В Ватикане осознали, что технологии могут изменить матрицу современного мира. Коллаж Павла Романенко
В своем обращении к делегатам Всемирного экономического форума в Давосе, прошедшего под темой «Осваивая четвертую индустриальную революцию», папа Римский Франциск призвал мировых лидеров позаботиться о том, чтобы результатом «четвертой технологической революции» не стала замена людей бездушными машинами. Согласно обращению понтифика, мировые лидеры должны позаботиться о том, чтобы выход цивилизации на новый индустриальный уровень не привел к превращению нашей планеты «в пустой сад, служащий лишь наслаждению немногих избранных».
«Не бойтесь открыть ваши сердца беднякам, ведь так вы сможете освободить свои таланты в области экономики и технологий и открыть для себя счастье полной жизни, которое не может быть полностью прочувствовано при потребительском образе жизни», – гласит папское послание.
Обращение главы католического мира к представителям экономической элиты по поводу четвертой индустриальной революции означает, что Католическая церковь осознает масштаб социальных изменений, которые может повлечь за собой дальнейшее развитие технологий.
Появление термина «четвертая индустриальная революция» символизирует, что внедряющиеся сейчас новые технологии, такие как роботехника, «Интернет вещей» и 3D-печать, приравниваются по своему историческому значению к трем предыдущим технологическим революциям: паровой, электрической и информационной. Основные проблемы, которые порождает новая реальность, можно разделить на две части: материальную и духовную.
С материальной точки зрения основным отрицательным результатом новой индустриальной революции станет прежде всего появление армии безработных. Здесь последствия будут сравнимы с эффектом, оказанным на производство внедрением электричества в начале XX века. Например, в США из 41% населения, занятого тогда в сельском хозяйстве, к 1970-м годам в данном секторе экономики остались работать только 4%. Член Исполнительного комитета Всемирного экономического форума Николас Дэвис в своей статье, опубликованной на официальном сайте организации, прогнозирует, что в ходе четвертой индустриальной революции в США может исчезнуть 47% рабочих мест. Однако, как замечает эксперт, произойдет это не за три-четыре поколения, как в случае с предыдущими революциями, а за одно.
Сокращение рабочих мест – основная проблема, порождаемая внедрением новых технологий, и по мнению понтифика. «Ясно, что необходимо создать новые модели ведения бизнеса, которые, развивая новые технологии, также предусматривают и их использование для создания достойной работы для каждого в целях выполнения социальных гарантий и защиты окружающей среды», – гласит послание папы.
Проблема возможной безработицы порождает дальнейшие негативные последствия. Если представить себе утопическое общество, в котором 50% людей могут не работать, будет ли произведено перераспределение доходов работающей части населения между ними и теми, кто сможет полностью посвятить себя творчеству или самосовершенствованию? У этой проблемы существует и еще одно измерение: если исходить из того, что, согласно пресс-релизу Всемирной организации здравоохранения, к 2050 году количество людей старше 60 лет удвоится, получается, что более узкой прослойке работающих просто придется обеспечивать большее количество пенсионеров, а не растущий «креативный класс». С другой стороны, если учесть, что новая индустриальная революция происходит не во всех странах одновременно, очевидно, что ее последствия будут наиболее тяжелыми для наименее развитых стран, где больше людей заняты малоквалифицированным трудом. Например, в Индии, по данным Николаса Дэвиса, 47% людей заняты в сельском хозяйстве, именно они в первую очередь попадут под удар при дальнейшей автоматизации труда.
Очевидно, что весь комплекс этих проблем можно будет разрешить при помощи контроля над рождаемостью. Позиция Католической церкви по данному вопросу все больше смягчается, что, в частности, проявилось в данном папой Франциском разрешении отпускать грех аборта в Год милосердия, объявленный в минувшем декабре.
Появляются и вопросы относительно новых видов досуга, на которые можно будет потратить освободившееся от производительного труда свободное время в случае, если доходы от внедрения ресурсосберегающих технологий будут равно распределяться между всеми членами мирового сообщества. Например, согласно опросам Всемирного экономического форума, более 55% респондентов сообщили, что в дополнительное свободное время они предпочли бы уделять больше внимания своему здоровью и получить дополнительную профессию, связанную с раскрытием творческого потенциала. Методика опроса представляла собой закрытое интервью, поэтому неизвестно, что было бы, если бы среди возможных вариантов ответа был пункт о духовном саморазвитии. Очевидно, что избыток свободного времени и возможностей для реализации творческого потенциала означает, что больше людей смогут задуматься о своем отношении к религии, что при должных миссионерских усилиях со стороны Католической церкви и других религиозных организаций преумножит число верующих.
Кроме того, как указывают эксперты, в связи со стремительным изменением образа жизни и способа производства обществу придется выработать новые нормы морали. В частности, от человека потребуется быть, с одной стороны, более гибким и быстрее приспосабливаться к переменам, растущим в геометрической прогрессии. Это требует развития способности к критическому мышлению, что, в свою очередь, противоречит догматическому мышлению, навязываемому религиозными структурами и, не в последнюю очередь, Католической церковью. С другой стороны, чтобы оставаться конкурентоспособным по сравнению с поумневшими роботами, человеку придется развивать специфически человеческие качества, такие как эмпатия и чувство групповой общности. Духовное же саморазвитие часто идет рука об руку с религиозными поисками, что опять же открывает новые возможности перед религиозными организациями. Перекликается с этими выводами экспертов и послание папы Франциска. «Сострадать чужой боли означает не только разделять с человеком его страдания, но и, главное, осознавать, что наши собственные действия могут быть причиной несправедливости и неравенства», – пишет понтифик в своем послании.
Наконец, развивающийся как побочный эффект четвертой индустриальной революции процесс распыления власти, когда любой человек может влиять на формирование общественного мнения через многочисленные социальные сети, приводит к тому, что все большее значение в будущем будет играть мягкая сила. Большее значение мягкой силы по сравнению с жесткими принудительными структурами дает дополнительные преимущества религиозным организациям. С другой стороны, возможность пристально наблюдать за частной жизнью каждого человека открывает больше способов злоупотреблений властью, что беспокоит религиозные структуры. Например, патриарх Кирилл еще в 2012 году в документе «О позиции Церкви в связи с появлением и перспективами развития новых технологий идентификации личности» говорил о своем беспокойстве относительно возможности ограничения свободы каждого христианина веровать во Христа путем непрерывного контроля над его частной жизнью.
Папа Римский в своем послании не был столь категоричен. «Сейчас у нас есть уникальная возможность управлять еще только начинающимся процессом в целях создания инклюзивных обществ, основанных на уважении человеческого достоинства, терпимости, сострадании и милосердии», – написал он в своем обращении представителям мировой политической и экономической элиты, подчеркнув, что всегда считал бизнес благородным призванием, направленным на создание материальных ценностей и совершенствование мира.
В целом послание понтифика говорит о признании главой Католической церкви неотвратимости перемен и готовности не только приспосабливаться к ним, но и обращать их себе на пользу.