0
2744
Газета Факты и комментарии Интернет-версия

11.04.2001 00:00:00

Война на Святой Земле

Евгений Верещагин

Об авторе: Евгений Верещагин - профессор Российской академии наук.

Тэги: Пасха, поломничество, Миссия


-ОТЕЦ ФЕОФАН, раскажите сначала о задачах паломничества, отвлекаясь от текущей обстановки. В чем вы видите его цель? Что дает благочестивое странничество паломнику и какие требования оно к нему предъявляет?

- Припадая ко Гробу Господню или месту Его Рождества, мы имеем исключительную возможность выразить наше сугубое благоговение и чувство глубокой благодарности Богу за ту великую любовь, которую Он проявил по отношению к падшему человеку, восприняв его плоть и отдав Свою душу за спасение многих.

Паломничество - вид духовного подвига, предпринимаемого прежде всего ради испытания и укрепления нашей веры, от которой зависит путь нравственного совершенствования, очищения сердца. Поэтому в отличие от туризма паломничество на Святую Землю - это не встреча с древними камнями, колоннами или гробницами, а встреча с Самим Господом лицом к лицу. Из Священного Писания мы знаем, что Бог есть Любовь, поэтому паломничество на Святую Землю - это возможность особого прикосновения к Божественной любви, потому что здесь все свидетельствует о Любви Бога к людям.

Паломничество - это возможность проверки нашего нравственного состояния и осуществления обетов, данных в таинстве Крещения. Если человек хочет увидеть лицо Божие, конечно, насколько это возможно, ему необходимо обратиться к Богу также лицом, а не стоять к Нему спиной. Поскольку человек сотворен по образу Божию, то истинное лицо человека - это любовь. Поэтому, желая ощутить Божественную Любовь, мы сами должны исполняться теми же чувствами, и в первую очередь к ближнему, к сопаломнику. А это труд, требующий немалого мужества, стойкости и жертвенности.

Путешествуя по Святой Земле, паломник набирается опыта духовной брани и учится молиться. Надо заметить, что там, где в самом воздухе разлита великая благодать Божия, всегда присутствует и тот, кто эту благодать желает похитить. Паломники это противоборство лукавого испытывают на себе: во время паломничества случаются всякие искушения. Поэтому от каждого требуется немалая выдержка и непрестанное молитвенное делание.

- Паломничать можно в пределах страны (например, пойти к преп. Сергию или отправиться на Валаам). В чем состоит отличие паломничества на Святую Землю от всех других паломничеств?

- Иерусалим и вообще Палестина - это самая дорогая православному сердцу святыня. Совершая паломничество к российским святыням, мы испрашиваем себе ходатайства или молитвенного предстательства какого-либо святого. Припадая же ко Гробу Господню или к вифлеемским яслям Богомладенца, мы дерзаем приступать непосредственно к Самому Христу. Христос вознесся на небеса, но здешних мест не покинул. Здесь особое присутствие Божие, и каждый паломник (конечно, при условии соответствующего настроя) его мистически воспринимает. У Гроба Господня можно сподобиться желанной встречи с Господом, ведь в странствие отправляются не столько наши чувства (хотя глаза наши, конечно, широко раскрыты), сколько наша вера во Христа-Спасителя.

Земля, где Христос родился, жил, страдал, воскрес и вознесся на небеса, остается благодатной обителью Господа. Мы и по себе знаем: как много значат для нас те места, где мы родились и росли, где мы пережили незабываемые моменты нашей жизни. Думается, что и для Христа, преобразившего Свое человечество, но отнюдь не растворившего его в Божестве, навсегда останется дорогим тот город, о котором Он говорил со слезами на глазах (Лк. 19: 41). Ибо, как сказал апостол Павел, "Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же" (Евр 13:8). Я думаю, что и по Вознесении у Христа осталась прежняя любовь к Святому Граду. Так что Его неотступное благодатное пребывание здесь, в Святой Земле, несомненно.

- Вы говорили об идеале. Не бывает ли, однако, такого, что реальность вступает в конфликт с идеалом и паломник испытывает чувство разочарования?

- Идеал, который складывается у нас в России, зачастую оказывается неверным. Паломничество в страну, где жил Христос, - это погружение в ту же самую реальность, которая окружала Его при земной жизни. Люди и обстоятельства не переменились. Из Евангелия мы знаем: Христос вокруг Себя видел и убийства, и грабежи, и обман. Греховность - свойство нашего падшего мира. К тому же следует учитывать, что народы, живущие во Граде Мира (греки и арабы, армяне, копты и т.д.), имеют свою ментальность, культуру, традиции. Даже формы благочестия палестинских православных далеко не всегда совпадают с теми формами, которые приняты у нас в России. В греческом храме богослужение совсем иное. Участвовать в том богослужении, которое знакомо паломнику по России, он сможет только в храмах Русской Духовной миссии.

При всем этом христианин должен быть снисходительным и ко всем относиться с любовью, терпением и прощением.

- Считается, что сейчас, в период интифады, ездить в места компактного арабского проживания не следует. Мы видели мощные израильские кордоны из бронемашин при въезде в Вифлеем. Как вы оцениваете нынешнюю ситуацию в смысле ее безопасности для прибывающих на Святую Землю?

