О целомудрии женщин допетровской Руси все знают из «Песни о купце Калашникове» Михаила Лермонтова. Илья Репин. Купец Калашников. 1868. Частная коллекция
|
«Насколько мне известно, Леонид Севастьянов не имеет никакого отношения к старообрядчеству, а потому говорить от имени старообрядцев не имеет права», – пояснил «НГР» настоятель старообрядческого храма Казанской иконы Пресвятой Богородицы в Казани протоиерей Геннадий Четвергов. «О многоженстве у нас и речи быть не может, потому что мы четко придерживаемся того, что написано в Евангелии. Ведь Христос говорит: смотрящий на женщину с вожделением уже прелюбодей. А прелюбодей не наследуют Царство Божие. И смысл жизни поэтому теряется», – заключил представитель РПСЦ.
Начало дискуссии о возможности мужчинам России иметь не одну, а несколько жен положили представители мусульманского сообщества страны. Председатель Совета муфтиев России (СМР) Равиль Гайнутдин заявил, что официальное многоженство лучше, чем многочисленные связи на стороне. А муфтий Москвы (по версии СМР) Ильдар Аляутдинов выразил уверенность, что легализация полигинии позволит разрешить социальные проблемы, связанные с численным преимуществом женщин относительно мужчин, а также станет «гарантом соблюдения прав женщин». Севастьянов, который в конце августа возглавил ВСС, неожиданно поддержал исламское духовенство. «Каждый из нас знает множество примеров, когда у одного мужчины несколько семей – одна официальная и одна или более неофициальных, где рождены и воспитываются дети. При этом женщины и дети в таких семьях ущемлены в правах, прежде всего в области наследования имущества и алиментных выплат», – отметил он. Указав, что главная цель брака – деторождение, Севастьянов призвал представителей религий и общественность страны к широкой дискуссии по этому поводу. «Невольно возникает вопрос: допускала ли православная допетровская практика многоженство, прививая глубокую ответственность у мужчин в отношениях с женщинами?» – заключил он.
Как заметил в разговоре с «НГР» историк русского старообрядчества XIX–XX веков Виктор Боченков, «в допетровское время среди старообрядцев никакого многоженства не было». «Староверы со времен князя Владимира сохранили те чины и последования, которые были переданы при принятии Русью христианства. Поскольку и тогда не допускалось многоженство, то оно не допускалось и на протяжении веков и до, и после Петра I. Другое дело – обычаи радикальных согласий старообрядцев, где брак заключался только с благословения родителей. Это были так называемые беспоповские браки. В этом случае со стороны местных епархиальных властей они могли быть обвинены в «блудном сожительстве» и таких супругов могли порой насильно повенчать или даже развести. Но все равно это был один брак и одна жена. Ни о каком многобрачии и многоженстве речи не могло быть», – пояснил эксперт.
В РПЦ от широкой дискуссии по поводу многоженства также отказались, заявив, что «в современном обществе важнее заниматься укреплением союза одного мужчины и одной женщины для решения проблемы внебрачных связей». «Мы исходим из того, что проблемы, которые есть в нашем обществе, связаны не с наличием или отсутствием института многоженства, а с дефицитом ответственности супругов в семейной жизни. Мне как христианину кажется, что положение и любовницы, и какой‑то там по счету жены унижает достоинство женщины. Равным образом унижают достоинство мужчины внебрачные связи любого свойства», – отметил зампредседателя Синодального отдела по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Вахтанг Кипшидзе.
комментарии(0)