0
5034
Газета Факты и комментарии Интернет-версия

03.12.2014 00:01:00

Народный Собор и искушение «идентичностью»

Тэги: национализм, русский, рпц, церковь, православие, всемирный русский народный собор


национализм, русский, рпц, церковь, православие, всемирный русский народный собор Назвать себя русским легко, сложнее объяснить, что это значит. Фото PhotoXPress.ru

Скажем сразу, что Всемирный русский народный Собор не имеет никакого отношения к церковным Соборам. Это всего лишь собрание отдельных представителей русской национальности из России и зарубежной диаспоры. Почему Собор называется народным, для меня остается загадкой, потому что народного представительства от областей, краев и республик России он не имеет. Его состав формируется из госчиновников, политиков высокого ранга, военачальников и представителей высшего духовенства. Среди гостей Собора обязательно присутствуют официальные лидеры традиционных религиозных организаций России, прежде всего мусульман, буддистов и иудеев. Если бы не председательство Патриарха Московского и всея Руси, являющегося в соответствии с уставом главой этой организации, то прямой связи с Московской Патриархией (управленческим органом Русской Православной Церкви) вроде бы и нет. Но это не так.

Так что же такое Всемирный русский народный Собор? По своему значению это политическая площадка, созданная Московским Патриархатом для собрания российского истеблишмента, нынешнего высшего сословия страны, к которому с политическими декларациями, облеченными в церковную проповедь, обращается глава РПЦ. На этой площадке принимаются некие вполне политические декларации. В общем, это явление скорее общественное, чем государственное, и если бы не высокий статус приглашенных (председатель Госдумы, председатель Совета Федерации или его заместитель), то и явление это было бы совсем ни к чему не обязывающее.

Нынешний Собор, собравшийся 11 ноября, был 18-м по счету с мая 1993 года. Первый Собор был собран в дни, когда страна находилась на грани гражданской войны. Конфликт между президентом Ельциным и Верховным советом разгорался в полную силу. Именно тогда Патриарх Алексий II заявил: «Россия стоит на краю пропасти: или остановится падение, или России грозит распад, за который нас проклянут будущие поколения. Противостояние у Дома советов в любой миг может взорвать хрупкий мир…» Русская Церковь в лице Патриарха предложила свое посредничество для примирения сторон и организовала переговоры между конфликтующими ветвями власти в стенах московского Свято-Данилова монастыря. Впрочем, посредничество РПЦ к установлению гражданского мира в стране не привело – в начале октября в Москве начались вооруженные столкновения защитников Верховного совета с военнослужащими и милицией. В событиях 3–4 октября пострадали 878 человек, из них 145 погибли. Именно тогда, когда в стране царили политический хаос, разброд и шатание, Русская Церковь сделала свою заявку на собственную, независимую от государства политику, почувствовала возможность на него влиять, а церковная жизнь стала все более политизироваться.

Каждый новый Собор выступал с теми или иными заявлениями и декларациями, которые привлекали некоторое внимание российских СМИ, а потом благополучно забывались… Ну кто сейчас помнит документ VIII Собора под названием «Свод нравственных принципов и правил в хозяйствовании» с призывом о том, что экономика России должна быть православной? Лично у меня это сохранилось в памяти только по аналогии с брежневской цитатой, ставшей крылатой фразой: «Экономика должна быть экономной».

Но самое главное не слова – «по делам узнаете их». Есть ли с тех пор какие-то изменения в нашей экономической реальности, стал ли российский бизнес «более моральным», опирающимся на христианские и библейские заповеди? Или меньше в стране рейдерских захватов, убийств бизнесменов и воровства?

Впрочем, наверное, я слишком строг и требователен к нашей Церкви и духовенству, ведь кроме проповеди благочестия они ничего сделать и не могут, а выступать с осуждением пороков нашей жизни – это их обязанность! Правда, не стоит и идеализировать прошлое: во времена империи, где чиновники, как и сегодня, брали взятки, а коммерсанты вместе с ними воровали из царской казны, Церковь, будучи государственной, в лице своего Синода больше молчала.

