Иеромонах Василий (Новиков) разделял идеи так называемого «царебожия» и считал, что царь, богопомазанник, знает и исполняет волю Божью непосредственно. Фото из социальных сетей
Тульский областной суд 25 июля с.г. признал экстремистской религиозную группу «В честь иконы Божией Матери «Державная» и запретил ее деятельность на территории России. Формально речь идет о немногочисленной общине, насчитывающей около 60–70 членов, которую некогда окормлял иеромонах Василий (Новиков), заштатный клирик Тульской епархии, служивший в храме во имя иконы Божией Матери «Державная» в селе Иваньково Новомосковского района Тульской области и в 2010 году умерший. Круг его последователей, однако, не ограничивается этой общиной, поскольку верующие ездили к нему со всей России, из Украины и Белоруссии.
Активной проповедью и духовным окормлением верующих Новиков начал заниматься лишь в последние два-три года своей жизни. В 2007 году он принял постриг, а в 2008-м был выведен за штат и стал одним из старцев, нелояльных по отношению к руководству Московской патриархии, таких как иеросхимонах Рафаил (Берестов) или архимандрит Петр (Кучер). Случай тульского проповедника примечателен лишь тем, что он вышел не из монашеской среды, а из белого духовенства. Перевод за штат для клириков, высказывающих точку зрения, не совпадающую с позицией епархиального архиерея, – явление обычное: так были отстранены, например, Роман Зеленский в Санкт-Петербурге и Геннадий Ткач в Липецке, служившие в своих храмах литургию «по царскому чину» с поминовениями русских царей.
Кампанию против последователей Новикова власти начали сразу после его смерти, когда видеозапись проповеди старца в храме была признана экстремистским материалом наряду с шестью фильмами, которые распространялись вместе с ней на DVD. В 2011 году храм, выстроенный на принадлежащем ему земельном участке, хотели снести как «не имеющий к Церкви никакого отношения», хотя в итоге так и не снесли. Выдвинутое прокуратурой обвинение организовано вокруг двух моментов: гражданской нелояльности и разжигания ненависти и вражды. «Члены данной религиозной группы проводят религиозные службы, в ходе которых негативно высказываются в отношении руководителей Русской православной церкви, представителей других религий, национальностей, призывают лиц, посещающих данные религиозные службы, к отказу от исполнения своих гражданских прав, обязанностей и совершению иных противоправных деяний, а также публично распространяют религиозную литературу и видеоматериалы, содержание которых направлено на возбуждение ненависти либо вражды, унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам национальности, отношения к религии», – говорится в сообщении на официальном сайте прокуратуры Тульской области.
Новиков действительно призывал своих духовных чад не брать российских паспортов, всякого рода электронных карт и ИНН, поскольку полагал эти и другие документы несущими на себе печать Антихриста и отдаляющими от Христа. Он также негативно оценивал процессы глобализации, считая их знаком последних времен, обвинял церковное руководство в экуменизме, критиковал современный мир и считал, что Россия за свои грехи находится сейчас под «жидомасонским игом». В его проповедях, доступных в Интернете, автор статьи не обнаружил призывов к насилию против представителей других религий или национальностей. В общем можно сказать, что образы врага в его риторике достаточно абстрактны.
Проблема в том, что таких общин, как община Новикова, много, а экстремистской сочли только одну. Можно привести несколько примеров: в деревне Тимохино Рязанской области действует Царская православная церковь во главе с архиепископом Александром (Иванниковым), в селе Тайнинском Московской области регулярно проходит Всенародный чин покаяния, в рамках которого, согласно сведениям автора статьи, также есть по меньшей мере одна «плотная» группа, в городе Чебаркуль Челябинской области – община культа «святого отрока Вячеслава Чебаркульского». Немало православных групп, верящих в искупительную миссию Николая II и приход «Грядущего царя», есть в Москве, Санкт-Петербурге, Липецке, Анадыре, Дивееве и других местах. В публикациях в Интернете, а также в брошюрах и книгах представители этих групп зачастую допускали ксенофобские высказывания, по смыслу совпадающие с высказываниями Новикова, но, насколько нам известно, представителей этих общин никогда не судили и экстремистами не считали. Антисемитские взгляды присутствуют в книге ныне покойного митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева) «Самодержавие духа».
