0
1504
Газета Факты и комментарии Интернет-версия

11.10.2000 00:00:00

Пражская осень-2000

Тэги: Хор, Мандер, МВФ, Прага


Всем известно понятие "Пражской весны" 1968 года - времени занятия тогда еще чехословацкой столицы объединенной группировкой войск Варшавского договора. "Пражская весна" стала для международной общественности символом народного восстания против удушающего номенклатурного режима, называвшего себя социалистическим, но на деле представлявшим разновидность госкапитализма. Сегодня, по прошествии с той "весны" более трех десятилетий, в течение которых у поколения тогдашних шестидесятников выросли собственные дети, многие заговорили о понятии, обещающем стать не менее хрестоматийным и символическим: о "Пражской осени".

"Пражская осень" 2000 года связана с выступлениями на улицах чешской столицы уже самой международной общественности и опять же против обезличенно-бюрократического режима, но на сей раз не госкапиталистического советизма (приказавшего долго жить еще с десятилетие назад), а частнокапиталистического глобализма. Иными словами - против экономической глобализации и ее столпов в виде Всемирного банка (ВБ) и Международного валютного фонда (МВФ), саммит которых проходил в Праге 26-27 сентября и как раз послужил поводом для прибытия на берега Влтавы представителей более трехсот неправительственных и религиозных организаций со всего мира, возжелавших громко и во весь голос заявить свой протест по поводу повсеместно осуществляемой этими ведущими финансовыми институтами современности политики приватизации, сокращения социальных расходов государства и разрушения окружающей среды.

Сентябрьские события в Праге вызвали широчайший резонанс в мировой медии, однако это вовсе не значит, что они были действительно адекватно поданы, ни тем более должным образом осознаны. Потребители официозных изданий лишь поняли, что в городе хозяйничали неизвестно откуда взявшиеся бунтари и анархисты - враги частной собственности и нарушители гражданского спокойствия.

Законопослушные обитатели культурной столицы Европы-2000 - а именно ей была объявлена Прага в текущем году - никак не могли взять в толк, каким образом после "бархатной революции" и триумфального десятилетнего шествия капитализма, завершившегося вступлением страны в западный оборонительный альянс и почти что интегрировавшейся в Евросоюз, кто-то может пытаться еще раз все поставить с ног на голову! Да и не кто-то, а понаехавшие в массе своей с того же Запада странные люди со странными требованиями типа: "Капитализм убивает - убей капитализм!", "МВФ - сожмись или потони!", "Хватит брать деньги - немедленно списать все долги!" и т. п.

Справедливости ради следует сказать, что организованное антиглобализационное движение возникло совсем недавно, буквально в прошлом году, и поэтому остается еще в значительной степени малоосознанным, а то и вовсе не осознанным в современном массовом сознании. Символическим местом этого движения считается город Сиэтл на крайнем северо-западе США. В ноябре-декабре 1999 года здесь произошли массовые выступления общественности (от 40 до 50 тыс. человек) - религиозных, профсоюзных и фермерских объединений, экологических и правозащитных организаций, а также большого числа неправительственных организаций (НПО) - против "нового мирового порядка", в котором, по мнению активистов выступлений, закулисное влияние крупных международных корпораций (или как их еще называют, "мультинационалов") фактически подменяет собой легальную власть открытых демократических институтов. Поводом к событиям в Сиэтле послужил проводившийся здесь саммит Всемирной торговой организации (ВТО), входящей наравне с ВБ и МВФ в верховную "троицу" дирижеров глобализации.

Здесь, среди наиболее заметных персон, можно упомянуть такие имена, как Мартин Хор (объединение "Третий мир", Малайзия), Вандана Шива (Институт устойчивого развития, Индия), Мод Барлоу (Конгресс канадцев), Джерри Мандер (Международный форум по глобализации), Сьюзен Джордж (Транснациональный институт), Дэвид Кортен (Форум антропоцентричного развития), Валден Белло (Фокус глобального Юга), Том Кларк (Полярный институт), Джон Кейвенег (Институт политических исследований), Лори Валлак (Общественный гражданин), Марк Ритчи (Институт сельскохозяйственной и торговой политики), Анурадха Миттал (Институт по политике продовольствия и развития), Елена Норберг-Ходж (Международное общество экологии и культуры), Оуэнс Вива (Движение за выживание народа огони), Чакраварти Рагаван (объединение "Третий мир", Женева), Дебра Харри (Объединение индейских народов против биопиратства), Жозе Бове (Конфедерация европейских земледельцев) и многие другие.