В выступлении Патриарха Кирилла на открытии XVIII Собора сказано очень много правильных и хороших слов о необходимости быть верным своей истории и традициям, о том, что к истории нельзя относиться избирательно и одни периоды окрашивать белой, а другие – только черной краской. Звучит здесь и призыв хранить единство нашей страны. Здесь есть слова о справедливости и милосердии, которые должны стать нормой общественной жизни России для всех ее граждан независимо от национальности и вероисповедания, и все это бесспорно.

Смутил, а скорее огорчил и испортил впечатление от патриаршего слова итоговый соборный документ, который режет слух чужим иностранным словом в своем названии – «Декларация русской идентичности». А почему, например, не самобытности? Ведь русский человек, несомненно, самобытен и этим отличается от других народов.

Читая внимательно текст «Декларации», можно найти хорошие и нужные слова о том, что «русский народ выступил государствообразующим народом России и народом – строителем российской цивилизации», а «русский язык получил широкое распространение». Несомненно и то, что православие явилось для России культурообразующей основой, повлиявшей и на развитие русского языка, и на создание отечественной письменности и литературы, искусства и музыки. И это тоже бесспорно для всякого, кто знает и любит отечественную историю.

Лесков сделал подпись на обороте своей фотографии, подаренной брату: «Смиренный Ересиарх Николай в мирском житии Лесков».	Фото автора
Лесков сделал подпись на обороте своей фотографии, подаренной брату: «Смиренный Ересиарх Николай в мирском житии Лесков». Фото автора

Но стоило эту «Декларацию» опубликовать, как посыпались самые критические отзывы. Например, Альфред Кох, в прошлом заместитель главы российского правительства, в своем блоге написал: «Кстати, нормальный текст. Читал с приятным удовольствием, пока не добрался до последнего абзаца: «На основе программных тезисов настоящего документа предлагается следующее определение русской идентичности: русский – это человек, считающий себя русским; не имеющий иных этнических предпочтений; говорящий и думающий на русском языке; признающий православное христианство основой национальной духовной культуры; ощущающий солидарность с судьбой русского народа». Вот зачем этот итог? Это явное упрощение и вульгаризация сложной и чувствительной темы… Масса вопросов: а как быть с Пушкиным (мулат)? А с Чаадаевым (католик)? А с Маяковским (атеист)? И так далее».

У Коха, разумеется, свой взгляд на вещи, а у меня свой: как говорил Козьма Прутков, кому и бланманже – полынь! Но, занимаясь много лет историей русской культуры и религиозных движений XIX–XX веков, я не могу не задаться вопросом: а как быть с нашими русскими духовными правдоискателями – сиречь раскольниками, сектантами или последователями Льва Толстого – неужто и им надо отказать в русскости?

Взять, к примеру, Николая Лескова, может быть, самого русского писателя России, который, будучи к концу своей жизни последователем учения Льва Толстого, называл себя еретиком по отношению к официальному православию. Вот что пишет хорошо знавшая Лескова писательница Лидия Веселитская (выступавшая под псевдонимом В. Микулич) о встречах и беседах с Николаем Семеновичем: «Я старалась не говорить ничего неприятного и раздражающего его. Только когда он слишком обрушивался на священников, которых неизменно называл «попами», я, не стерпев, называла его и Льва Толстого сектантами. – Нет, не сектанты, – поправлял он меня. – Мы не сектанты, а еретики. А я только не понимаю, как при вашей очевидной любви к Толстому – ведь вы его любите, – как он для вас не авторитет. Нельзя одновременно любить Льва Толстого и Иоанна Кронштадтского». (Микулич В. Встречи с писателями. Л., 1929. С. 204). Аналогичный мотив звучит в письмах Лескова к Л.И. Веселитской от 23 июля (ГПБ) и к Л.Н. Толстому от 28 июля 1893 г. (Лесков Н.С. Собрание сочинений. М., 1956. Т. XI. С. 551—554).

Сам Лесков пишет о своем отношении к Церкви: «Более чем когда-либо верю в великое значение Церкви, но не вижу нигде того духа, который приличествует обществу, носящему Христово имя... Но я с этим так усердно возился, что это меня уже утомило. Скажу лишь одно, что прочитай я все, что теперь много по этому предмету прочитал, и выслушай то, что услышал, – я не написал бы «Соборян» так, как они написаны, а это было бы мне неприятно. Зато меня подергивает теперь написать русского еретика – умного, начитанного и свободомысленного духовного христианина, прошедшего все колебания ради искания истины Христовой и нашедшего ее только в одной душе своей. Я назвал бы такую повесть «Еретик Форносов», а напечатал бы ее... Где бы ее напечатать? Ох, уж эти «направления»!»

