Вот уже несколько месяцев российская гражданская авиация живет в ожидании важного события - слияния "Внуковских авиалиний" и компании "Сибирь". В этом случае на рынке транспортных услуг должен был появиться новый сильный игрок, вполне способный потеснить двух грандов российских авиаперевозок - "Аэрофлот" и "Трансаэро".
Сегодня гранды могут вздохнуть спокойно - слияния не будет. Оно запрещено решением суда. И вовсе не в результате происков конкурентов, а просто-напросто из-за финансовой нечистоплотности руководства "Внуковских авиалиний", упорно отказывающейся платить кредиторам.
Российские компании вообще очень не любят отдавать долги. Оно и понятно: ведь берешь деньги на время, а отдавать приходится навсегда. А это несправедливо. Вот и стараются, всякий на свой лад, уйти от уплаты долга. А кредиторы, в свою очередь, - тоже каждый на свой лад - пытаются заставить должника вернуть деньги. Обе стороны проявляют завидную изобретательность.
История с долгом "Внуковских авиалиний", из-за которого сорвалось слияние двух крупных компаний в сфере авиаперевозок, началась в 1999 году. Кредитор, АКБ "Объединенный банк", дал 600 тысяч долларов - как водится, на время. Однако 14 декабря 2000 года, когда пришел срок возвращения займа, руководство авиакомпании решило, что отдавать 600 тысяч "зеленых" навсегда это слишком тяжело и невыносимо.
На протяжении полугода представители банка вели переговоры с "внуковцами", те отделывались обещаниями. Наконец, в конце июня "Объединенный банк" обратился в суд и потребовал уже не только основную сумму долга, но и проценты, которые успели на нее нарасти. 26 июля 2001 года Московский арбитражный суд выносит решение, обязывающее "Внуковские авиалинии" уплатить банку в общей сложности 691 666 долларов.
Но решение суда - это еще не живые деньги. "Авиалинии" решение проигнорировали и платить отказались. Однако тут выяснилось, что у банка есть и другие средства давления. Его юристы подали ходатайство об обеспечении иска, и уже 9 августа 2001 года суд запретил компании "Внуковские авиалинии" любым способом распоряжаться имуществом на сумму долга с процентами.
Руководству "Внуковских авиалиний" не оставалось иного пути, как попытаться добиться отмены арбитражного решения. 27 августа 2001 года в суд подается апелляция, в которой "внуковцы" утверждают, что банк вообще не имел права требовать с них какие-либо деньги. Почему? А потому, пишут юристы "Внуковских авиалиний", что договор займа был заключен с поручительством, а поручителем по возврату выступала компания "ЮАС" (Юридическая авиационная служба). Поэтому, раз мы платить не хотим, банк должен не на нас в суд подавать, а требовать с поручителя!
По всей видимости, апелляционный состав Московского арбитражного суда немало подивился столь изысканной аргументации, до боли напоминающей незабвенное: "Пушкин заплатит!" Впрочем, дальше удивления дело не пошло - 27.09.01 апелляционная инстанция оставила решение о взыскании долга с процентами без изменений.
Представители банка радостно отправились к судебному исполнителю, но тут их ожидал очередной холодный душ. Оказалось, "Внуковские авиалинии" точно таким же образом обошлись еще по меньшей мере с двумя сотнями кредиторов! Очередь на получение денег по исполнительным листам растянулась на добрых два года. Уже давно в отношении авиакомпании введено сводное исполнительное производство.
Только тут "Объединенный банк" пошел, что называется, на принцип. Вы кредиторам жить не даете - так и мы вас будем давить как сможем!
Короче, юристы банка ходатайствовали в суде о запрете "Внуковским авиалиниям" объединяться с авиакомпанией "Сибирь". Разумеется, связь между этим ходатайством и возвращением долга достаточно косвенная - но судьям, по всей видимости, уже давно надоело возиться со злостным должником. 24.10.01 ходатайство было удовлетворено. В "Объединенном банке" надеются, что теперь должник будет больше склонен к компромиссу и возврату долга. Во "Внуковских авиалиниях" думают, похоже, какую бы еще свинью подложить настырному кредитору.