На СОР29 выявились существенные разногласия между странами Юга и «Группой семи».
Несмотря на то что ряд массмедиа, в том числе в России, предрекли крах очередной Конференции ООН по изменению климата, в Баку всем ее 197 участникам удалось в конечном счете объединиться на платформе совместного коммюнике. Но для получения конкретного результата организаторам пришлось продлить конференцию на двое суток. Так что она продолжалась на самом деле с 11 ноября по 24 ноября. Основная проблема заключалась в подготовке заключительного коммюнике с конкретными обязательствами стран – участников саммита. «НГ-энергия» подробно освещала подготовку к данной конференции в своем ноябрьском выпуске.
Министр экологии Узбекистана Азиз Абдухакимов в кулуарах СОР29 сообщил, что конференция в Баку предоставила мировой общественности большие возможности обсудить глобальную экологическую повестку. По его словам, мероприятие организовано на высочайшем уровне. Главный итог бакинского саммита состоит в том, что промышленно развитые сраны договорились о выделении ежегодно по 300 млрд долл. на климатические цели до 2035 года для поддержки развивающихся государств (до сих пор это сумма составляла по 100 млрд долл. ежегодно). Эти средства должны пойти на реализацию мер по приспособлению народных хозяйств развивающихся стран к новым экономическим условиям в ходе энергоповорота, к увеличению доли альтернативных источников энергии.
Несмотря на это, развивающиеся страны считают предлагаемые мероприятия недостаточными. Их донорами должны выступать, как сформулировано в коммюнике, «богатые промышленно развитые страны». Однако зафиксированные суммы не устраивают развивающиеся страны, которые надеялись на дотации в размере 1,3 трлн долл. ежегодно.
Дебаты в Баку относительно итоговых документов COP29 затянулись с пятницы, 22 ноября, последнего дня саммита, до субботы, а потом представители ряда развивающихся стран покинули заседание. В итоге документ принят в воскресенье 24 ноября.
Недовольство ходом дискуссии на саммите выражали не только развивающиеся страны. Свой вклад внесли и нефтедобывающие страны. Они выступили против упоминания топлива в негативном ключе на страницах документа. Позицию этой группы ранее обозначил генсек ОПЕК, когда заявил, что в вопросах климата надо сосредоточиться на выбросах парниковых газов, а не на выборе источника для производства энергии.
Напомним, то же было и на COP28 в Дубае, когда ближневосточные производители углеводородов, а также другие страны, включая Россию, отказались подписать итоговое коммюнике конференции, пока в нем указан обязательный отказ от ископаемого топлива. Так что в этот раз в документе тоже не указаны конкретные шаги по снижению воздействия на климат, связанные с отказом от ископаемого топлива. Участники договорились проработать их к COP30, которая пройдет в Бразилии.
Зато в субботу на COP29 участники приняли соглашение о правилах мирового рынка купли-продажи углеродных кредитов. Никакой конкретики пока тоже нет – это только соглашение о правилах, однако централизованная система международной торговли углеродными кредитами при ООН может заработать в следующем году, пишет Reuters. Это соглашение было раскритиковано развивающими странами, и прежде всего Индией.
Позиция развивающихся стран
Важное значение для успеха климатических программ имеет позиция развивающихся стран. На саммите обсуждали, какую ответственность несут промышленно развитые страны за растущий ущерб от изменения климата. Предполагается, что основная часть выбросов парниковых газов приходится на использование ископаемого топлива.
Дискуссия на саммите шла о суммах, которые промышленно развитые страны должны выделять третьему миру, который страдает от ураганов, наводнений и засух. Там считают, что богатые правительства должны помогать им финансами. Некоторые развивающиеся страны и островные государства в субботу с разочарованием ненадолго покинули конференцию.
В окончательном соглашении также не определили подробных шагов относительно того, как страны будут действовать в соответствии с обещанием прошлогоднего саммита по климату, то есть отказываться от ископаемого топлива и переходить на возобновляемые источники энергии.
