Позиции Элладской Православной Церкви (ЭПЦ), едва оправившейся после прошлогоднего коррупционного скандала, вновь подвергаются испытаниям на прочность. В конце марта обострились сразу несколько «болевых точек» ЭПЦ, имеющей по греческой Конституции 1975 года государственный статус.
22 марта в греческой газете «Ta Nea» («Новости») появилась статья, сообщающая о том, что правительство Греции впредь не намерено считаться с позицией главы ЭПЦ архиепископа Афинского и всей Эллады Христодула по вопросам внешней политики. Такое указание было якобы получено греческим Министерством иностранных дел от правительства, давшего понять, что «на международной арене представлять православие будет Вселенский Патриарх Варфоломей I», а не архиепископ Христодул.
Причиной этого газета назвала «антиамериканские» и «антизападные» заявления афинского архиепископа, протестовавшего против того, что европейские политики «отказались от христианства» в своем проекте Конституции ЕС.
Но главное – публикация в «Ta Nea» столкнула архиепископа Христодула не только с Константинопольским Патриархатом, но и с правительством самой Греческой Республики. Недавно назначенный заместитель министра иностранных дел Греции Феодор Кассимис поспешил встретиться с Предстоятелем ЭПЦ. Он выразил сожаление по поводу скандальной статьи, дезавуировав факты, в ней представленные.
Вскоре у греческого МИДа представился случай продемонстрировать тесное сотрудничество с ЭПЦ в деле освобождения афганца-христианина, судебный процесс над которым в Афганистане грозил ему смертной казнью. Как архиепископ Христодул, так и министр иностранных дел Греции Дора Бакоянни ходатайствовали о его освобождении.
Однако тот факт, что громкие заявления Христодула могут сказаться на европейском престиже Греции, действительно заставляет греческий МИД искать альтернативных союзников в православном мире. Еще до встречи с Христодулом Феодор Кассимис в начале марта ездил в Стамбул с визитом к Вселенскому Патриарху Варфоломею I, под чьим управлением находятся православные общины на севере Греции, в том числе на Афоне. Юрисдикция этих общин – давний предмет спора ЭПЦ и Константинопольского Патриархата, который в связи с последним газетным скандалом имеет все шансы на обострение.
Своеобразная дипломатическая игра греческого иностранного ведомства и Элладской Православной Церкви получила свое продолжение 28 марта. Глава МИДа Дора Бакоянни высказалась за строительство первой в Афинах мечети и заявила о своем намерении обсуждать этот вопрос с архиепископом Христодулом, от которого зависит окончательное решение.
Греческая мусульманская община, состоящая в основном из иммигрантов, насчитывает, по разным данным, от 100 до 150 тыс. человек. При этом мечети действуют лишь в граничащей с Турцией северной провинции Ксента, в районе компактного проживания мусульманского населения.
Вопрос о строительстве мечети и исламского культурного центра в Афинах поднимался еще с 1979 года, но Православная Церковь каждый раз выступала против. Наконец, в 2004 году архиепископ Христодул дал свое согласие, но только на строительство мечети (без культурного центра) за пределами Афин. И на этот раз инициатива Бакоянни вызвала противодействие ЭПЦ. Теперь она протестует не против самого строительства мечети, но против ее возведения рядом с афинским Парфеноном, в непосредственной близости от резиденции архиепископа Христодула.
Пока этот вопрос не разрешен, Афины остаются единственной европейской столицей, не имеющей соборной мечети. Пойдет ли Элладская Православная Церковь на дальнейшие уступки греческой мусульманской общине ради повышения международного престижа страны – члена ЕС?
Возможно, именно членство в Европейском союзе заставляет Грецию идти дальше по пути секуляризации. С этим связано и недавнее решение одного из афинских судов, разрешившего сформировать религиозную ассоциацию, поклоняющуюся 12 древнегреческим богам во главе с Зевсом.
Подобные неоязыческие движения существовали в Греции с 1997 года, вызывая раздражение со стороны Православной Церкви. Требования язычников, впрочем, пока касаются только свободного доступа на археологические объекты, являющиеся для них священными местами поклонения.
О проблемах греческого законодательства в отношении религиозных организаций и о возможности в будущем отделения Элладской Православной Церкви от государства «НГР» писали ранее (см. «НГР» № 3 от 16.02 и № 19 от 21.12.2005). Последние события вокруг ЭПЦ – внешнеполитический скандал с ее участием, активизация греческих мусульманской и языческой общин – являются очередным свидетельством того, что Греческая Республика, предоставившая православию в стране религиозную монополию, может пересмотреть свою политику в этом отношении.