Недавно митрополит Чебоксарский и Чувашский Варнава (Кедров) объявил о прекращении конфликта вокруг Успенского прихода своей епархии. Напомним, что конфликт начался в мае, когда настоятель церкви Успения Божией Матери Андрей Берман обвинил своего иерарха в идолопоклонстве. Обвинение было вызвано тем, что митрополит Варнава присутствовал на открытии недавно воздвигнутого монумента Матери-Покровительнице в столице Чувашии и освятил так называемую "Новую лестницу", которая ведет к этой статуе. Священник, клир и прихожане посчитали, что Мать-Покровительница является частью языческого чувашского культа, а их митрополит совершил акт идолопоклонства. Они объявили о разрыве евхаристического общения с правящим архиереем, которому отправили письмо с призывом покаяться.
В ответ митрополит в соответствии с просьбой Епархиального совета освободил священника Андрея Бермана от должности настоятеля церкви Успения Божией Матери, запретил в священнослужении и отправил за штат без права ношения креста и рясы. Сама церковь Успения Божией Матери передана в распоряжение Свято-Троицкого мужского монастыря.
Андрей Берман не смирился с подобным решением. Более того, он решил перевести внутрицерковный спор в гражданское русло и подал иск в Арбитражный суд, оспаривая решение Епархиального совета. Пока его иск отклонили. Однако священник намеревается подать жалобу уже в Верховный суд Чувашии. А супруга Андрея Бермана даже упомянула о возможности подачи иска в Верховный суд против всей Русской Православной Церкви по факту "нарушения гражданских свобод семьи Берман уставом РПЦ".
Если иск Бермана будет удовлетворен, возникнет прецедент с далеко идущими последствиями. Фактически приходы, руководствуясь положениями Гражданского кодекса, получат полную независимость как от епархий, так и от Патриархата. Не стоит объяснять, что подобное положение грозит РПЦ да и всем другим крупным религиозным организациям на территории России множеством организационных неурядиц и даже расколов. Недаром в статье 9-й Устава РПЦ прямо записано: "Должностные лица и сотрудники канонических подразделений, а также клирики и миряне не могут обращаться в органы государственной власти и в гражданский суд по вопросам, относящимся к внутрицерковной жизни, включая каноническое управление, церковное устройство, богослужебную и пастырскую деятельность".
Может быть, поэтому Священный Синод, некоторое время не реагировавший на конфликтную ситуацию, все же озвучил свою поддержку митрополиту Чебоксарскому. А постоянный член Священного Синода митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий (Фомин) высказал ему поддержку и от имени Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.
Вот о завершении этого конфликта и объявил 23 июля митрополит Варнава, заявив, что Андрей Берман сам сказал о своем отделении от Церкви. Однако конфликт продолжается. Об этом можно судить по открытому письму прихожан Успенской церкви Патриарху Алексию II, которое появилось уже после заявления Варнавы. В нем опровергается заявление митрополита об отделении священника Андрея Бермана от Церкви. Письмо выдержано в очень резком тоне. При этом от Патриарха требуют высказаться, "действительно ли он поддерживает идолопоклонников и святотатцев?". Таким образом, конфликт не только не прекратился, а, напротив, набирает новые обороты.
Примечательно, что митрополит Варнава всегда имел репутацию консерватора в церковных кругах. Вот как, в частности, отозвался о нем президент Чувашии Николай Федоров на одной из пресс-конференций: "Он отличается консерватизмом и рьяной приверженностью канонам даже на фоне других иерархов, многих из которых постригал в монахи". Фактически Андрей Берман пытается быть "святее Папы Римского". Дело его скорее всего бесперспективно, но по-своему характерно. Оно в очередной раз показывает, что ультраконсерваторы внутри Церкви доставляют РПЦ гораздо большие проблемы, чем либералы.