0
759
Газета События Интернет-версия

18.03.2000 00:00:00

Неприглядный фасад российской культуры

Тэги: культура, министерство


Это не заводское общежитие и не типовой НИИ. Это - парадный подъезд Министерства культуры России.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)

СЛОЖНЫЕ отношения формы и содержания - предмет особенного внимания для филологов, философов, искусствоведов всех мастей. Есть, например, афоризм: форма - это тоже содержание. А итальянский буржуазный философ Бенедетто Кроче считал: то, что в искусстве не имеет формы, - не имеет ничего. Можно вспомнить еще, что метод социалистического реализма выстраивал взаимоотношения между формой и содержанием строго по формуле: "национальная по форме, социалистическая по содержанию". Метод социалистического реализма канул в Лету, потянув за собой и все, что было хорошего в социалистическом прошлом. Короче говоря, если о состоянии сегодняшней российской культуры судить по форме, а именно по фасаду того дома, который занимает Министерство культуры Российской Федерации, то дела нашей культуры плохи. Так что хуже и некуда. Здание, практически неотличимое от располагающегося по соседству учебно-производственного комбината, - то ли маленькая фабричка, то ли широко раскинувшееся профтехучилище.

Внутри Министерства культуры давно уже вызревали планы по переезду в здание, хоть сколько-нибудь подобающее ведомству, представляющему интересы великой русской литературы, великого русского театра, великой музыкальной исполнительской школы, etc. Еще Евгений Сидоров - в бытность министром - предпринял попытку полусилового въезда в бывшие кабинеты союзного министерства на Старом Арбате. Но, слава Богу, этот казус не имел разрушительных последствий. Другого же помещения для культурных чиновников так и не нашли. А может, было не до того: ведь только в прошлом, 99-м, году и чуть ли не впервые за перестроечные и постперестроечные годы Министерство культуры получило все ему положенные бюджетные деньги.

Приход каждого нового министра (необязательно министра культуры - так происходит в любом чиновном ведомстве) - это и страхи потерять свое место, и надежды на лучшее будущее. Приход каждого нового министра культуры - надежда на то, что "новая метла" сумеет наконец выбить лучший бюджет, а потом добьется его выполнения. Не в последнюю очередь надеются, что новый министр сумеет подыскать для своих подопечных достойную жилплощадь. Дом, в который не стыдно будет войти с каким-нибудь особо культурным человеком. Одна из предшественниц Михаила Швыдкого на посту министра отечественной культуры, Наталья Дементьева, так и говорит, без обиняков: "Новая культура может быть только в новом здании". За время ее недолгого правления в Китайгородском проезде новое здание получить не удалось, зато она добилась ремонта во всех туалетах: до того некоторые по интерьеру могли поспорить с аналогичными заведениями расположенной по соседству войсковой части.

Помимо туалетов отремонтировали и подъезд, который теперь - мраморной облицовкой, сверкающими полами в холле - входит в еще большее противоречие с общим внешним убожеством здания. Михаил Швыдкой, который на посту замминистра много раз говорил о том, какая новая государственная идеология нам нужна, и сейчас, кажется, меньше всего озабочен проблемами нового помещения для своего ведомства. На наше предложение порассуждать о необходимости нового здания для Министерства культуры, он сказал, что относится к этому весьма скептически. "Разумеется, - сказал он, - атмосфера зависит от помещения. Трудно плевать на пол в Эрмитаже или рисовать на стенах в кремлевских музеях. Сам образ русской культуры отличается от традиционного блочного 8-этажного дома, в котором находится нынешнее Министерство культуры. Я не раз слышал, что надо срочно переезжать или срочно искать новое здание. Наверное, Петр Нилович Демичев был прав, когда построил внушающий уважение и почтение дом на Старом Арбате. Дело, конечно, не в сакральности власти, не в том, чтобы человек, который входит в министерство, чувствовал себя подавленным. Просто красивый дом соответствовал бы нашим представлениям об отечественной культуре. С другой стороны, при достаточно скромных средствах, которыми располагает наше министерство, начинать с переезда в новый офис, более величественный и подходящий... Любой переезд - это очень затратное дело. Я не уверен, что это было бы правильно. Когда у нас будет лучше с финансированием культуры в целом, мы сможем себе позволить такой переезд", - резюмировал новый министр.

Правоту его слов оспорить нелегко, аргументы весьма доказательны. Понятно, что, начнись такой переезд, он вызвал бы массу кривотолков. А с другой стороны - так тоже жить нельзя. И есть несоответствие в том, что на какую-нибудь коллегию в глухое серое здание заходят один за другим Лепешинская, Светланов, Петров, другой Петров, Ефремов... И разве "внешний вид" российской культуры - забота только самого министерства?


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Владимир Полканов

Как предприятия отрасли решают кадровые проблемы

0
623
Путин обсудил вопросы языкознания

Путин обсудил вопросы языкознания

Иван Родин

2028-й скорее станет Годом Тютчева, чем Толстого

0
911
Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Татьяна Астафьева

"Роснефть" за год вложила в экологические проекты 74 миллиарда рублей

0
718
Местное самоуправление постепенно унифицируют везде

Местное самоуправление постепенно унифицируют везде

Дарья Гармоненко

В Хакасии муниципальная реформа уже встроена в политический конфликт

0
879

Другие новости