0
1525
Газета События Интернет-версия

16.05.2012 00:00:00

Дорог подарок к политической дате

Лилия Евсеева

Об авторе: Лилия Михайловна Евсеева - заведующая научно-исследовательским отделом Музея имени Андрея Рублева (ГМИР).

Тэги: рпц, икона


рпц, икона Почитание верующими тоже может быть испытанием для древнего памятника искусства и истории.
Фото РИА Новости

В канун инаугурации президента Владимира Путина, 6 мая, в собственность РПЦ была передана икона Богоматери Иверской. Это событие вызвало настоящий культурный шок у тех, кто хоть как-то знаком с русской историей. Греческая икона, написанная в 1648 году в Иверском монастыре на Афоне, прочно связана как с событиями русской жизни, так и с отношениями русского и греческого народов. Образ является не просто историческим, но и государственным раритетом.

Напомним основные события истории иконы. В 1647 году в Москву с прошением о милостыне приезжает архимандрит Иверского монастыря на Святой Горе Пахомий. По поручению царя Алексея Михайловича ему была заказана точная копия, «в меру и подобие», древней иконы Одигитрии, прозванной Портаитисса (Вратарница), составляющей славу Иверской обители. 13 октября 1648 года список (копию) Вратарницы (размер 135х81 см) доставили с Афона два монастырских старца. Были привезены также грамоты от настоятеля Пахомия к царю с описанием изготовления иконы и греческий текст сказания о ней (через несколько лет он был издан в русском переводе). В мае 1654 года царь Алексей Михайлович выступает в поход, целью которого было освобождение Смоленска, более ста лет находившегося сначала под властью Литвы, а затем Речи Посполитой. Согласно записям в Дворцовых разрядах, царь берет с собой икону Богоматери Иверской. «Власти духовного чина», бывшие за «тем образом» в государевом походе, оставались с царем до победоносного освобождения Смоленска. По возвращении в Москву в октябре 1655 года царь вложил икону в собор Одигитрии Смоленской Новодевичьего монастыря, основанного великим князем Василием III в 1524–1525 годах после присоединения Смоленска к московским землям в результате не менее победоносного похода русского войска в 1514 году. В новый собор тогда был вложен список чудотворной иконы Одигитрии Смоленской, находившейся до этого в Благовещенском соборе Московского Кремля. Обе иконы Одигитрии особенно почитались в воинской среде.

Икона Богоматери Иверской принадлежала собору Новодевичьего монастыря более 355 лет и выносилась только во время реставрационных работ. Благополучная судьба всего древнего наследия Новодевичьего монастыря связана с тем, что здесь своевременно, еще в 1922 году, был создан музей, который и сохранил все монастырские ценности. Справедливости ради стоит вспомнить еще один список Портаитиссы, созданный на Афоне также «в меру и подобие» по заказу Патриарха Никона. Украшенная богатым окладом икона была помещена в 1656 году в специально построенный для нее собор Иверского Валдайского монастыря – и бесследно исчезла. История эта очень поучительна и должна заставить задуматься о судьбе древних памятников, которые надежно сохраняются только в музейных условиях.

Икона Иверской Богоматери 1648 года – это еще и значительное произведение афонской иконописи XVII века, столь редкой в отечественных собраниях. Икона имеет греческую надпись по нижнему краю ковчега, что в переводе звучит так: «Писал со тщанием живущий в кельях Иверских Ямвлих сын Романа лета 7136. Старанием и иждивением Пахомия архимандрита Ивирского лета 1648». Живопись иконы характеризует Ямвлиха как мастера Фессалоник, усвоившего критскую манеру письма. Эта манера распространилась на Святой Горе, в том числе и в Иверском монастыре, после 1535 года, с приходом сюда из Кании (Крит) прославленного мастера Феофана. Саму историю исполнения иконы можно считать уникальной, так как известны подробности ее заказа, ее исполнитель, дата его работы и день появления иконы в Москве.

Сохранить этот уникальный памятник – обязанность российского государства. Но, как кажется, власти придерживаются иного мнения. Цель передачи иконы в собственность (следовательно, в полное распоряжение) Новодевичьего монастыря непонятна: собор, как и весь архитектурный ансамбль Новодевичьего монастыря, уже переданы РПЦ, следовательно, и созерцание, и молитва перед прославленным образом доступны как насельникам монастыря, так и прихожанам и широкой публике. При этом древний образ, как и все иконы собора, оставался в ведении Исторического музея, в фонд которого он официально входил. А это означает возможность сохранения живописи иконы еще на века, то есть поддержание необходимого режима содержания, осмотр и квалифицированную помощь ее живописи реставраторами и т.д. В настоящее же время «Иверскую» перенесли в Успенскую монастырскую церковь, где богослужения совершаются каждый день, при большом скоплении народа, что резко повышает температуру и влажность воздуха в помещении и губительно для древней живописи. Специального киота для защиты образа изготовлено не было – видимо, ввиду невероятной срочности передачи: решение и оформление заняли одни сутки. Напрашивается такое объяснение этой поспешности: монастырь очень желал получения иконы в собственность и ее переноса в действующий храм для увеличения числа паломников и увеличения мзды от них. И власти в своих целях решили подарить монахиням эту радость. Русская история и интересы граждан России при этом были проигнорированы как не имеющие никакого значения и ценности.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1994
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4665
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2541
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2925

Другие новости