В честь праздника схождения Будды с небес Тушита гости подбросили вверх лепестки роз.
Красные, желтые, белые, синие флажки с черными текстами буддийских сутр развеваются на ветру. На заднем плане, как гигантская буддийская ступа, упираясь в серое небо, возвышается сталинская высотка на Красных воротах.
Так 9 ноября с.г. проходила торжественная церемония открытия московского буддийского центра в Каланчевском тупике. Новый центр принадлежит к линии Карма Кагью, являющейся одним из основных направлений в школе Кагью тибетского буддизма Ваджраяны. Так называемый буддизм Алмазного пути – это учение школы, перенесенное на Запад и развивающееся среди мирян. Основатель современной версии этого движения и главный «фронтмен» – лама Оле Нидал, датчанин по происхождению.
Завершили церемонию элементы мистерии Цам, представленные ансамблем из Калмыкии. |
По буддийской традиции портреты лам находятся в медитационном зале – в новом центре он на втором этаже. Там и стоят крупный портрет ламы Оле, изображения Будды, бодхисаттв и портрет кармапы-ламы XVI, учителя супругов Нидал, – воплощение Авалокитешвары, бодхисаттвы сострадания.
Президент Российской ассоциации буддистов Алмазного пути Александр Койбагаров перерезал ленточку на торжественной церемонии открытия центра. Открытие состоялось в присутствии тех гостей, кто так или иначе заинтересован в развитии буддизма в Москве и России или приложил руку к созданию этого культурного центра. Событие, несмотря на всю свою скромность, можно считать международным – посол Непала в России Риши Рам Гхимире рассказал немного о буддизме в его стране и с гордостью упомянул, что деревня, где он родился, расположена всего в 30 км от места рождения Будды. Посол поблагодарил российскую общину за помощь жителям Непала, пострадавшим от землетрясения 2015 года и за помощь в восстановлении ступы Сваямбху. Эта ступа – одно из самых значимых и заметных буддийских сооружений в столице Непала Катманду, привлекающее ежегодно множество туристов со всего мира.
Посол Монголии Банзрагч Дэлгэрмаа обещала в свободное время посещать центр. Как представитель государства, более половины населения которого исповедует буддизм, посол посчитала, что такой общинный центр будет способствовать укреплению культурных связей между двумя государствами.
Теперь в Москве есть большой буддийский центр школы Алмазного пути. Фото автора |
В центре внимания сотрудников – просветительская деятельность: лекции и мастер-классы по истории, философии, искусству и архитектуре, традиционным ремеслам буддийских регионов. Среди планов на следующий год – традиционный новогодний праздник Сагаалган в январе, фестиваль буддийской культуры в марте. А осенью будет отмечаться 25-летие кочующей выставки артефактов буддийской культуры и традиционного искусства «Сокровища Гималаев».
Небольшой артефакт буддийской культуры собравшиеся смогли увидеть прямо на церемонии открытия. Во-первых, в честь праздника схождения Будды с небес Тушита (эта дата значилась в календаре на следующий день после открытия, 10 ноября) гости подбросили вверх лепестки роз. А завершал церемонию открытия после разрезания ленточки буддийский танец в масках – элемент мистерии Цам, представленный ансамблем из Калмыкии.
На территории современной России буддизм исповедуется дольше, чем любая другая из так называемых «традиционных религий» – с VI в.н.э. Сейчас это территории Бурятии и Тувы, а также Калмыкия, куда религия пришла вместе с титульным этносом, мигрировавшим из Центральной Азии. Де-юре Срединный путь в буддизме признан в России традиционной религией с 1741 года – указом императрицы Елизаветы Петровны.
Но еще более столетия буддизм так и не имел непосредственного представительства в двух столицах. Петербург в этом опередил Москву более чем на век: буддийский храм на Приморском проспекте был построен в 1909 году. В Москве строительство храма было начато в 2015 году, а в минувшем сентябре состоялось открытие ступы Просветления в районе Отрадное, в непосредственной близости церкви, мечети и синагоги.