Для христианства в Украине события последних месяцев несут, видимо, столь же кардинальные перемены, как и начало 1990-х годов. Напомним, в 1990 году Украинская Православная Церковь получила частичную независимость. До того украинские епархии РПЦ образовывали так называемый экзархат (наместничество, которое территориально находится вне метрополии). Переименование экзархата в «Церковь» маскировало рычаги управления, которые по-прежнему тянулись из Москвы.
Патриарх Кирилл любил приезжать в Киев, его всегда торжественно встречали. Тысячи верующих, окружавшие главу РПЦ на богослужениях, стали зримой метафорой триединой «Святой Руси» (религиозно-геополитической конструкции, объединяющей три «православные страны» – Россию, Украину, Белоруссию). Однако, продемонстрировав влияние на часть граждан Украины, Патриарх так и не сделался их лидером. Причина – в раздвоенности имиджа РПЦ. Если ее экспортный образ – это религиозное окормление Святой Руси, «русской цивилизации» и тому подобных конструкций, то для употребления внутри России используется лишь одна модель. Речь идет о спайке между церковной и государственной властью, которая по византийской традиции именуется «симфонией».
Испытания последних месяцев как ничто другое консолидировали православных верующих Украины. Сейчас они осознают, что решающим для будущего той или иной религиозной организации в их стране является не каноническая «правильность», а способность к спонтанному проявлению христианского чувства, следование евангельскому кодексу поведения. После событий вокруг Крыма к этому добавилась и консолидация политическая.
Никто из иерархов Украинской Православной Церкви Московского Патриархата (УПЦ МП) гражданином России не является, поэтому заявление председателя ее Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами Украины митрополита Августина (Маркевича) остается в рамках православной «симфонии» духовной и светской властей: «Как «военный» митрополит и по долгу, и по убеждению, однозначно благословляю наше войско на защиту отечества… Не может быть никакого сомнения, что украинский воин должен выполнять данную им присягу». Собственно, это заявление показывает подлинную цену спекуляциям на тему «столкновения цивилизаций». Если вопрос заходит о защите своего отечества, первую роль играет реальное гражданство, а не цивилизационная принадлежность к «Святой Руси».
Украинское духовенство выучило урок Русской Православной Церкви о «симфонии» с государством. УПЦ проявляет лояльность к новому правительству, пренебрегая тем, что это правительство находится в конфронтации с Россией, а значит, и с официальной позицией РПЦ. УПЦ МП осознала себя национальной Церковью Украины. Осознание украинцев как прихожан национальной Церкви является фактором, ускоряющим объединение УПЦ МП с Киевским Патриархатом и остатками Украинской Автокефальной Православной Церкви. Помимо межцерковной комиссии по объединению, которую возглавляет от УПЦ МП архиепископ Луганский и Алчевский Митрофан (Юрчук), в Ужгороде начал работу оргкомитет Всеукраинского православного братства «За единую Православную Церковь в Украине». Если в России «симфония» выглядит как дуэт государства и РПЦ, под который подстраиваются остальные общины, а альтернативное православие практически загнано в подполье, то украинские Церкви дают пример другой симфонии – национальной. Там дирижирует не государство, а лояльность национальному духу, который каждый понимает по-своему, но без подсказки знает точки внутренней и внешней консолидации.
Войдя в «симфонию» с национальной идеей Украины, духовенство УПЦ МП созрело для окончательного размежевания с Московским Патриархатом. Станет ли украинское православие единым после возможного размежевания с Москвой? Гипотетически это весьма соблазнительно. Церковь в Украине стала бы тогда едва ли не крупнейшей среди остальных Православных Церквей и уж точно обогнала бы РПЦ по числу практикующих верующих. Для этого сейчас сложились объективные предпосылки, но они, как бывает в жизни, часто уступают условиям субъективным. Субъектом же церковной жизни является не Патриарх или Синод, а приход, община, которая одна только и может претендовать на звание «церковного народа». Большинство приходов РПЦ общинами могут считаться лишь формально, их «права» ничтожно малы перед диктатурой епископата. Церковные общины в Украине имеют несравнимо большую степень свободы.
Чтобы не поступиться этой свободой, совокупность украинских Церквей должна и далее оставаться децентрализованной структурой. Возможно, в какой-то момент это приведет к образованию церковной конфедерации. По типу Реформатской федерации в Германии, например. События убыстряются, возможно, этот поистине революционный для православия проект в ближайшее время попадет в повестку дня.