Издание Hindustan Times публикует мнение развивающихся стран. Издание пишет, что Индия творит историю на COP29. Индия выступила в защиту глобального Юга в воскресенье рано утром после того, как текст Новой коллективной количественной цели (NCQG) был внезапно одобрен председательствующим Азербайджаном. Индия была первой, кто отклонил это решение, поскольку оно не отражает приоритетов глобального Юга, затем отклонение было поддержано несколькими развивающимися странами.
Индия пыталась высказаться до принятия решения, но ей не дали слова. Это привело к подаче текста NCQG, в котором решается установить размер взносов для развитых стран не менее 300 млрд долл. в год к 2035 году для развивающихся стран – участников действий по климату. При этом развитые страны «возьмут на себя ведущую роль» в плане внесения вклада. В тексте также решается запустить «Дорожную карту от Баку до Белена до 1,3 трлн долл.», направленную на увеличение климатического финансирования для развивающихся стран.
Промышленно развитые страны придерживались позиции, что соглашение знаменует собой прорыв. «COP29 запомнится как начало новой эры климатического финансирования. ЕС продолжит лидировать. Эта COP поставила амбициозную и реалистичную цель и увеличила базу доноров. С этими средствами и этой структурой мы уверены, что достигнем 1,3 трлн долл.», – заявил спецпредставитель ЕС по вопросам климата Вопке Хукстра.
В целом заключительный документ подвергся критике и был отвергнут организациями гражданского общества. «На COP29 развитые страны снова принудили развивающиеся страны принять финансовую сделку, которая крайне неадекватна для решения серьезности нашего глобального климатического кризиса. Сделка не обеспечивает критически важную поддержку, необходимую развивающимся странам для быстрого перехода от ископаемого топлива к чистым возобновляемым энергетическим системам или для подготовки к разрушительным последствиям климатического кризиса, оставляя их серьезно недостаточными по ресурсам. Результат дает ложную надежду тем, кто уже несет на себе основную тяжесть климатических катастроф, и бросает уязвимые сообщества и страны, оставляя их сталкиваться с этими огромными проблемами в одиночку. Мы должны продолжать нашу борьбу, требуя значительного увеличения финансирования и призывая развитые страны к ответу за осуществление реальных, эффективных действий», – сказал Харджит Сингх, директор по глобальному взаимодействию Инициативы по Договору о нераспространении ископаемого топлива.
В тексте говорится: «Подтверждает в этом контексте статью 9 Парижского соглашения и постановляет установить цель в дополнение к цели, упомянутой в пункте 53 решения 1/CP.21 (цель в 100 млрд долл. США, срок действия которой истекает в 2025 году), при ведущей роли сторон из числа развитых стран, в размере не менее 300 млрд долл. США в год к 2035 году для сторон из числа развивающихся стран на меры по борьбе с изменением климата». Финансирование будет осуществляться из самых разных источников: государственных и частных, двусторонних и многосторонних, включая альтернативные источники.
Он также «призывает стороны из числа развивающихся стран вносить взносы, в том числе в рамках сотрудничества Юг–Юг, на добровольной основе». В этом контексте заслуживает внимания попытка стран Запада привлечь к финансированию бедных развивающихся стран богатыми развивающимися странами и в этом плане разбивает единый фронт так называемых стран Юга.
Индия попыталась в Баку возглавить движение развивающихся стран. Фото Reuters |
Саудовская газета Asharq Al-Awsat на прошлой неделе опубликовала анализ позиции промышленно развитых стран Европы по итогам бакинского саммита. Газета считает, что выделение по 300 млрд долл. развивающимся странам на борьбу с изменением климата лишь усугубит кризис в Европе, ведь Дональд Трамп не собирается поддерживать эту инициативу.
Валид Хаддури, иракский экономист, один из первых арабских журналистов, специализирующихся на мониторинге энергетических рынков и нефтяной отрасли, считает, что странам Европейского единого рынка предстоит принять ряд непростых решений в области энергетики в конце 2024 года. Проблемы стали очевидны на конференции COP29, где преобладали опасения по поводу негативной политики избранного президента США Дональда Трампа в отношении Парижского соглашения 2015 года. Трамп может кардинально изменить энергетическую политику США и отказаться от дальнейшей поддержки политики устойчивой энергетики или вновь выйти из Парижского соглашения.
