Бывший мэр Каракаса Антонио Ледесма (справа) и Франсиско Сукре встретились с заместителем генерального секретаря Ватикана кардиналом Эдгаром Пенья Парра. Фото со страницы Антонио Ледесма в Twitter
«Глубокоуважаемый господин Николаc Мадуро» – такими словами начинается трехстраничное письмо, адресованное папой Римским Франциском президенту Венесуэлы. Этот текст, в котором нет слова «президент», датированный 7 февраля, – ответ понтифика на просьбу главы Боливарианской Республики на помощь в урегулировании политического кризиса. Примечательно, что согласие стать посредником в затянувшемся конфликте Франциск выразил только после подобного же обращения к нему и лидера оппозиции, председателя национальной ассамблеи Венесуэлы Хуана Гуайдо. Впрочем, обращение обеих сторон было одним из условий папы. Вторым условием мирного вмешательства был пункт о том, что «все меры для предотвращения раздора должны быть использованы». Именно поэтому, как отмечают западные СМИ, ответ Франциска Николасу Мадуро был «более чем сдержан».
Глава Святого престола напомнил, что Ватикан не единожды пытался доступными ему способами и решениями примирить враждующие стороны, однако это было бесполезно. Причину неудач посреднической миссии папа Бергольо видит в том, что ни Мадуро, ни Гуайдо не стремятся урегулировать политическую и социальную жизнь народа, а лишь стараются каждый для себя добиться особых преференций и выгод. «К сожалению, все попытки прерывались, поскольку то, что было согласовано в ходе совещаний, не получило продолжения в конкретных жестах по реализации договоренностей», – написал понтифик Николасу Мадуро. Франциск особо подчеркнул, что «он всегда выступал за диалог по разрешению кризиса». «Однако не за любой диалог, а за тот диалог, который начинается, когда различные стороны, вовлеченные в конфликт, ставят общее благо выше любых других интересов и работают в целях единства и мира», – добавил папа.
Еще в конце 2016 года при участии госсекретаря Ватикана кардинала Пьетро Паролина папа Римский приглашал конфликтующие стороны сесть за стол переговоров и даже направил им документ, где были «ясно сформулированы предпосылки для того, чтобы диалог был возможен». Тогда все усилия Святого престола свелись к нулю. Сейчас же, когда ситуация в республике намного обострилась, Ватикан действует более осторожно. Не выказывая поддержки той или иной стороне, папа постоянно призывает задуматься о «страданиях славного венесуэльского народа, которым, похоже, нет конца». При этом параллельно с ответом на письмо Мадуро Ватикан принял и представителей оппозиции. 11 февраля с.г. вице-президент и секретарь Папской комиссии по Латинской Америке Гусман Каррикири Лекур переговорил с «делегацией из Венесуэлы», как аккуратно описывает встречу информационный портал Vatican News. Имена участников аудиенции в официальных сводках не упоминаются, однако известно, что в это же время в Риме находились близкие соратники Хуана Гуайдо: бывший мэр Каракаса Антонио Ледесма и член Национального собрания Венесуэлы Франсиско Сукре. Именно они и были приняты в госсекретариате Святого престола и встретились не только с Лекуром, но и, судя по фотографиям с социальных страниц Ледесмы, с заместителем генсекретаря Ватикана кардиналом Эдгаром Пенья Парра, венесуэльцем по происхождению.
Папа Франциск поставлен в очень непростую ситуацию. С одной стороны, Святому престолу едва ли хочется снова наступать на старые грабли пустого посредничества. С другой – обе стороны венесуэльского конфликта пытаются манипулировать отношением к ним понтифика, вынуждая сделать выбор. Ватикану сейчас намного выгоднее соблюдать neutralita positiva, то есть хоть и положительный, но нейтралитет.
Впрочем, даже «невмешательство» не всегда играет на руку Святому престолу. Пример тому – скандал, который в середине февраля разразился между испанским правительством и монахами-бенедиктинцами, управляющими мемориальным комплексом в Долине Павших под Мадридом, где похоронен Франсиско Франко. Последние отказываются разрешить эксгумировать останки бывшего испанского диктатора. Правительство Испании уже предупредило католических священнослужителей, что «оставляет за собой право применить все находящиеся в его распоряжении законные инструменты для того, чтобы исполнить демократический мандат, выданный Верховным судом». В свою очередь, бенедиктинцы утверждают, что «готовы подчиниться только Ватикану». Еще в октябре 2018 года Пьетро Паролин заявил, что «не возражает против эксгумации, если такое решение принято компетентными властями». Личная ли это позиция кардинала или официальная Ватикана – непонятно: нет никакого документа, на который могли бы сослаться и власти Испании, и монахи-бенедиктинцы. Папа Франциск также пока не предпринял никаких действий к урегулированию конфликта.
Похоже, сегодня разные политические силы пытаются втянуть в свои игры Ватикан, и в этой ситуации Святому престолу будет очень непросто в одной стране, например, поддерживать левых, а в другой – давать преференции правым.
комментарии(0)