Парижское соглашение по климату 2015 года на многие десятилетия определило энергетическую повестку дня в мире (на фото момент подписания соглашения). Фото Reuters
РусГидро прошло верификацию результатов климатического проекта на Владивостокской ТЭЦ-2 за 2022 год со стороны Органа по валидации и верификации парниковых газов Инновационного технологического центра МГТУ им. Н.Э. Баумана.
В результате были получены 71 983 углеродные единицы, которые выпущены Реестром углеродных единиц и зачислены на счет РусГидро. Количество единиц эквивалентно снижению углеродного следа на более чем 70 000 т СО2.
Это первый для РусГидро и третий в России климатический проект, прошедший валидацию и верификацию в соответствии с нормами российского законодательства. Полученные углеродные единицы намерены в том числе направить в зачет сокращения эмиссии парниковых газов в рамках сахалинского эксперимента по ограничению их выбросов и реализовать на углеродном рынке.
За оперативность и качество работ при проведении первой верификации углеродной отчетности региональных регулируемых организаций коллектив МГТУ им. Н.Э. Баумана был награжден благодарственным письмом от Министерства экологии и устойчивого развития Сахалинской области.
Ограничение выбросов
Напомним, на основании закона «Об ограничении выбросов парниковых газов», принятого в 2021 году, крупные компании обязаны отчитываться по своим выбросам парниковых газов в атмосферу и верифицировать результаты климатических проектов начиная с 1 июня 2023 года.
После ратификации Россией в сентябре 2019 года Парижского соглашения, которое предусматривает сокращение выбросов парниковых газов к 2030 году до отметки 70–75% от уровня 1990 года при условии максимально возможного учета поглощающей способности лесов, президент РФ подписал указ о создании в стране национальной системы климатического регулирования. Основой системы является учет так называемых углеродных единиц. Углеродная единица (англ. Carbon credit) – объем выбросов парниковых газов (ПГ), который удалось предотвратить благодаря реализации того или иного климатического проекта, определенная квота на выброс ПГ, выраженная в тоннах СО2-эквивалента, инструмент государственного и рыночного контроля за выбросами ПГ в национальном и глобальном масштабах.
Крупные предприятия, эмитирующие в атмосферу большие объемы парниковых газов, во всех крупных экономиках мира лимитируются в таких выбросах и платят за эти выбросы специальные налоги. Излишки своих квот они могут продавать (а недостающие объемы – докупать) на специальных углеродных рынках – биржевых площадках, торгующих углеродными единицами. Согласно ст. 2 Федерального закона № 296-ФЗ «Об ограничении выбросов парниковых газов» от 2 июня 2021 года, углеродная единица – верифицированный результат реализации климатического проекта, выраженный в массе парниковых газов, эквивалентной тонне углекислого газа.
Надо отметить, что в свое время инициатором создания системы национальных организаций, которые смогут подтверждать углеродные выбросы российских компаний, выступило Минэкономразвития, ссылаясь на требования бизнеса. Необходимость этого в министерстве в свое время объясняли подготовкой Евросоюза к введению «налога» на углеродный след. В середине июля 2021 года Еврокомиссия представила проект трансграничного углеродного механизма, согласно которому импортеры цемента, удобрений, электроэнергии, железа, стали и алюминия обязаны будут покупать сертификаты на право ввоза в ЕС этой продукции начиная с 2026 года (это и будет аналогом углеродного налога). По оценке Минэкономразвития, дополнительная финансовая нагрузка для российских экспортеров в результате введения углеродного налога ЕС составит 50,6 млрд евро до 2030 года. Уже с 2023 года импортеры будут обязаны сдавать отчетность с верифицированной информацией об углеродоемкости ввозимой в Европу продукции.
В таких условиях, отмечалось в министерстве, возникает острая необходимость верификации углеродной отчетности российских организаций-экспортеров. При этом в условиях пандемии COVID-19 российские организации сталкивались с проблемами в валидации и верификации углеродной отчетности у специализированных зарубежных компаний.
