Фронтовой бомбардировщик Су-24.
Фото из книги «Авиастроение России»
Причиной аварии фронтового бомбардировщика Су-24, разбившегося в Хабаровском крае, по предварительным данным, стала неисправность системы энергообеспечения самолета. Об этом вчера в подмосковном Жуковском заявил главнокомандующий ВВС РФ генерал-полковник Александр Зелин. И хотя оба летчика успешно катапультировались, случившееся несколько омрачило атмосферу проходящего здесь авиасалона МАКС, самого успешного за все годы его существования.
Как сообщили «НГ» в прокуратуре Дальневосточного военного округа, на место падения бомбардировщика вчера выехала большая группа экспертов, однако, что именно там происходит, известно не было. Дело в том, что, как сказал сотрудник прокуратуры, «в районе падения самолета очень сложная болотистая местность». А само это место находится на удалении примерно 250 км к северу от Хабаровска, между областным центром и Комсомольском-на-Амуре.
Как сообщил ранее помощник главкома ВВС России полковник Александр Дробышевский, фронтовой бомбардировщик Су-24 потерпел аварию, выполняя плановый учебный полет. Самолет взлетел с авиабазы «Хурба», что в 10 км от Комсомольска-на-Амуре. По словам Дробышевского, в 6.35 по московскому времени с самолетом пропала связь, с экранов локаторов исчезла радиолокационная отметка. В воздух сразу же были подняты два поисково-спасательных вертолета Ми-8. Они и обнаружили в 115 км юго-западнее «Хурбы» разбившийся самолет и летчиков, которые, к счастью, благополучно приземлились на парашютах. Помощник главкома отметил, что падение самолета не вызвало на земле жертв и разрушений. А командир экипажа и штурман-оператор были незамедлительно доставлены в свой гарнизонный госпиталь, где прошли медицинское обследование. Состояние их здоровья медики оценили как удовлетворительное.
Как только командованию ВВС стало известно о случившемся, полеты бомбардировщиков Су-24 были повсеместно приостановлены. Для ВВС это обычная практика: когда что-то случается с самолетом или вертолетом, полеты данного типа машины прекращаются до выяснения причин ЧП. В последнем случае специалистам, похоже, не пришлось ломать голову, кто виноват – машина или экипаж. Александр Дробышевский сразу же сообщил, что «специалисты склоняются к технической причине аварии самолета». А чуть позднее и сам главком ВВС генерал-полковник Александр Зелин заявил, что причина аварии – в неполадках системы энергообеспечения. «После выполнения задания и выхода на аэродром, по предварительным данным, произошла нештатная работа систем энергообеспечения самолета», – сказал он журналистам в Жуковском. Впрочем, главком подчеркнул, что это только предварительные данные, а окончательные выводы – за комиссией по расследованию происшествия. «Слава богу, летчики живы, все расскажут», – цитирует Зелина Интерфакс. При этом главком посетовал, что летная работа «сопряжена с особыми рисками, в том числе и с рисками надежности работы авиационной техники».
Су-24 был принят на вооружение в 1975 году. Наибольшее количество происшествий с этим типом самолета фиксируется с июня 1998 года, когда в Псковской области Су-24 Балтийского флота потерпел крушение при заходе на посадку в районе военного аэродрома города Остров. Тогда и еще в пяти последующих катастрофах машины этого класса летчики погибли (всего 12 человек). Всего же за это время Су-24 фигурировал в 13 летных происшествиях, причем наиболее «урожайным» в этом отношении выдался 2006 год, когда с января по июль ВВС потеряли четыре фронтовых бомбардировщика.