Фото сайта patriarchate.org |
Источники на Фанаре (резиденция Вселенского патриарха) утверждают, что отпускную грамоту Иоанну (Реннето) Варфоломей дал по его личной просьбе. Однако сам архиепископ Хариупольский заявляет, что впервые об этом слышит. «В связи с решением Священного синода Вселенского патриархата от 30 августа 2019 года предоставить мне канонический отпуск, о котором я не просил, сообщаю вам, что я остаюсь правящим архиепископом и жду дальнейших объяснений от Фанара по этому поводу», – говорится в разосланном 31 августа по общинам письме.
Известно, что Реннето привержен переходу архиепископии в юрисдикцию РПЦ. За несколько дней до заседания Синода на Фанаре, 17 августа, впервые после указа о ликвидации экзархата он встретился с патриархом Варфоломеем. Сторонники «константинопольского пути» общин русской традиции утверждают, что Вселенский патриарх не однажды приглашал архиепископа сообща обсудить сложившуюся ситуацию, но последний по разным причинам противился этому. Тем не менее переговоры состоялись, но ничего нового они не принесли. Патриарх Варфоломей подтвердил свое желание, чтобы архиепископия влилась в местные греческие епархии, и просил отменить собрание 7 сентября, а архиепископ Хариупольский отстаивал особый статус экзархата. Еще 23 февраля на Генеральной ассамблее духовенство и миряне 93% голосов отдали за то, чтобы не следовать указу Константинополя от 29 ноября 2018 года о ликвидации экзархата, то есть практически было решено самостоятельно определять свое будущее. Поэтому и отпускную грамоту архиепископу, и назначение вместо него на кафедру парижского собора другого священника решено проигнорировать.
С другой стороны, противникам «московского пути» открыта возможность утверждать, что отныне все решения Реннето, а также сентябрьская ассамблея нелегитимны. «Если принять, что архиепископ уже не в составе Константинопольского патриархата, тогда он не может проводить ассамблею. Вопрос в том, кто сможет его заменить. Согласно нашему уставу, подобные собрания могут проводить только или правящий архиерей, или его местоблюститель, которого должен назначить патриарх Варфоломей. Но он пока никого не назначал», – пояснил «НГР» член совета архиепископии, настоятель прихода Иоанна Богослова в Мёдоне (пригород Парижа) протоиерей Сергий Соллогуб.
В беседе с «НГР» профессор канонического права и истории поместных церквей, член канонической комиссии архиепископии, настоятель церкви Божией Матери Державной в Шавиле протоиерей Живко Панев заявил, что предоставление архиепископу отпускной грамоты противоречит церковным канонам. «Для того чтобы предоставить такую грамоту, необходима, во‑первых, соответствующая просьба епископа. А ее не было. Во‑вторых, в православной экклесиологии есть правило, согласно которому все подобные решения должны приниматься не только по просьбе священнослужителя, но и общины. В‑третьих, не существует так называемого личного канонического отпуска только для одного архиерея. Другое дело, если бы Реннето был выведен из‑под юрисдикции Константинопольского патриархата, например, по решению церковного суда. Иными словами, запрещен в служении. Но на судебное заседание у Константинополя времени не было. Поэтому Фанар решил пойти на нарушение правил», – заметил священнослужитель. Он считает, что это «не более, чем попытка манипулирования и психологического давления на членов архиепископии» со стороны Константинополя.
Ранее в повестке дня грядущей Генеральной ассамблеи, помимо рассмотрения омофора РПЦ, в планах было и обсудить вариант, предложенный настоятелем церкви Святого Александра Невского и Покрова Пресвятой Богородицы в Биаррице протоиереем Георгием Ашковым, о создании независимой поместной церкви, которую священнослужитель рекомендовал назвать «Православная церковь русской традиции в Западной Европе согласно уставам Московского собора 1917–18 годов». Он призывал не принимать ничей омофор, создать самостоятельную церковную структуру со своими выбранными из числа духовенства архиепископии епископами и переделанным под поместную церковь уставом. «Этот вариант мог бы быть интересен не в контексте нынешних вопросов, которые стоят перед архиепископией, а в контексте внутреннего устройства епархии. То, чего нам долгое время не хватало. Но все это может быть рассмотрено только после того, как мы получим чью‑либо каноническую юрисдикцию», – пояснил «НГР» клирик иерусалимского храма Гроба Господня и диакон русской архиепископии в Западной Европе Александр Занемонец. По мнению Живко Панева, структура, предлагаемая Ашковым, будет больше походить на секту. «Наша дилемма заключается не в том, чтобы выбирать между Константинополем и Москвой, наш сегодняшний выбор – либо быть в Церкви, либо быть вне ее», – уверен Панев. «Предложение отца Георгия, на мой взгляд, утопическое. Оно безграмотно с точки зрения и канонов, и экклесиологии. Нельзя сравнивать нашу ситуацию с тем, например, что в свое время происходило в Православной церкви в Америке накануне признания ее автокефалии. Там было девять епископов и 360 приходов. У нас такого нет. Более того, там была поддержка Московского патриархата. Нас же никто не поддержит. Патриарх Варфоломей уже заявил, что объявит такую церковную структуру неканоничной», – заметил священнослужитель.
Впрочем, сам Георгий Ашков в начале сентября неожиданно попросил отозвать свой проект и выразил надежду, что «он будет рассмотрен позднее». Таким образом, у архиепископии сегодня не осталось выбора - или проголосовать за переход в юрисдикцию РПЦ, или раствориться в местных греческих епархиях, как того хочет патриарх Варфоломей.
комментарии(0)