Конечно, начавшаяся в феврале 2022 года специальная военная операция (СВО) сместила все акценты в торговых отношениях России с ЕС и поставленный министерством вопрос во многом оказался избыточным. Но, как показывает позиция главы комитета по энергетике Госдумы, озвученная в его выступлении и дискуссии с российскими журналистами на площадке «Россия сегодня» 19 июля с.г., российские законодатели озабочены тем, что ставший сейчас основным торговым партнером России Китай может начать применять в торговых отношениях систему углеродных единиц. В этом плане, конечно, у России нет другого выхода, как продолжать развивать свою климатическую политику и в новых условиях после начала СВО.
Работы по валидации и верификации парниковых газов проводятся с целью:
– предоставления гарантий предполагаемым пользователям, что Заявления по парниковым газам, представляемые организациями, являются полными, точными, непротиворечивыми, прозрачными и свободными от значительных неточностей;
– подтверждения соответствия применимым критериям верификации или валидации, включая принципы и требования соответствующих стандартов или программ по парниковым газам в рамках установленной области.
Сахалин стал местом эксперимента с российскими углеродными единицами. Фото РИА Новости |
Процесс проверки
Процесс валидации и верификации начинается с поступления в орган по валидации и верификации полностью заполненной и подписанной Заявителем заявки на проведение работ по валидации или верификации по установленной форме и определения возможности проведения работ. Информация о принятом решении доводится до Заявителя.
При положительном решении работы по верификации или валидации будут включать следующие этапы:
1) подготовительные действия:
– определение и согласование с Заказчиком типа задания, целей, границ и области применения, критериев (уровень уверенности, порог существенности и др.) процедуры валидации или верификации парниковых газов;
– определение времени, необходимого для проведения верификации или валидации;
– расчет стоимости валидации или верификации;
– заключение договора на выполнение работ по валидации или верификации;
– формирование и согласование с Заявителем команды экспертов по валидации или верификации парниковых газов;
2) подготовка и планирование валидации или верификации:
– проведение стратегического анализа;
– проведение анализа рисков;
– определение потребностей посещения площадки и составление графика, разработка и утверждение плана валидации или верификации парниковых газов, а также плана сбора свидетельств;
3) проведение валидации или верификации:
– выполнение валидации и верификации парниковых газов в соответствии с согласованным планом валидации или верификации парниковых газов;
– проведение сбора свидетельств согласно плану сбора свидетельств;
– проведение аудита исходных данных и информации, проведение оценки на соответствие критериям валидации и верификации парниковых газов, проведение анализа и оценки Заявления по парниковым газам, проведение аудита информационной системы по парниковым газам, проведение оценки изменений, внесенных в Заявление по парниковым газам (при наличии);
– подготовка отчета и Заключения по валидации или верификации парниковых газов;
– независимое рецензирование;
– оформление и выдача отчета и Заключения Заявителю;
– регистрация результатов валидации и верификации парниковых газов на каждом из вышеуказанных этапов в соответствии с установленными требованиями.
Результат проверки
Результатом работ по валидации и верификации парниковых газов является выдача Заказчику:
– Заключения по валидации и верификации парниковых газов в качестве гарантии для предполагаемого пользователя, что Заявление по парниковым газам не содержит существенных ошибок, отсутствия и искажения данных с разумным (приемлемым) или ограниченным уровнем уверенности (уровень гарантий);
– отрицательного Заключения (мотивированного отказа в выдаче) по результатам валидации и верификации парниковых газов в связи с тем, что Заявление по парниковым газам выполнено не в точном соответствии с требованиями стандарта или программы по парниковым газам или в связи с тем, что эксперт не смог получить достаточные приемлемые объективные доказательства для формирования своего мнения о том, представлено ли Заявление по парниковым газам в точном соответствии с требованиями стандарта или программы по парниковым газам.
На данный момент, по сообщению Интерфакса, в реестре аккредитованных лиц зарегистрировано 19 органов по валидации и верификации парниковых газов, при этом аккредитации двух органов приостановлены (ООО «ПромМаш Тест Экология» и МГТУ им. Н.Э. Баумана), а еще одного – отозвана (ФГБУ Институт глобального климата и экологии им. Ю.А. Израэля).