Главные аргументы противников глобализации, осуществляемой средствами неолиберальной экономической политики через бюрократическую систему ВБ-МВФ-ВТО, сводятся к следующему:

1. Свободное перемещение капиталов в отсутствии аналогичной свободы перемещения трудовых ресурсов (закрытость границ) ведет к повышению нормы эксплуатации и деструктивным миграциям населения, а также к опустошающим кризисам в региональных экономиках (типа недавних азиатского и российского).

2. Форсированная политика приватизации оборачивается приватизацией прибылей и социализацией издержек, ростом имущественного и социального неравенства, на международном уровне - неравенства политического.

3. Сложившаяся практика распределения инвестиционных кредитов (к тому же крайне недемократическая и практически неподконтрольная общественности), обставленная жесткими требованиями в интересах исключительно механистической максимизации прибыли, ведет к "принуждению к производству" (вне учета объективных экологических границ допустимых возможностей эксплуатации окружающей среды), при том, что рост задолженности по кредитам (в соответствии с принятой сложной системой выплат процентов на проценты) опережает рост в секторе реального производства, и, таким образом, само производство обрекаемо на ловушку циклических кризисов.

Впрочем, этому "пророчеству" все еще имеется альтернатива, восходящая к библейскому пророку Иеремии, изрекшему еще на заре нашей цивилизации провозвестие о временах, когда на Земле больше не будет войн и люди перекуют мечи на орала. К числу современных носителей этой альтернативы относятся, в частности, сторонники "религиозного сектора" антиглобалисткого интернационала, среди которых в наибольшей степени выделяется международное движение "Юбилей-2000", организованное с целью ведения широкой кампании за полное прощение долгов беднейшим странам и собравшее под своей петицией уже более 20 миллионов подписей.

Впервые "Юбилей-2000" масштабно заявил о себе на саммите "большой восьмерки" в Кельне летом 1999 года, где были проведены мощные, но исключительно мирные демонстрации, а лидеры стран "восьмерки" даже пообещали действительно списать с бедных мира сего большую часть их долгового бремени (до конца 2000 года - 100 млрд. долларов из 260 млрд.), но до сих пор списана лишь десятая часть обещанной суммы! Кстати, проблема задолженности стран третьего мира банкам-кредиторам часто вводит в заблуждение самой принятой постановкой вопроса, ибо кажется, что само прощение происходит чуть ли не за счет заимодавца. В действительности же очередные кредиты выдаются по большей части из набегающих в экспоненциальной прогрессии процентов по предыдущей задолженности, и, таким образом, банки выступают всего лишь посредниками, организующими весь процесс за счет реальных хозяйственных участников последнего!

Идея списания долга как средства оздоровления и оживления народно-хозяйственной жизни взята движением "Юбилей-2000", объединяющим не только христианские, но также иные конфессиональные общины, из Библии, точнее - из Синайского законодательства, предписывающего общинникам систематическое прощение взаимных долгов раз в семь лет ("суббота земли"), а также генеральное всепрощение (возвращение из крепости земли и личной свободы) раз в 50 лет (т. н. год Священного юбилея). Библейский экономический строй, существовавший прежде всего в эпоху судейства, но также и при праведных царях, являет собой уникальный пример, если можно так выразиться, "реального социализма", т. е. общественного строя, где одновременно духовными и светскими властями запрещалась экономическая эксплуатация ближнего (в т. ч. рабство). Периодическое списание задолженностей вело к восстановлению экономического баланса между домохозяйствами, компенсируя систематически возникающий при любом экономическом строе дисбаланс между трудом и владением.

В Праге, на манифестации "Юбилея-2000", представлявшей собой символическую процессию похорон миллионов детей, ежегодно умирающих от голода в результате неоколониальной эксплуатации стран третьего мира международными корпорациями и кредитно-финансовыми институтами, израильский раввин Михаэль Душинский, в частности, сказал: "Религии, которым известно понятие милосердия, должны научиться у иудаизма идее, согласно которой благотворительность не есть нечто, чем я хочу или не хочу заниматься, но то, чем я обязан заниматься". Многотысячная процессия прошла через центр города, и руками ее предводителей - представителей христианского, иудейского, буддийского духовенства и активистов движения - разорвала символическую "цепь долгового рабства", перекрывавшую выход Парижской улицы на Староместскую площадь.

Однако об этом событии мало кто что-то написал или сообщил.

