0
1107
Газета Факты и комментарии Интернет-версия

23.08.2000 00:00:00

Ответ здоровых сил

Тэги: Собор, инославие


Завершившийся Собор принял несколько документов, которые являются четким ответом на вопрошания времени и общества. Безусловно, декларацией позиции Церкви следует считать "Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию", изложенные в докладе митрополита Минского и Слуцкого Филарета и одобренные Собором.

Данный документ в первых же строках весьма четко артикулирует положения, которые по целому ряду причин из церковной лексики последних лет исчезли.

"Единство Церкви преодолевает барьеры и границы, в том числе расовые, языковые, социальные┘ В Церкви преодолевается враждебность и отчужденность, совершается единение в любви разделенного грехом человечества по образу Единосущной Троицы".

Далее подробно говорится о природе церковного единства, причинах отпадения человека или группы от Церкви и возможностях воссоединения. Даются разъяснения понятию "отлучение", которое все чаще встречается в речах правых клерикальных деятелей и которое в обыденной речи почти приравнялось к духовной казни.

"Отлучая от общения своего члена, запечатленного ею в день его Крещения, Церковь надеется на его возвращение. Она рассматривает само отлучение как средство духовного возрождения отлученного".

Собор призвал вдумчиво и с пониманием относиться к тем, кто в различные эпохи отпал от церковного единства: "Церковное положение отделившихся не поддается однозначному определению. В разделенном христианском мире есть некоторые признаки, его объединяющие: это Слово Божие, вера во Христа как Бога и Спасителя, пришедшего во плоти (1 Ин. 1, 1-2; 4, 2, 9), и искреннее благочестие".

Если в рамках секулярного сознания нового времени терпимое отношение к инаковости постепенно вошло в норму, хотя и несет порой отпечаток светского лицемерия, то в вероучительной сфере терпимость - явление более трудное, так как речь идет не о сиюминутных интересах, но об Истине.

Собор декларирует, что "Православная Церковь не выносит суда о мере сохранности или поврежденности благодатной жизни в инославии, считая это тайной Промысла и суда Божия", при том сохраняя твердую убежденность в том, что Православная Церковь "сохранила в целости и чистоте священное наследие апостолов и святых отцов. Она сознает тождественность своего учения, богослужебной структуры и духовной практики апостольскому благовестию и Преданию Древней Церкви".

В свете многолетней эскалации национально-патриотической риторики, неоднократных призывов со стороны "патриотов" замкнуть православие в рамках "национальной традиции" чрезвычайно важна четкая формулировка, принятая Собором. Это ответ здоровых сил Церкви, нашедших в себе мужество стойко продекларировать базовые позиции, присущие христианству, несмотря на охранительные тенденции времени.

"Православие не является "национально-культурной принадлежностью" Восточной Церкви. Православие - это внутреннее качество Церкви, сохранение вероучительной истины, богослужебного и иерархического строя и принципов духовной жизни, непрерывно и неизменно пребывающих в Церкви со времен апостольских. Нельзя поддаваться искушению идеализации прошлого или игнорировать трагические недостатки или неудачи, имевшие место в истории Церкви┘ Православная Церковь, смиренно свидетельствуя о том, что она хранит истину, в то же время помнит обо всех исторически возникавших соблазнах".

Собор нашел верный тон и в отношении проблемы разобщенности христиан, длящейся уже почти 1000 лет: "Вследствие нарушения заповеди о единстве, вызвавшего историческую трагедию схизмы, разделившиеся христиане, вместо того чтобы быть примером единства в любви по образу Пресвятой Троицы, стали источником соблазна. Разделенность христиан явилась открытой и кровоточащей раной на Теле Христовом. Трагедия разделений стала серьезным видимым искажением христианского универсализма, препятствием в деле свидетельства миру о Христе. Ибо действенность этого свидетельства Церкви Христовой в немалой степени зависит от воплощения проповедуемых ею истин в жизни и практике христианских общин".

Говоря о разделении, Церковь подчеркивает, что не согласна с целым рядом положений, которые призваны оправдать или трактовать отсутствие единства: "Безразличие по отношению к этой задаче или отвержение ее является грехом против заповеди Божией о единстве. Подлинное единство возможно лишь в лоне Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви. Все иные "модели" единства представляются неприемлемыми".

Диалог с инославными есть основной путь, предложенный Собором, диалог, в котором сочетаются догматическая твердость и братская любовь: "Свидетельство не может быть монологом - оно предполагает слышащих, предполагает общение. Диалог подразумевает две стороны, взаимную открытость к общению, готовность к пониманию, не только "отверстые уши", но и "расширенное сердце" (2 Кор. 6.11)".

В документе говорится о создании в рамках богословских диалогов совместных исследовательских центров, групп и программ, о регулярном проведении совместных богословских конференций, семинаров и научных встреч, обмене делегациями, публикациями и взаимном информировании, о совместных издательских программах, обмене специалистами, преподавателями и богословами.

Диалог должен вестись и по широкому спектру проблем взаимодействия Церкви и мира, в том числе и совместная работа в сфере служения обществу.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1436
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1638
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1744
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
4051

Другие новости