0
3704
Газета Факты и комментарии Интернет-версия

06.03.2013 00:00:00

Патриарху явился призрак Романовых

Михаил Бабкин

Об авторе: Михаил Анатольевич Бабкин – доктор исторических наук, профессор Историко-архивного института РГГУ.


В России отмечают 400-летие царской династии, которая уже почти сто лет не правит. Фото ИТАР-ТАСС

На 2013 год в разных российских городах запланировано проведение торжественных мероприятий по случаю 400-летия династии Романовых. 400 лет назад, 21 февраля (6 марта н. ст.) 1613 года в Москве Великий Земский Собор избрал на царство 16-летнего боярина Михаила Федоровича Романова. Ему и новому царскому роду была принесена всенародная клятва на верность. Приняв Русь, разоренную Смутным временем, Романовы за три столетия своего царствования преобразовали ее в Российскую империю.
Основное празднование юбилея прошло 20–21 февраля в Санкт-Петербурге. Показательно, что на этом мероприятии церковное руководство представляли лишь вторые лица: будь то от всего Московского Патриархата или от Санкт-Петербургской митрополии. Так, центральную церковную власть представляли лишь председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин и и.о. его заместителя диакон Роман Богдасаров. От митрополии же северной столицы были викарные епископы – Лодейнопольский Мстислав (Дячина) и Выборгский Назарий (Лавриненко).
Вместе с тем организаторам и участникам празднеств от Патриарха Московского и всея Руси Кирилла было направлено приветственное послание. Если рассматривать содержание этого документа с точки зрения важной для христианства проблемы «священства-царства», то можно констатировать, что в нем высказана оценка правления Романовых, не свойственная как для высших иерархов, так и для нынешней церковно-исторической науки. В патриаршем послании говорится, что Романовы «ревностно заботились о распространении православия, благополучии Церкви».
Вместе с тем на протяжении последнего столетия господствующим в церковной среде является мнение, что с начала XVIII века и вплоть до 1917 года (то есть от упразднения патриаршества и учреждения Святейшего Правительствующего Синода до Февральской революции) Православная Церковь была «обезглавлена» и находилась в «порабощении» императорами.
Династия Романовых правила страной до 3 (16) марта 1917 года. Но и после того дня Россия де-юре оставалась монархией: ведь родной брат императора Николая II великий князь Михаил Александрович не отрекался от престола. Михаил Александрович передал вопрос о форме правления на рассмотрение Учредительного собрания, которое, как известно, 6 (19) января 1918 года было разогнано большевиками. Объявление Александром Керенским России республикой 1 (14) сентября 1917 года, которое он сделал не дожидаясь созыва Учредительного собрания, не имело законных оснований.
На протяжении 300-летнего романовского периода истории России неоднократно обострялись отношения между «священством» и «царством». Теократические споры сводились к следующим вопросам: какая власть выше и главнее – царская или церковно-иерархическая? У кого выше сакральный статус: у царя или у Патриарха? Кто из них есть местоблюститель Христов, истинный помазанник Божий? Над кем нет никого, кроме Бога: над императором или над Патриархом? Кто из них может низлагать другого? Кто может судить всех, но не быть судим никем?
В качестве примеров обострения между священством и царством можно указать на противостояние между Патриархом Никоном (Миновым) и царем Алексеем Михайловичем, между царем Петром I и рядом архиереев, между митрополитом Арсением (Мацеевичем) и императрицей Екатериной II. И, конечно, невозможно не вспомнить о политической позиции Святейшего Синода в февральско-мартовские дни 1917 года, когда высший орган церковного управления предпринял едва ли не максимум усилий, чтобы в общественно-политическом сознании 100-миллионной православной паствы снять вопрос о потенциально возможной реставрации монархического правления на Учредительном собрании. Синод стремился «убрать» своего конкурента-монарха, чтобы тем самым разрешить историко-богословскую проблему «священства-царства» в свою пользу.
Например, уже начиная с 7 марта 1917 года Синод стал именовать Дом Романовых в прошедшем времени – «царствовавшим». 29 числа того же месяца в своем «Поучении с церковного амвона о «Займе Свободы» Синод отзывался о Романовых следующим образом: «Нельзя перечислить всех тех действий, которые претерпела Россия из-за этих негодных людей. И вот народ восстал за правду, за Россию, свергнул старую власть, которую Бог через народ покарал за все ее тяжкие и великие грехи. Теперь народ хочет сам устроить свою жизнь так, чтобы всем жилось хорошо, легко, по правде Божией» (Церковные ведомости. 1917. Вкладыш к № 9–15).
Если рассматривать 1917 год в русле проблемы «священства-царства», то нельзя не заметить, что он увенчался желанным для архиереев итогом: в марте того года был свергнут императорский престол, а уже в ноябре был воздвигнут патриарший. Ответ на вопрос «кому это выгодно?» очевиден.
18 декабря 1917 года Патриарх Тихон (Беллавин) выпустил послание по случаю вступления на патриарший престол. Автор во всеуслышание вещал: «В согласии с божественными правилами церковными определено было (решением Поместного Собора. – «НГР») возвратить вдовствующей Церкви Российской законного ее главу, коего, попущением Божиим, она лишена была более двух столетий» (Церковные ведомости. 1918. № 1). С учетом того, что в высочайшем акте о наследии престола от 5 апреля 1797 года российский император назывался «главою Церкви» (Полное собрание законов Российской империи с 1649 года. Собрание 1. 1830.Т. XXIV. Ст. 17910. С. 578), о чем Тихон не знать не мог, эти слова имеют глубокий смысл. Фактически Патриарх утверждает, что император – незаконный глава Церкви, а вот сам он (Патриарх) – законный.
Аналогичного рода рассуждения звучат и со страниц современных церковных изданий. Например, особо почитаемый в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете (ПСТГУ) историк Михаил Губонин пишет: «Грянула Февральская революция; русское самодержавие, только что праздновавшее свой 300-летний юбилей, пало и исчезло навсегда. По милости Божией, Православная Русская Церковь освободилась таким образом от обдержащих ее пут государственной опеки, угнетавших и душивших ее в течение последних двухсот лет, не нарушив при этом своего подвига великого смирения» (Современники о Патриархе Тихоне. М., 2007. Т. 2. С. 299).
Не исключено, что в результате празднований 400-летия Дома Романовых в церковной среде начнется пересмотр расхоже-отрицательных оценок императорского периода истории русской Церкви, на который, напомним, приходится две трети от общего срока царствования династии Романовых. 

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1357
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1544
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1650
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
3917

Другие новости