- Безопасность - состояние относительное, и даже когда говорят "мир и безопасность" (1 Фес 5:3), то и тогда нет полного отсутствия угрозы. Святая Земля - страна контрастов, здесь собраны святыни трех мировых религий, здесь проживают народы различной культурной принадлежности. Поэтому полной безопасности практически не приходится ждать, даже в самые, казалось бы, мирные времена. Что же сказать о настоящем открытом конфликте? Конфликт, по всей видимости, не движется к завершению. Обстановка в стране, конечно, тягостная: каждый день ожидают терактов, которые, к сожалению, время от времени совершаются. Но несмотря на это, как показывает опыт, паломники и туристы спокойно ездят по святым местам, беспрепятственно проходят к главной святыне, т.е. ко Гробу Господню, проезжают и к пещере Рождества Христова и другим местам.

У наших паломников существует такая практика: они доезжают до блокпоста, здесь оставляют автобус с израильским номером; затем пешком, вместе с жителями Вифлеема, проходят через пост, а на территории арабской автономии нанимают такси. Израильские солдаты обычно не препятствуют проходу паломников. Расстояние до базилики Рождества небольшое, так что за примерно один доллар с человека (туда и обратно) добираются до храма. В базилику вход совершенно свободный.

- И тем не менее нельзя не признать, что ныне паломничество к месту Рождества затруднилось. Между тем пещера, где родился Спаситель, наряду с гробом Господним, - несомненно, главная цель пребывания на Святой Земле...

- Это правда. Если перейти от темы безопасности к вопросу о трудностях, то сейчас действительно добавились дополнительные проблемы. Хочу подчеркнуть, что ситуация преодоления трудностей у паломников возникает часто. Текущий конфликт - совсем не новый, он "естествен" для данной страны, здесь он всегда тлеет. Действительно, сейчас нельзя, как было раньше, подъехать на автобусе непосредственно к храму Рождества в Вифлееме. Проехать в город Иерихон, где находятся Гора искушения, монастырь прор. Елисея, смоковница Закхея, практически совсем невозможно. То же самое касается и Хеврона, где на русском участке находится знаменитый Мамврийский дуб. Это связано с тем, что города Иерихон и Хеврон (вместе с Газой, конечно, и Самарией) отличаются от всех других напряженностью обстановки. Поэтому с израильской стороны контроль бывает жесткий. Города, находящиеся на территории Израиля, где имеются православные святыни, такие, как Кана Галилейская, Назарет, Яффа, Хайфа и др., открыты, жизнь в них протекает своим чередом, доступ к их святыням совершенно свободен и относительно безопасен.

По опыту прошедших шести месяцев могу сказать, что паломничество продолжается. Естественно, застраховаться от известных эксцессов нельзя, и стопроцентной гарантии безопасности Миссия дать не может. Бывало еще до настоящего конфликта, что кто-то бросит камень в окно туристического автобуса, разобьет стекло. Еще раз повторю, арабо-израильский конфликт - это долго не заживающая рана, которая постоянно воспаляется.

Таким образом, определенное мужество от современного паломника требуется. Но паломничество всегда было трудом ради Господа, когда на пути человека встают препоны и трудности. С другой стороны, паломничество - дело добровольное. Предостеречь - моя обязанность, но я совсем не собираюсь кого-либо отговаривать от святого дела, от дела спасения собственной души.

Скажу также прямо: надо быть готовым к тому, что не ко всем святыням, к которым раньше попасть было легко, вообще удастся попасть.

- А как быть пожилым паломникам, которые, отправляясь в путь, рассчитывают на то, что они скорее будут ездить, чем ходить пешком?

- Думаю, что не следует преграждать путь в Святую Землю ни престарелым, ни даже немощным. Большая часть всего паломничества - это переезды на автобусе. В случае же посещения Вифлеема, если необходимо миновать блокпост пешком, то нужно преодолеть расстояние всего в несколько десятков метров. Возле КПП всегда есть возможность взять такси или мини-автобус. Духовная миссия сотрудничает с различными автомобильными компаниями и всегда помогает. Ведь окормление паломников - это одна из важнейших задач Миссии.

- Что вы скажете о положении Русской Православной Церкви на Святой Земле в связи с конфликтом?

- Церковь аполитична, и она не идет по стопам политиков. Мы не придерживаемся чьей-либо стороны, но наша позиция не нейтралитета, а примирения. Известно, что чада Православной Церкви (преимущественно православные арабы) пострадали во время нынешнего конфликта. Из-за обстрелов люди остаются без крова. Например, в Бейт-Джале - арабо-христианском городке в пригороде Вифлеема, расположенном напротив иерусалимского жилого квартала Гило, пострадало много православных и католиков, немало убитых, разрушено множество домов, поврежден и один из трех православных храмов. Создавшееся положение не может не беспокоить Церковь.

Что касается жизни наших монастырей в условиях конфликта, то милостью Божией серьезных изменений мы не ощутили, если, конечно, не считать того, что теперь затруднено сообщение между участками. Так, игумен Гурий, настоятель монастыря Живоначальной Троицы в Хевроне, живущий там уже около трех лет, имеет возможность проезжать в Хеврон только потому, что его лично знают. А другому священнику и даже начальнику Русской Духовной миссии проехать туда практически невозможно. Но жизнь продолжается. Население тех городов, где находятся наши участки, относится к нам благожелательно. Каких-либо враждебных акций по отношению к нашим сестрам или священникам за время конфликта мы не отмечали. Бывали в прошлом эксцессы фанатиков-хулиганов, однако у властей Государства Израиль и Палестинской автономии мы всегда находим взаимопонимание. Сотрудники министерств, муниципалитетов и других учреждений (государственных и общественных), в которые Миссия обращается, демонстрируют дружелюбие.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1499
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1706
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1812
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
4142

Другие новости