0
1380
Газета Факты и комментарии Интернет-версия

25.07.2001 00:00:00

Об исторической справедливости и не только

Тэги: католичество, гузар, христианство


Никоим образом не вступая в полемику с кардиналом Гузаром как Предстоятелем Украинской Греко-Католической Церкви (см. статью "Византийская традиция в связи с Римским архиереем"), что является прерогативой священноначалия Московского Патриархата, все же хотел бы прокомментировать некоторые высказывания униатского первоиерарха.

Прежде всего удивляет та оценка, которую кардинал дает религиозному сознанию своих соотечественников: "┘у народа нет серьезной религиозной осведомленности. Люди не знают точно, почему они православные или почему они греко-католики. Они ходят в те церкви, в которые ходили их отцы. Они привязаны к своим церквям, но почему это так, они, мне кажется, точно не знают". Подобное утверждение находится в противоречии с другим высказыванием главы униатов о том, что народ Галичины, несмотря на десятилетия советского режима, сохранил верность Униатской Церкви. Получается, что ни о каком сознательном следовании греко-католической традиции не может быть и речи, раз все дело в одной привязанности к храмам.

Трудно согласиться с униатским первоиерархом и тогда, когда он заявляет: "С одной стороны, мы называем православными тех, кто придерживается византийской традиции. Совсем другое дело католики и православные в конфессиональном смысле. Мы принадлежим к византийской традиции в культурном смысле, но мы связаны единым общением с Римским архиереем. Мы мечтали бы, чтобы конфессионально православные сберегли свою византийскую культуру, традицию, ничего не меняя. Только чтобы имели общение с Римским архиереем". То есть кардинал полагает, что сущность православия остается неизменной даже в случае, если исповедующий его переходит в юрисдикцию Католической Церкви. На самом деле это не так.

Кардинал отмечает, что главное отличие католицизма - это единство с Римским первосвященником. Но сам факт признания земного, видимого главы Церкви, каковым католики считают Папу, уже противоречит православному пониманию Церкви Христовой. Признание папской гегемонии в Церкви неприемлемо и с точки зрения православного учения о соборности. Для Православной Церкви нет более высокого вероучительного и канонического авторитета, чем Вселенские Соборы, тогда как католики считают, что догматы могут утверждаться в Церкви по воле одного лишь Римского понтифика, наделенного непогрешимостью в вопросах веры, что также не может быть признано православными. И наконец, приемлющий католичество и вступающий в единство с Папой, хотя бы и с сохранением восточного обряда, с неизбежностью приемлет и всю полноту католического вероучения, а оно со времени раскола 1054 г. весьма далеко ушло от православного, допустив множество догматических новшеств.

Кардинал Гузар утверждает, что евхаристическое общение с Римским Папой, в которое вступили греко-католики, не изменяет "византийскую традицию православных", а сами они остаются "такими, какими они являются, в смысле языка, традиции". Но ведь в реальности дело отнюдь не в языке или обрядовой традиции: Предание Церкви - это нечто неизмеримо большее. И православное Предание качественно изменяется, несмотря на сохраняемый униатами восточный обряд в силу их перехода в лоно Католической Церкви. К сожалению, аргументы кардинала Гузара ничем не отличаются от тех, с помощью которых епископы-создатели Брестской унии 1596 г. пытались убедить темный, по их мнению, народ, что уния не принесла ничего нового, ибо сохранила восточный обряд.

Столь же трудно согласиться с кардиналом Гузаром и тогда, когда он рассуждает о власти Папы: "Папа действует в Церкви подобно апостолу Петру. То есть имеет власть, чтобы объединять всех, а не руководить всеми. Его власть не власть управления, но соединения". "Я епископ здесь, но не слуга Папы. Я епископ от Христа. Папа не пишет мне указы┘" - продолжает глава униатов. Едва ли это так. И судьба самого кардинала Гузара - тому подтверждение. Вопреки сказанному архиепископом Любомиром Папа обладает всей полнотой реальной власти в Католической Церкви, в том числе и во всех ее униатских патриархатах и митрополиях. Причем если в целиком самостоятельной Украинской Православной Церкви сохраняется лишь каноническая связь с Патриархом Московским и всея Руси, который только благословляет избираемого украинским епископатом Митрополита Киевского и всея Украины, то в Греко-Католической Церкви зависимость от Рима является куда более жесткой. От воли Римского понтифика зависит не только поставление предстоятеля Украинской Греко-Католической Церкви. Папа утверждает каждого нового униатского епископа, без чего его хиротония считается недействительной. И сам кардинал Гузар, будучи рукоположенным в епископский сан еще кардиналом Слипым, но без согласования с папской курией, в течение четверти века считался лишь архимандритом. Только после того, как Иоанн Павел II в 1993 году утвердил его епископскую хиротонию, он был признан в архиерейском сане.