Главный редактор журнала «Религия и право» Анатолий Пчелинцев в комментарии «НГР» по поводу причин запрета группы заявил: «Без решения суда сложно сказать, в чем заключался экстремизм. Самым серьезным нарушением закона были проповеди Новикова, в которых просматривается ярко выраженный антисемитизм. Еще в 2010 году по заявлению бывшего прокурора Тульской области Олега Черныша суд признал их экстремистскими, и якобы есть информация, что они до сих пор распространяются его последователями через Интернет. Члены религиозной группы также отказывались от любых документов, на которых содержится штрихкод – это паспорта, ИНН, медицинский полис, пенсионное удостоверение и т.д. Поскольку они призывали к этому вообще всех, прокуратура сочла это посягательством на права граждан. Это, наверное, неудобство, но все же не преступление. Кроме того, они жили в условиях апокалиптических ожиданий – я думаю, что прокуратура и Центр по противодействию экстремизму боялись, что они могут повторить судьбу Кузнецова в Пензенской области, так называемых «пензенских сидельцев». Они также критиковали руководство Русской православной церкви и Российской Федерации».
«Как этот запрет будет исполняться – большой вопрос», – продолжает эксперт. «Люди живут компактно в своем селе, у многих из них работа, домашнее хозяйство – может, они будут продолжать свою деятельность. Почему запретили именно общину Новикова, а не любую другую такую же – я думаю, что в связи с популярностью его учения, у него много последователей. Это не устраивало прежде всего местного архиерея, ну и Патриархия об этом знала. Так что я думаю, что это произошло не без подачи Русской православной церкви».
Правовед Михаил Шахов, однако, полагает, что обвинение последователей Новикова в экстремизме могло быть натянутым и субъективным: «Я посмотрел публикации покойного иеромонаха Василия (Новикова) и могу сказать, что его суждения в адрес церковного руководства и современной церковной и общественной жизни, конечно, достаточно радикальны. Однако я считаю, что у нас существует тенденция чрезмерной борьбы с экстремизмом по поводу таких оценочных суждений. Когда прямо призывают к насилию и противоправным действиям – ясно, что такого быть не должно, но когда идет пусть даже резкая дискуссия – кто прав, кто виноват, кто еретик, кто правоверный, – сводить это к разжиганию межрелигиозной вражды и экстремистским действиям – это, на мой взгляд, уже свидетельствует о недостатке свободы в дискуссии по теологическим вопросам. При сложившейся правоприменительной практике существует очень широкий простор для субъективизма, что считать экстремизмом, а что нет».
Эксперт не уверен и в том, что отказ от паспортов можно считать неповиновением государству: «Если взять, например, призывы к отказу от ИНН и паспортов, то их тоже можно подвести под призывы к совершению противоправных действий. Но ведь аналогичная история была, например, с альтернативной гражданской службой, когда не только в России, но и в других странах отказ проходить военную службу в связи с религиозными убеждениями считался уголовно наказуемым деянием. В конце концов все пришли к тому, чтобы право не брать в руки оружие было даже закреплено на конституционном уровне. Кто-то считает, что нельзя паспорт, кто-то – что нельзя штрихкоды, и если всех их стричь под одну гребенку, говорить, что проповедники призывают к неповиновению, и запрещать все это как экстремизм, мы можем очень далеко зайти».
Шахов также пояснил, что проповеди Новикова, кроме тех, что были запрещены еще в 2010 году, экстремистскими материалами пока что не считаются.