Международные СМИ сосредоточились на анархических выступлениях, в особенности потрясших чешскую столицу на следующий день - 26 сентября, начало работы саммита ВБ/МВФ. Оно и понятно: когда протестуют духовные лидеры, однозначно отмахнуться от этого рядовые граждане не смогут; иное дело - горластые нарушители спокойствия с палками и камнями в руках! Они-то и стали "представительным лицом" антиглобалистских выступлений в Праге, перетянув на себя все "одеяло" общественного и массмедиального внимания. Главный же цинизм ситуации состоял, пожалуй, в том, что анархисты, разгромив бизнесы, добились сугубо практически лишь того, что потерпевшие не то что понесли какой-либо убыток, но напротив - поднялись за счет эксплуатируемого страховыми компаниями массового потребителя. Ибо компенсации потерпевшим (которые в случае погрома не преминут использовать возможность превысить убытки) выплачиваются страховщиками как раз за счет тех самых средств, что натекают в банки бесчисленными ручейками процентных ссуд со счетов прежде всего трудящегося населения. Да и сами анархисты, будучи сегодня в массе своей богемой, живущей на социальные пособия (не чета морячкам Кронштадта или испанским республиканцам!), кормятся тем самым, в конечном итоге, со стола трудяг, которых столь презирают за мелкобуржуазный коллаборационизм.

Впрочем, еще великий Прудон - гениальный экономист - предупреждал, что невозможно бороться с капиталом разрушением производства, в том числе - забастовками (вспомним, как предприниматели тайно организовывали стачки на собственных предприятиях!). Прудона эксплуататорская система тотально замолчала, подняв на щит псевдопророка освобождения труда - Маркса. И сегодня, когда марксизм рухнул повсеместно "от Дублина до Владивостока", и наблюдается возвращение альтернативной социальной мысли к прудонизму, т.е. к пониманию того, что феномен эксплуатации как неправедного отчуждения труда ближнего лежит не столько в частной собственности на средства производства, сколько на средства перераспределения, - мы вновь видим повсеместную активизацию марксистских эмиссаров. Прага, к примеру, была ими просто наводнена: троцкисты, ленинисты, сталинисты, маркузианцы... И все призывали к дебошу, восстанию, революции, к уничтожению рынка и капитала.

"Да мы все это уже проходили!" - читалось в глазах миролюбивых пражан, когда на речь очередного оратора экзальтированная аудитория под красными знаменами взрывалась паролем Че Гевары: "Hasta la victoria - siempre!" ("До победы - всегда!"). Тихий голос ребе Душинского здесь, конечно же, никого убедить бы не смог...

Однако народ пошумел и разъехался. А проблемы остались. В одной только Африке ежедневно (!) умирают в результате голода и войн до двух десятков тысяч детей. Долги продолжают душить экономику, груз эксплуатации трудящегося населения повсеместно усиливается, бедные становятся еще беднее, богатые - богаче. Прессинг глобализации чувствуют на себе уже и народы стран не столь отдаленных, например, в той же Восточной Европе, не говоря о России. Кстати, на одном из транспарантов, вздымавшихся над интернациональной колонной демонстрантов, пытавшихся пробиться через кордоны полиции к Конгресс-Центру, где проходило заседание ВБ/МВФ, я прочел надпись по-русски: "Международная солидарность с рабочими в России".

Ну а каков же, в свою очередь, вклад современной России в зарождающееся международное антиглобалистское движение - за истинную демократию (теснимую ныне повсеместно иерархически организованной плутократией под вывеской "правого либерализма"), за социальную справедливость, против хищнического капитала и за подлинную свободу рынка (а не узурпированную "мультинационалами")? Как мне представляется, до сих пор единственный вразумительный, систематический и в известной степени фундаментальный ответ на вызовы и риски глобализации со стороны России прозвучал не из ученых собраний, не со стороны каких-либо партийно-общественных структур или тем более СМИ (вообще не рефлектирующих проблему как таковую), но - как это может показаться ни парадоксально - из недр Русской Православной Церкви: в качестве принятой на августовском Архиерейском Соборе социальной доктрины РПЦ.

Не останавливаясь здесь на подробном пересказе данного документа (его анализ дан нами надлежащим образом в другом месте - см. "Богословие труда"), отметим лишь, что в своем совокупном видении проблемы этики труда и принципов справедливого социально ориентированного перераспределения его продуктов учение РПЦ вполне могло бы быть прочитано (даже иноконфессиональными общинами, вообще всеми людьми доброй воли) как духовно-практический кодекс достойного поведения человека в наши неспокойные времена.

Прага-Берлин


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1551
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1752
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1860
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
4219

Другие новости