Можно привести и другие примеры того, что власть Папы в Униатской Церкви является именно "властью управления", а не только "властью соединения", как отмечает глава греко-католиков. Так, в структуру возглавляемой кардиналом Гузаром Украинской Греко-Католической Церкви не входят не только украинские униатские епархии, расположенные за пределами Украины, но даже и закарпатские. Они подчинены непосредственно Папе, хотя возглавляющие их епископы имеют право участвовать в соборах и синодах, проводимых Львовским архиепископом. Столь же специфическим является и положение греко-католических монашеских орденов, которые подобно своим римо-католическим аналогам, возглавляются генералами, выведенными из подчинения епископату и ответственными лишь перед понтификом.

Кардинал Гузар так выразился по поводу применяемого католиками на протяжении долгого времени к православным понятия "схизматики", т.е. "раскольники": "Понятие "схизмы" имеет смысл тогда, когда вы почитаете себя центром всего. Если я пошел прочь от вас, то я буду схизматиком. Но кто от кого ушел в истории? Если раскол подобен разводу и мы вынуждены разойтись, то мы с вами не являемся схизматиками. Тот, кто почитает себя центром, тот и обзывает другого раскольником". Из приведенного высказывания можно заключить, что кардинал против наименования православных "схизматиками". Это, конечно, радует, но, увы, мало что меняет в общей позиции Католической Церкви в отношении православия. Значимыми для любого католика, будь он латинского или восточного обряда, являются не высказанные в интервью светской газете вежливые слова иерарха, а официальные документы римской курии и папские энциклики. А если обратиться к энциклике "Да будут все едино", то можно заметить, что официально декларируемым со стороны Ватикана учением является представление о том, что Церковью Христовой в ее спасительной полноте является лишь Католическая Церковь. Если Папа и признает какую-то частичную благодатность таинств других христианских конфессий, то ставит ее в зависимость от некой мистической связи с Римской Церковью. Сегодня Ватикан идет еще дальше, и в изданном кардиналом Ратцингером официальном документе "Dominus Jesus" Католическая Церковь объявляет о том, что перестает называть иные христианские сообщества "Церквами-сестрами". Для Рима существует лишь одна истинная Церковь - Католическая. Не признавать этого вслед за Папой и курией значит не быть католиком. Поэтому при всем своем благодушии к православным кардинал Гузар обязан исповедовать то, что ему предписано Папой, без которого, как он сам же отмечал, немыслима Церковь.

Невозможно согласиться и с оценкой религиозного противостояния, имевшего место на Западной Украине в 90-х годах, которую дает кардинал Гузар, отмечая, что конфессиональная принадлежность того или иного прихода в большинстве случаев определялась авторитетом местного священника. "Священник для жителей как отец. Его спрашивают: "Вы остаетесь православным или остаетесь греко-католиком?" Он отвечает, что остается православным или возвращается к греко-католикам. Если у него есть авторитет, то люди скажут: "Как вы, так и мы!" К сожалению, в реальности чаще всего дело обстояло иначе. В частности, уже в конце 80-х годов во Львове был образован комитет защиты Украинской Греко-Католической Церкви, который во многом определял стратегию захватов православных храмов, формировал отряды боевиков, перемещавшихся по всей Западной Украине и нередко насильственно захватывавших церкви. Зачастую не местный священник, не община, а заезжие бригады определяли, каким будет храм в том или ином селе - униатским или православным.

Наиболее ярким примером насилия над православными является захват храма в селе Уриж. Несмотря на то что здесь было два храма и казалось, что повода для имущественного конфликта между православной и униатской общинами нет, все же в 1995 году у православных была насильственно отобрана их церковь. Священника изгнали, а прибывшего на место события православного Львовского владыку Августина (Маркевича) грубо оскорбили. Несмотря на судебные решения в пользу православных, Троицкий храм в Уриже так и не передан православной общине. Кардинал Гузар касается проблемы конфликта в Уриже, но как-то неопределенно: "Я только знаю из доклада греко-католического епископа, почему это село стало греко-католическим. У священника возникли проблемы не с посторонними, а со своими бывшими прихожанами". О препятствиях к возвращению храма православным, на что есть судебное решение, кардинал говорит: "Препятствуем не мы. Препятствует община. А наша власть не всегда выносит эффективные решения. Может быть, юридически храм остался бы за Московским Патриархатом, но люди хотят по-другому".

Однако владыка Августин сообщает совсем иное. И прежде всего то, что так называемый сельский сход, постановивший передать Троицкий храм униатам, проходил без участия православных. Зато в нем приняло участие немало людей, чьи лица сельчане видели впервые. Подписи большинства участников "схода" под его итоговым решением были элементарно сфабрикованы. Не обошлось без казуса: под фиктивным "документом" красовалась подпись человека, который на самом деле был неграмотным.

