмечается в анализе n-tv, Уолл-стрит по-разному отреагировал пока на рост нефтяных цен. Подогретый ростом цен страх перед инфляцией и растущими в долгосрочном плане процентами негативно воздействовал на показатели технологических акций. Так, Nasdaq-Index упал на 0,27%, а акции нефтяных корпораций, таких как, например, Chevron, продемонстрировали рост. По мнению Джорджа Чиполлини, портфельного менеджера компании Penn Mutual Asset Management, «сокращение производства нефти благоприятствует росту энергетических акций, которые в последние месяцы подешевели».

На странах, импортирующих нефть, сокращение добычи нефти и соответствующий рост цен на нее отражается крайне негативно, указывает n-tv. Это касается прежде всего компаний, использующих нефть в какчестве исходного сырья, прежде всего в химической и нефтеперерабатывающей промышленности.

Новая доктрина

Нынешнее внезапное сокращение уровня добычи, отмечает n-tv, соответствует новой доктрине ОПЕК+, которая состоит в превентивных действиях, поскольку это позволяет обойтись без существенных потерь долей рынка. Как считает Goldman Sachs, такие сокращения хотя и неожиданны, но отражают важные экономические и, наверное, политические размышления руководителей этой организации.

Bloomberg приводит слова главного стратега RBC Capital Markets по сырьевым товарам Хелимы Крофт о том, что ОПЕК и его союзникам доводилось заставать нефтяные рынки врасплох и прежде. Она даже назвала министра энергетики Саудовской Аравии Абдулазиза бин Сальмана «мастером интриги».

В связи с этим издание отмечает, что, когда ОПЕК+ критиковали за неожиданное сокращение добычи в последний раз, подход организации в итоге оправдался. Октябрьское сокращение предложения на 2 млн барр. в сутки предвосхитило ослабление мирового спроса. В последующие месяцы запасы нефти неуклонно росли. Это позволяет предположить, что без сокращения добычи цены могли бы значительно снизиться.

На сей раз действия картеля отчасти продиктованы ухудшением состояния мировой экономики и банковским кризисом. Эти два фактора тесно переплетены с высокой инфляцией и ростом процентных ставок.

«Сегодня мы видим немало неопределенностей, и это было отмечено на заседании, – заявил вице-премьер России Александр Новак после онлайн-переговоров министров мониторингового комитета ОПЕК+. – Мы видим, что банковский кризис в Европе и США сильно влияет на рынок нефти».

Решение о сокращении производства смягчит риск резкого спада, если в конце года начнется полномасштабная рецессия. Но при этом увеличит вероятность краткосрочного скачка цен на нефть, который подстегнет инфляционные силы, уже посеявшие хаос в мировой экономике.

«Действия ОПЕК+ очевидно направлены на укрепление рынка, который явно слабеет, – написали в докладной записке аналитики Citigroup Inc во главе с Эдом Морсом. – Учитывая конкурентное позиционирование и короткое покрытие, рост представляется неизбежным, но за ним может последовать осознание того, что рынок гораздо слабее, чем может показаться».

Как считает заместитель директора Центра по энергопереходу «Сколтеха» Ирина Гайда в комментарии Telegram-каналу «Газ-батюшка», решение ряда стран ОПЕК+, включая Россию и Саудовскую Аравию, о добровольном дополнительном сокращении добычи нефти с мая и до конца года передставляет собой неожиданный и очень болезненный камень в огород центральных банков, которые только начали немного выдыхать на фоне ситуации с инфляцией, а тут снова неизбежен скачок мировых цен на нефть – где-то в диапазоне до 10 долл. за баррель.

О тренде на снижение инфляции теперь можно на какое-то время забыть, а повышение инфляционного давления неминуемо обеспечит рост процентных ставок в США и, как следствие, новый повод недовольства администрацией Байдена в преддверии выборов 2024 года.

Решение стран ОПЕК+ можно назвать упреждающим – они, вероятно, приняли его на фоне сильного беспокойства по поводу снижения нефтяных котировок и с оглядкой на негативный опыт 2008 года, когда ОПЕК слишком поздно отреагировала на мировой финансовый кризис, допустив значительный профицит на рынке и, как следствие, падение цен на нефть. Вероятно, ОПЕК+ рассмотрела все макроэкономические риски и ожидает замедления роста ВВП и рецессию ключевых экономик, а значит, очень серьезный удар по мировому спросу на нефть. Сокращение мировых поставок нефти и связанный с этим рост цен неизбежно ударят по производству продуктов питания, электроэнергии и общественному здравоохранению.

Экономический обозреватель Алексей Бобровский высказал мнение, которое, собственно говоря, висело в воздухе, но никто из экспертов не решался его озвучить. Речь идет о том, что решение действительно экстраординарное. Учитывая, что оно принято без формальной встречи ОПЕК+, значит, это, по сути, решение России и Саудовской Аравии. И опять демонстративно одинаковое сокращение – баррель в баррель.

В мировой экономике появляется новая сила, которая может диктовать свои правила и влиять на глобальные процессы в энергетической, да и в политической сфере. Последний раз такое было в 1973 году, когда ОПЕК объявила эмбарго на поставки нефти ряду западных стран. Они долго тогда просили Запад прийти в себя, объясняя, что нефть не может стоить дешево, а продовольствие, которое арабские страны покупают у Запада, – дорогое.

Сейчас ситуация интереснее. Ямайская система, пришедшая на смену Бреттон-Вудской, построенная на отношении всех валют к бумажному доллару, еще формально функционирует, доллар все еще силен. Однако именно деятельность ОПЕК+ может ускорить ее демонтаж. Стагфляция в США становится практически неизбежной.

Федеральная резервная служба США уже подняла ставку до 4,75–5%, но пауза в ее повышении, на которую регулятор и рынок рассчитывали даже в этом году, теперь маловероятна. Между струек пройти не удастся. Выход в более надежные активы, главным образом в облигации США, очевидно, продолжится, в том числе посредством сокращения депозитов в крупных и региональных банках США и Европы. А значит, новости о проблемах банков к маю снова будут.

Скорее всего ФРС вынуждена будет снова включить печатный станок. А это - инфляция и новое повышение ставок. А не за горами президентские выборы… Крушение системы приобретает логические очертания. 


Читайте также


Жилищные рекорды обеспечивают "мигранты с мешком на плече"

Жилищные рекорды обеспечивают "мигранты с мешком на плече"

Анастасия Башкатова

Застройщикам предстоит структурно перестроить бизнес и при этом не обанкротиться

0
424
Российская экономика опасно приблизилась к стагфляции

Российская экономика опасно приблизилась к стагфляции

Михаил Сергеев

Может повториться сценарий 90-х годов

0
643
Накал страстей по Центробанку пытаются снизить

Накал страстей по Центробанку пытаются снизить

Анастасия Башкатова

Природа инфляции и ее восприимчивость к ключевой ставке вызывают ожесточенные споры

0
1951
Формирование феномена "Белоруснефти"

Формирование феномена "Белоруснефти"

Михаил Стрелец

Компания перешла к рациональной разработке залежей и сотрудничеству с зарубежными партнерами

0
1662

Другие новости