«Если бы не приоритетный национальный проект «Развитие АПК», продукты в России подорожали бы еще больше», – сказал первый вице-премьер Дмитрий Медведев после недавнего скачка цен. Действительно аграрный нацпроект помогает возрождать умирающее село, но за раз сдвинуть с места гору проблем, накопившихся в АПК, очень трудно. Это прекрасно осознают и в правительстве РФ.
Одним из главных толчков к развитию АПК первый вице-премьер Дмитрий Медведев считает возрождение животноводства: «С этим у нас беда. Поэтому государство приняло решение инвестировать средства путем предоставления кредитов на строительство животноводческих ферм на льготных условиях сроком до восьми лет, увеличить поставки хозяйствам по лизингу племенного скота и техники». Еще один краеугольный камень – развитие малых форм хозяйствования. «Денег на их раскрутку никто не дает, – констатирует Дмитрий Медведев. – Но можно им помочь встать на ноги, обеспечив финансирование с субсидированием процентной ставки по кредитам, полученным в коммерческих банках в размере 95% от ставки рефинансирования Банка России».
Обозначенные проблемы – лишь вершина айсберга. Перед властями еще поле непаханое: необходимо создать сети снабженческо-сбытовых кооперативов на селе, инфраструктуру земельно-ипотечного кредитования, остановить отток квалифицированных специалистов из деревень и многое другое. На все это нужны не просто большие, огромные деньги. Они вроде бы есть, но вот количество профессионалов, готовых реализовать планы правительства, с каждым годом неуклонно уменьшается.
Тем удивительнее выглядит история подмосковного ЗАО «Трансагроэкспорт», расположенного в Солнечногорском районе области. Это одно из последних крупных животноводческих хозяйств в Московской области, которое удалось сохранить после банкротства головной организации. Хозяйство активно развивает на 3000 га угодий растениеводство, выращивает крупный рогатый скот, производит мясо и цельное молоко, перерабатывает различную сельскохозяйственную продукцию. Не взяв ни копейки у государства, за несколько лет фермеры вложили в сельскохозяйственные проекты более 10 млн. долл. собственных средств. В заново отремонтированных коровниках телится сытое стадо в 500 голов, в планах увеличение поголовья до 1200 коров. Построена новая дорога до деревни Кривцово. Закуплена техника для ферм и обработки земли, обеспечены работой около 100 человек со средней заработной платой в 20 тыс. руб., что значительно выше, чем в среднем по району. То есть предприятие на собственном примере доказывает, что АПК сегодня не такая черная дыра, как считают многие. «Почему где-то могут и почему не можем мы? – удивляется владелец хозяйства Татьяна Бальзамова. – Мы все можем и все сделаем. Нужно только грамотно, профессионально подойти к данному процессу и чтобы не мешали».
А ведь мешают, и еще как. К несчастью для хозяйства, часть его земель находится в верховьях Истринского водохранилища. Тот район – предмет вожделения не одной строительной организации, мечтающей застроить эти места элитными коттеджными поселками. Уже почти шесть лет сельхозпредприятие отбивается от трех кипрских офшорных компаний, заявляющих свои права на все земли, но интересуясь на самом деле лишь несколькими сотнями га земли на берегах водохранилища.
Стоит отметить, что земля находится в долгосрочной аренде, а в собственности у «Трансагроэкспорта» лишь имущественный комплекс. Восстановление комплекса и есть главная задача хозяйства, для решения которой ему не обойтись без субсидий в рамках нацпроекта АПК. Единственное, что мешает этим планам сбыться, судебные иски офшоров. Таких исков за последние четыре года инициировано более 30. Не вдаваясь в подробности, скажем, что все судебные разбирательства ЗАО «Трансагроэкспорт» сейчас выиграло. Тем не менее противники находят все новые формальные поводы затянуть дело, не гнушаясь ни подделкой документов, ни использованием коррупционных рычагов, ни грубейшими процессуальными нарушениями. Однако, по словам Татьяны Бальзамовой, «не для того было столько вложено сил и средств, чтобы просто так отступиться». «Если нам дадут развиваться, то через три года у нас будет работать своя бройлерная фабрика. Это по крайней мере 10 тысяч тонн в год мяса птицы, это больше, чем было в советское время», – мечтает она.
Даже Минсельхоз признает, что рейдеры несут угрозу нацпроекту «Развитие АПК». «Рейдеры скупают акции аграрного предприятия и банкротят его, – рассказал министр сельского хозяйства Алексей Гордеев. – Причем земля нужна им даже не для того, чтобы построить жилье. А для того, чтобы спустя несколько лет ее перепродать». А дальше, что называется, хоть трава не расти.