Некоторые выводы кардинала Гузара выглядят противоречиво. Так, униатский архиепископ сначала утверждает: "┘Для одних Греко-Католическая Церковь была своей, украинской Церковью. Русская Православная Церковь была той, которую идентифицировали с коммунистической властью". По словам Любомира Гузара, в глазах людей Православная Церковь "была тождественна советской власти". Однако в том же интервью кардинал отмечает: "Галиция была самой живой частью Русской Православной Церкви. В Ленинграде, в Москве две трети выпускников были из Галиции. Сегодня они почти все у нас. Четверть архиереев Русской Православной Церкви из Галиции. Студентов из Загорска, Ленинграда посылали по всему СССР. И они там и остались. Больше всего их было из Галиции". После такого утверждения не вполне понятно, почему Русскую Православную Церковь в 90-е годы начали шельмовать как "гэбистскую", "коммунистическую" и т.д., если ее характер определяли именно преобладавшие в ней галичане? И почему в таком случае Греко-Католическая Церковь стала более украинской? Не вина ли в таком случае самих галичан в том, что Русскую Православную Церковь стали "идентифицировать с коммунистической властью"?

Другой пример эмоциональной категоричности в интервью униатского первоиерарха - это утверждение: "┘Пятьдесят лет назад подавляющее большинство людей на Галичине были греко-католиками. Они вернулись к своей вере. У них забрали храмы силой и им было жаль этого. Нашу Церковь в 1946 году ликвидировали насильно: то не был Собор, то не были епископы. Это был государственный террор". Однако можно вспомнить, что 300 лет назад не просто подавляющее большинство, а абсолютно все галицкие русины были православными. И у них тоже насильно отобрали храмы и монастыри, принудили к католичеству посредством государственного террора. Православные в таком случае тоже имеют полное право взывать к исторической справедливости. Кардинал Гузар считает Львовский Собор 1946 года неканоническим с точки зрения католических представлений о церковном праве. Но ведь и Брестский Собор 1596 года, с точки зрения православных, не более каноничен. И точно так же можно не считать епископами тех, кто в XVI в соборным решением был извергнут из сана за измену Православной Церкви, в которой они были архиереями.

Нельзя не отметить и заявления кардинала Гузара по поводу строительства кафедрального собора Украинской Православной Церкви во Львове: "Я не думаю, что владыка Августин будет строить огромный собор. Надо быть реалистом. Он должен иметь кафедральный собор, но в меру необходимости". Удивляет, что католический иерарх указывает, каким должен быть православный собор в одном из городов государства, в Конституции которого провозглашается принцип свободы совести. Ведь самому кардиналу Гузару никто из православных иерархов не указывал, каковы должны быть размеры его кафедрального собора, заложенного в Киеве в минувшем мае. Зачем же в таком случае оправдывать действия львовских властей, отказывающих архиепископу Августину в выделении земли и разрешении на строительство православного собора? Так же нетактично выглядит и заявление униатского первоиерарха: "Мы бы хотели, чтобы Украинской Православной Церкви была дана автокефалия. Это было бы правильно". Его нельзя расценить иначе, как вмешательство католиков во внутренние дела Православной Церкви.

И последнее. По словам кардинала, "факт ношения немецкой формы или формы Украинской повстанческой армии (УПА) не доказывает, что человек был антисемитом". Это так. Но все же удивляет, что испросивший вслед за Папой у Бога прощение за абстрактное зло, причиненное греко-католиками, их первоиерарх ни словом не обмолвился о сотрудничестве Униатской Церкви с гитлеровцами в годы Второй мировой войны. А жаль. Ведь в одном только Львове уничтожено около 100 тыс. евреев, причем известно, что делалось это в основном руками местной полиции, в которой состояли преимущественно украинские националисты. Особо отличался сформированный Бандерой в 1941 году украинский легион, состоявший из батальонов "Роланд" и "Нахтигаль". Именно они участвовали в расстреле львовской университетской профессуры. Капелланами легиона были греко-католические священники Гриньох, Дурбак и Лободич, получившие благословение митрополита Андрея Шептицкого. Участвовало униатское духовенство и в создание дивизии СС "Галичина", рядовой состав которой гитлеровцы набирали из галичан. Епископат во главе с митрополитом Шептицким не только благословил эту акцию немецких фашистов, но и принял деятельное участие в формировании дивизии. Ее главным капелланом стал священник Василий Лаба, при котором находилось еще 15 клириков, окормлявших эсэсовцев.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1641
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1837
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1951
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
4327

Другие новости