Панславизм так и остался красивой мечтой. Альфонс Муха. Апофеоз истории славянства. 1925. Национальная галерея, Прага |
О чешский край – о род единокровный!
Не отвергай наследья своего –
О, доверши же подвиг свой духовный
И братского единства торжество!
И цепь порвав с юродствующим Римом,
Гнетущую тебя уж так давно,
На Гусовом костре неугасимом
Расплавь ее последнее звено.
С таким призывом обратился к «славянским братьям» Чехии Федор Тютчев в 1870 году. Образ чешского религиозного реформатора Яна Гуса возникает не раз в стихотворениях русского поэта, одержимого идеей славянского единства во главе с Российской империей. Годом ранее московские славянофилы отмечали 500-летие со дня рождения Гуса. В его учении они видели протест славянского начала против западноевропейского господства. «Вся еще сохранившаяся в Богемии национальная жизнь сосредоточена в ее гуситских верованиях, в этом постоянно живучем протесте ее угнетенной славянской национальности против захватов Римской церкви, а также и против немецкого господства», – писал Тютчев в статье «Россия и революция».
В этом году у Яна Гуса тоже круглая дата. Только не со дня рождения, а с даты страшной гибели на костре. Гуса сожгли 6 июля 1415 года по решению Собора Католической церкви. Сегодня в Чехии есть Гуситская церковь, но она не играет решающей роли в жизни страны и вообще славянского мира. Да и сам западнославянский мир безнадежно далек от России, а не слился с ней в братских объятиях, как мечтали Тютчев и его друзья-славянофилы. Сегодня другой западнославянский народ, польский, на передовой противостояния Запада и России, громче всех возражает против снятия санкций с нашей страны.
Даже в страшных снах о разных опасностях, грозящих России, которые часто снились Федору Ивановичу, поэту не могло привидеться, что славяне, тем более восточные, русские и малороссы, станут злейшими врагами друг друга. Более того, не только западные братья не сбросили с себя «ярмо католицизма и германизма», но и роднейшие по крови и почве украинцы рвутся в Европу, в Евросоюз, под пресловутое «германское господство» железной канцлерин Меркель. Хитон православной империи разорван, и «дочь Рима» уже овладела Киевом – папа Франциск едет в столицу незалежной Украины.
В те же годы, когда Тютчев изливал на бумагу свои мечты о славянском братстве, «спаянном» не кровью, а любовью, как и сегодня, перед Россией стоял «восточный вопрос». Православная империя мечтала о том, как на вратах Царьграда «засияет Олегов щит». Ревниво следила за покровительством, которое оказывали исламской Турции западные державы.
Флаги веют на Босфоре,
Пушки празднично гремят,
Небо ясно, блещет море,
И ликует Цареград.
И недаром он ликует:
На волшебных берегах
Ныне весело пирует
Благодушный падишах.
Угощает он на славу
Милых западных друзей –
И свою бы всю державу
Заложил для них, ей-ей…
Как в роскошной этой раме
Дивных гор и двух морей
Веселится об исламе
Христианский съезд князей!
Тут все без изменений. Тютчев написал в 1867 году восторженные строки, приветствуя декларацию русского правительства, которое отказалось гарантировать территориальную целостность Османской империи. Славянофилы ждали, что после этого произойдет всеобщее восстание южнославянских народов. Они поднимутся против султана за родину и веру, обретут свободу – и опять же упадут в объятия братского русского народа.
Чаяния не оправдались. Более того, в начале XX века, уже будучи независимыми государствами, в ходе Балканских войн сошлись в битве Сербия и Болгария, причем болгары пользовались поддержкой Турции.
Спустя век картина та же. Болгария нанесла «удар в спину» России, когда решался вопрос о строительстве «Южного потока», а Черногория ныне ступила на порог НАТО.
Все так, да не так! Зато больше нет ненавистного ересиарха на Святом престоле.
Свершается заслуженная кара
За тяжкий грех, тысячелетний грех...
Не отвратить, не избежать удара –
И правда Божья видима для всех...
То Божьей правды праведная кара,
И ей в отпор чью помощь ни зови,
Свершится суд... и папская тиара
В последний раз купается в крови.
Эти строки были написаны Тютчевым по поводу побед гарибальдийских войск над Папским государством. То была победа либеральных и секулярных сил над многовековым господством теократии. После объединения Италии папа Пий IX сам себя запер в стенах Ватикана.
Сейчас Россия ведет переговоры с Ватиканом, как раз на днях договорившись вместе противостоять либеральным и секулярным тенденциям в Европе. «Уклоняться от диалога с Католической церковью сейчас было бы неправильно – мы отстаиваем одни и те же ценности в общественной и личной жизни. Нужно налаживать такое сотрудничество перед лицом нехристианского мира, которое бы содействовало умножению наших собственных сил», – заявил патриарх Кирилл 11 декабря с.г. Напоминаю на всякий случай, что во времена Тютчева в Российской церкви не было патриаршества, а все церковные дела вершил Святейший правительствующий синод под скипетром Всероссийского императора. Далее, продолжил патриарх Кирилл, взаимодействие с «крупнейшей христианской Церковью» – Католической – может помочь защите христиан и повлиять на возрождение христианства в «масштабах всей планеты», и все это несмотря на богословские различия между двумя Церквами, которые вряд ли когда-нибудь будут разрешены. Впрочем, в XXI веке это уже не так важно.
Спрашивается, за что отдал свою жизнь Ян Гус?