Проблема межнациональных и межрелигиозных отношений в современной России год от года приобретает все более обостренный характер. Растет число преступлений, совершенных на религиозной почве, основным мотивом которых является религиозная нетерпимость и вражда представителей одних религиозных организаций по отношению к другим. Существует и хорошо организованное экстремистское подполье, которое пытается методами насилия и террора вести борьбу за насаждение среди российских мусульман чуждой им радикальной исламистской идеологии.
Эти явления, вполне ожидаемые и предсказуемые на фоне событий тех лет, которые происходили и происходят после развала СССР и смены общественно-политического строя в России и бывших советских республиках. Этому способствует и тяжелая экономическая ситуация, вызывающая безработицу, обнищание и люмпенизацию значительной части населения. Особенно это касается молодежи, которая чаще всего вовлекается в маргинальные группы националистов и религиозных экстремистов.
Стоит сказать, что в самом этом явлении, когда против России используется национально-религиозная карта, нет ничего нового. Эту карту использовали еще противники Российской империи. Этим были отмечены события и на Кавказе в XIX веке, и Туркестане в начале ХХ века. Особенно обострялась обстановка во время войн, когда противники России, играя на сепаратизме, пытались поднять мятежи на ее окраинах и опирались на национальные и религиозные круги местных элит. Так было и во время Первой мировой, и во время Второй мировой войны, когда германский генштаб, опираясь на коллаборантов из числа национальных меньшинств, разрабатывал планы, рассчитанные на развал страны. Позднее это же стало одним из главных направлений во время конфронтации Восток–Запад.
За внешне спокойной обстановкой, за политкорректностью высказываний национальных и религиозных лидеров мы подчас не замечаем те процессы, которые происходят в российском обществе. А протекают они прежде всего в тех слоях общества, где идет своя, достаточно автономная жизнь, которая подчас не пересекается с жизнью элиты. И в этом кроется большая опасность, так как именно в этой среде создаются неформальные организации национал-социалистической направленности, смешанные с религиозно-экстремистской идеологией, не только исламистской или неоязыческой, но и квазиправославной.
Кавказский регион исторически был и сегодня остается зоной повышенного внимания со стороны различных государств и международных военно-политических и экономических структур, всерьез заинтересованных в дестабилизации политической и социально-экономической ситуации в регионе. Для достижения своих целей они используют местные сепаратистские силы, вдохновляя, спонсируя и прикрывая их деятельность на международном уровне. Участившиеся теракты и атаки боевиков в Дагестане, Ингушетии, Карачаево-Черкесии и ряде других республик – тревожные признаки того, что Северный Кавказ по-прежнему остается бомбой замедленного действия.
События последних лет показывают, что в нашей стране появляются реальные силы, разжигающие религиозную рознь. В основе идеологии новых религиозных фанатиков и экстремистов лежат те же опасные постулаты, что и у крайних националистов: расизм, превосходство одной религии над другой, возможность использования силы для достижения своих антигуманных целей. В результате религией оправдывается и прикрывается деятельность сепаратистских и террористических организаций.
Лидеры религиозных организаций нашей страны должны сообща участвовать в формировании общественного сознания, демонстрируя взаимное уважение. Одновременно власть и религиозные организации должны совместно делать все возможное, чтобы не допустить использования религиозных догматов экстремистами и террористами. В этой связи стоит отметить, что агрессивная миссионерская деятельность, которую ведут отдельные религиозные организации или некоторые представители духовенства, также не способствует гражданскому миру и чревата религиозной нетерпимостью и конфликтами.
Федеральным органам власти необходимо обратить серьезное внимание на опасность обострения межнациональных и межрелигиозных отношений. Эти конфликты нельзя ликвидировать только силами правопорядка: необходима серьезная, постоянная разъяснительная и воспитательная работа религиозных организаций и представителей диаспор. Необходима система воспитания, способная прививать людям уважение к религии и традициям других народов и наций, к особенностям их быта и характера. Для этого должны использоваться все возможности СМИ, культурных, общественных и религиозных организаций, рычаги исполнительной власти и ресурсы правоохранительных органов. Именно сегодня как никогда государство нуждается в целевых государственных программах общефедерального и регионального уровня, ориентированных на решение проблем межнациональных и межэтнических отношений. В рамках этих программ особое внимание должно уделяться вопросам регулирования рынка труда и легализации мигрантов.
Работа эта может быть основана исключительно на терпимости и взаимном уважении, как отметил в одном из своих выступлений Патриарх Кирилл: «Нам нужен диалог, который позволит каждой религиозной традиции раскрыть свой потенциал в созидании личной, семейной, общественной жизни, в построении прочного и справедливого мира».