Европарламент также начинает сталкиваться с сильным и растущим противодействием со стороны зеленых движений, выступающих против лоббистов, представляющих энергетические компании, которые пытаются оказывать давление на европейских чиновников.
В результате решений, принятых на конференции COP29, Европа оказалась в затруднительном положении. На климатическом саммите было принято решение ежегодно (до 2035 года) выделять 300 млрд долл. развивающимся странам на борьбу с изменением климата. Эти средства предназначены для помощи развивающимся странам в адаптации к наводнениям, аномальной жаре и засухам, а также для инвестиций в низкоуглеродную энергетику.
Европейские страны находятся в незавидном положении: с одной стороны, они возглавили движение по борьбе с изменением климата, а с другой – перед ними стоят две проблемы: как взаимодействовать с президентом Трампом в ближайшем будущем (он выбрал жесткий подход к Европе во время своего первого срока, и неизвестно, как он поведет себя во время своего второго президентского срока, особенно в отношении энергетической политики); обязательства Европы перед Украиной, как в виде огромной финансовой помощи, так и в виде военной поддержки после того, как Киев решился нанести удар вглубь России американскими баллистическими ракетами, что способствовало эскалации конфликта и наложило дополнительные финансовые обязательства на европейские страны. Кроме того, ожидается, что решения COP29 добавят новые обязательства и увеличат финансовую нагрузку.
Европа оказалась в затруднительном положении из-за того, что не просчитала все последствия политики «нулевых выбросов» (2015–2035). Более того, она намерена выделить триллионы долларов в виде субсидий, чтобы помочь странам Юга в переходе на новые источники энергии.
Европейские страны с самого начала возглавили движение по борьбе с изменением климата, но, что еще важнее, они взяли на себя инициативу по изменению внутреннего законодательства в области сельского хозяйства и промышленности, что стало причиной экономических трудностей. Европейские фермеры протестовали перед выборами в Европарламент (и недавно во Франции) против низких закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию, импортируемую из-за границы, особенно из стран Южной Америки. Они утверждают, что цены не соответствуют экологическому законодательству, которому следуют в Европе, и что это сделает европейские сельскохозяйственные товары более дорогими и затруднит конкуренцию по ценам с импортными товарами.
Европейские политики также опасаются, что ультраправые воспользуются этими протестами, чтобы усилить свое влияние в некоторых европейских парламентах. Напомним, что правые сейчас составляют большинство в Европейском парламенте. Правые партии, особенно ультраправые, как известно, выступают против любой политики, связанной с охраной окружающей среды и повышением налогов.
Еще хуже то, что возвращение Трампа, который открыто поддерживает программы европейских правых, расстроило традиционных европейских политиков.
ЕС, пытаясь защитить свой внутренний рынок, поднимает таможенные пошлины на китайские товары и технологии, имеющие большое значение при переходе к экологически чистой энергетике, такие как: электромобили, солнечные батареи и литиевые аккумуляторы. В ответ Китай повысил пошлины на некоторые европейские товары.
В связи с участившимися стихийными бедствиями (ураганы и наводнения) и глобальным потеплением на 1,5 градуса Цельсия страны Юга все чаще требуют выполнения следующих обязательств: ускорение реализации соответствующих программ и увеличение объема средств, выделяемых на поддержку борьбы с изменением климата.
Очевидно, что программу «Нулевые выбросы CO₂ к 2050 году» очень сложно реализовать без выполнения вышеизложенных требований. Ситуация осложняется еще и тем, что избранный президент США Дональд Трамп выступает против борьбы с климатическими изменениями, что затрудняет получение кредитов и помощи от промышленно развитых стран и многосторонних фондов развития. В связи с этим самой большой проблемой остается выполнение новых финансовых обязательств.
