0
1130
Газета Exlibris Интернет-версия

07.03.2002 00:00:00

Пять книг


Вячеслав Миронов. Я был на этой войне. Чечня, год 1995. Роман. - М.: Библион, 2001, 431 c. ISBN: 5-902005-01-9

Если бы у русской литературной критики оставалась хоть капля витальной силы, она бы постаралась сделать повесть капитана Миронова книгой десятилетия. Именно с этой эмоциональной, честной, настоящей и по-настоящему постинтеллектуальной повести можно было б начать кампанию по подъему литературно-критического айдентити со дна полного социально-политического невмена.

Идеологические вставки и извиняющиеся обращения к читателю, на которые, к сожалению, не скуп автор, вполне можно выкинуть: читатель и так будет сидеть тихо-тихо. Нет у него никакой такой правды, которой можно победить правду войны. В повести есть то, ради чего существует литература, - мощнейший саспенс. Ни Акунину с его куртуазным экшном, ни доценкам с похождениями уличных каратистов не дано создать такого адреналинового аттракциона. Их не было на этой войне.

Лоренс Даррел. Александрийский квартет: Романы. В 2 томах. Пер. с англ. В.Михайлина. - СПб.: Симпозиум, 2002, 590 с., 734 с. ISBN 5-89091-154-6, 5-89091-154-6

"Персонажи этой книги... являются полностью вымышленными, как и личность рассказчика, и прототипов не имеют. Реален только Город". Это из эпиграфа к роману старшего брата, шпиона земли египетской и между прочим писателя аравийского, Лоренса Даррела, который только-только вышел на русском во всем, так сказать, блеске своих многочисленных регалий. В этот двухтомник вошли его романы из знаменитого цикла "Александрийский квартет" пятидесятых годов - "Жюстин", "Бальтазар", "Маунтолив", "Клеа". Сравнивали романы и с Прустом, и с Джойсом, но, на наш вкус, этот квартет уже ближе к Пинчону, которого издательство тоже ведь издавало у нас впервые. Ну и отдельное спасибо Вадиму Михайлину, поскольку весь Даррел - это его труд и как переводчика, и как веселого комментатора.

Хейден Уайт. Метаистория: историческое воображение в Европе XIX века. Пер. с англ. - Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2002, 528 с. ISBN 5-7525-1129-1

Американец Хейден Уайт - отец "новой интеллектуальной истории", радикальной философской школы, включающей историю в сферу поэтики. Для современной исторической науки его имя значит примерно то же, что имя Деррида для философии. Уайт убедительно доказывает одну простую вещь: смысл исторического описания - не в изображении "истинного прошлого", а в поиске "истинного будущего". Поэтому история, претендующая на объективность, стремится к власти над еще не сбывшимся, а конкуренция между интерпретациями прошлого является конкуренцией между различными проектами будущего. Чрезвычайно интересное чтение, особливо в нынешней ситуации, когда российская власть находится в судорожных поисках "исторических национальных идеалов".

Татьяна Чередниченко. Музыкальный запас. 70-е. Портреты. Проблемы. Случаи. - М.: Новое литературное обозрение, 2002. ISBN 5-86793-157-9

1970-е годы в российской музыке - время парадоксальное: в обществе - застой, а в музыке формировались принципиально новые сюжеты, развивающиеся и сегодня. При всей спорности и резкости многих утверждений Чередниченко это фактически первая популярная книга по истории новейшей российской музыки. Состав ее - главы с описанием новых эстетических проблем, возникших в 70-е, и главы-портреты композиторов, которые эти проблемы решали: Галина Уствольская, Владимир Мартынов, Арво Пярт, Алемдар Караманов... Плюс исторические анекдоты из музыкальной жизни. К книге приложен аудио-компакт с иллюстрациями.

Карл Эккартсгаузен. Ключ к таинствам природы. Пер. с нем. - СПб.: Азбука; Петербургское востоковедение, 2001, 512 с. ISBN 5-267-004888-X

До Москвы "Ключ к таинствам природы" доехал только что и стал достойным пополнением азбуковской "мистической серии". Карл Эккартсгаузен (1752-1803) - известный герметист эпохи Просвещения, баварец, сочетавший алхимическую мистику и каббалу с рационализмом Нового времени. Его фигура - маргинальная не только для Просвещения, но и для маргинальной по отношению к Просвещению немецкой мистики - замыкает собой длительную традицию, уходящую в эллинистическую эпоху. Сочинения Эккартсгаузена пользовались чрезвычайной популярностью среди русских масонов, особенно тех, кто пытался соединить герметическую и христианскую традиции в некий универсальный мистический опыт на издании 1804 года.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Москвичи назвали Большой театр самой популярной культурной площадкой столицы

Москвичи назвали Большой театр самой популярной культурной площадкой столицы

Василий Матвеев

0
250
Адвокаты сами себя разведут по направлениям

Адвокаты сами себя разведут по направлениям

Екатерина Трифонова

Специализация юридической помощи может стать следующим этапом реформы

0
1332
Инвестиции в основной капитал в России упали на 3,1%

Инвестиции в основной капитал в России упали на 3,1%

Михаил Сергеев

Центробанк не видит риска рецессии в отечественной экономике

0
1598
Системной оппозиции осталась агитация в формате хайпа

Системной оппозиции осталась агитация в формате хайпа

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Избиратели не хотят разбираться в отличиях партий друг от друга

0
1299

Другие новости