Таково начало разномыслия с Церковью, которому суждено было неустанно и неуклонно расти все грядущие годы, наполняя все произведения и статьи нового «ересиарха», начиная с вызвавших негодование правоверных вроде Ивана Аксакова «Мелочей архиерейской жизни», переходя к неизданному еще «Клоподавию», к оглушительным «Полунощникам» и завершающему «Заячьему ремизу».

«Еще ребенком, в Панине, Лесков был охвачен горячим сочувствием к другим мученикам из орловского крестьянства, гонимым властями, разоряемым и ссылаемым только за то, что молились не так, как разрешалось властью» (Лесков А.Н. Жизнь Николая Лескова по его личным, семейным и несемейным записям и памятям. М., 1984. Т. 2. С. 200).

«Гостомельские хутора, – писал он в статье «С людьми древлего благочестия», – на которых я родился и вырос, со всех сторон окружены большими раскольничьими селениями. Тут есть и поповщина, и беспоповщина разных согласий, и даже две деревни христовщины (Большая Колчева и Малая Колчева), из которых лет около двенадцати, по распоряжению тогдашнего правительства, производились бесчисленные выселения на Кавказ и в Закавказье. Это ужасное время имело сильное влияние на мою душу, тогда еще очень молодую и очень впечатлительную. Я полюбил раскольников, что называется, всем сердцем и сочувствовал им безгранично. С этого времени началось мое сближение с людьми древлего благочестия, не прерывавшееся во все последующие годы...» (Лесков Н.С. Полное собрание сочинений. М., 1996. Т. 3. С. 568).

Вот, собственно, и весь сказ. Остается только открытым вопрос: так кто же он, этот русский человек? Стоит ли его загонять в прокрустово ложе казенного православия? Или будем думать шире, как к этому призывал великий писатель русской земли: «Бог есть, но не такой, которого выдумала корысть и глупость. В этакого бога если верить, то, конечно, лучше (умнее и благочестивее) – совсем не верить, но бог Сократа, Диогена, Христа и Павла – «он с нами и в нас», и он близок и понятен, как автор актеру, исполняющему роль в пиесе…»

И под конец хочется задать вопрос: насколько вообще уместна и тактична эта попытка декларировать идентификацию русского человека? Не вносит ли это лишнее средостение, не строит ли новые преграды в объединении русского народа? Может быть, в этом очень тонком и чувствительном вопросе «соборянам» стоит прислушаться к словам главы государства, прямо заявившего об ответственности общественных и политических деятелей, затрагивающих национальный вопрос: «Для России – с ее многообразием языков, традиций, этносов и культур – национальный вопрос, без всякого преувеличения, носит фундаментальный характер. Любой ответственный политик, общественный деятель должен отдавать себе отчет в том, что одним из главных условий самого существования нашей страны является гражданское и межнациональное согласие». (Владимир Путин. Россия: национальный вопрос// Независимая газета. 23.01.12).

А от себя напомню слова язычника Гиппократа: «Не навреди»!


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Независимый фестиваль «Кукольный остров» впервые пройдет в Москве

Независимый фестиваль «Кукольный остров» впервые пройдет в Москве

0
1115
Подмосковные строители помогают поднимать новые регионы

Подмосковные строители помогают поднимать новые регионы

Георгий Соловьев

За Московской областью закреплено восстановление сотен объектов в Донбассе и Новороссии

0
1094
Владимир Скосырев - 65 лет в журналистском строю

Владимир Скосырев - 65 лет в журналистском строю

Обозревателю Отдела международной политики "НГ", Владимиру Александровичу Скосыреву исполняется 90 лет

0
1920
Российское общество радикально изменилось после начала СВО

Российское общество радикально изменилось после начала СВО

Ольга Соловьева

Население впервые испытывает прилив самостоятельности и личной инициативы, отмечают социологи

0
2800

Другие новости