Европейские страны ищут альтернативы российскому газу, которому они объявили бойкот из-за начала специальной военной операции в Украине. В СМИ появилось несколько сообщений о контрабанде российского газа в некоторые европейские страны. Если эта новость правдива, Европе срочно нужны стабильные и крупные поставки для замены российского газа, не говоря уже о подписании долгосрочных контрактов, согласованных странами-производителями. Очевидно, что интересы стран-производителей отличаются от интересов стран-потребителей. Контракты на поставку сжиженного природного газа обычно заключаются на срок около 25–30 лет, чтобы страна-производитель могла получить достаточный доход для компенсации высоких затрат на строительство специализированных терминалов. Европейские страны – после бойкота российского газа – пытались наладить контакты с другими странами-производителями и заключить краткосрочные контракты.
Позиция России
Если в преддверии встречи в Баку позиция России склонялась к тому, чтобы избегать брать на себя обязательства, то в интервью интернет-порталу NEWS Борис Титов, спецпредставитель президента РФ по связям с международными организациями для достижения целей устойчивого развития, отметил роль азербайджанской стороны, сумевшей провести на 29-й Конференции сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата (СОР29) в Баку два важных соглашения. По его словам, они двигают вперед углеродные рынки и вопросы, которые не решались 15 лет.
Ранее он заявил, что COP29 дает хорошую базу для будущих экономических союзов в области борьбы с глобальным потеплением. И подчеркнул, что идти «всем миром» к достижению целей устойчивого развития невозможно. Титов обратил внимание на то, что в этом случае многосторонний подход «подменяется их политизированным использованием» для получения односторонних выгод. «Определены основные правила и требования к углеродным рынкам. По Киотскому соглашению, торговля была квотами, а с переходом на Парижские соглашения практически это не продвигалось. Кроме того, так называемые добровольные углеродные рынки – частные, коммерческие – тоже не работают, точнее, они работают в каждой стране по-своему, без центральной методологии», – отметил Титов.
Углеродный рынок ШОС
Титов напомнил, что Россия выступила с инициативой создания углеродного рынка Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). «Мы считаем, что поскольку повестка идет очень тяжело на уровне глобальной ооновской задачи в рамках всех стран, то некоторые вопросы легче будет решить среди партнеров, среди стран, близких по духу, с одинаковым пониманием проблем. И такие партнерские отношения складываются в различных организациях, таких как ШОС и БРИКС», – заявил спецпредставитель президента РФ.
Как подчеркнул Титов, создать глобальный углеродный рынок очень сложно. «Но в рамках ШОС и БРИКС странам легче договориться – действительно, всем нужно торговать углеродными единицами, потому что у кого-то избыток, у кого-то недостаток. Создать такой углеродный рынок в рамках ШОС или БРИКС намного проще, чем это сделать в глобальном масштабе», – добавил он.
Титов также отметил, что в рамках ШОС 2025-й объявлен Годом устойчивого развития. «И мы выступили с инициативой создать совет по устойчивому развитию в рамках ШОС, пригласить всех участников к его работе, чтобы выработать там несколько важных, как нам кажется, положений, которые касаются целей устойчивого развития . По нашему мнению, надо не размывать повестку на огромное количество задач, а сконцентрироваться на основных, тогда и другие решатся постепенно», – подчеркнул он.
Новая финансовая цель
Титов также считает непростой задачу добиться решения по новой цели климатического финансирования на СОР29. «Все оценивают достаточно скептически, потому что противоречий накопилось очень много. Допустим, между развивающимися странами и развитыми, даже по сумме. Кто-то говорит о сохранении на том же уровне – 100 млрд долл., которые были до этого, – кто-то говорит об увеличении до 2 трлн. Я так понимаю, что цифра 1,2 трлн в год может быть компромиссным решением», – сказал он.
Кроме того, по его словам, есть еще ряд несогласованных вопросов, касающихся участия в климатическом финансировании стран, которые не являются развитыми, но имеют сильную экономику, например Китай, Саудовская Аравия. «Есть также вопросы исторической ответственности. Развитые страны сотни лет до этого портили природу, из-за чего ухудшился климат, а сегодня требуют для себя равных условий с развивающимися странами, у которых нет никакой исторической ответственности. Поэтому надо эту историческую ответственность учитывать», – подчеркнул Титов.