Министр образования Дмитрий Ливанов утвердил во главе Экспертного совета ВАК по теологии Ефима Пивовара. Фото с сайта www.svoboda.org
Приказ об учреждении экспертного совета Высшей аттестационной комиссии (ВАК) по теологии подписан министром образования Дмитрием Ливановым. Его председателем стал Ефим Пивовар, президент и председатель ученого совета Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ), заместителями председателя – ученые, в сферу научных интересов которых входит исследование христианства, ислама и иудаизма: Константин Антонов – специалист по русской религиозной философии и богословию XIX–XX веков, Тауфик Ибрагим – специалист по исламу, Леонид Кацис – по иудаизму и Ирина Евдошина – по культурологии, краеведению и семиотике, связанным с православной традицией. Ученым секретарем назначен Дмитрий Шмонин, проректор по научной работе Русской христианской гуманитарной академии (РХГА), священник РПЦ и доктор философских наук. Кроме них в совете представлено еще 50 известных ученых, докторов преимущественно исторических и философских, но также и других наук.
Следует кратко пояснить, в чем заключается разница между диссертационным и экспертным советами. Диссоветы рассматривают диссертации и выносят в их отношении то или иное суждение, а экспертный совет ВАК подготавливает заключения по вопросу присуждения степеней и проводит экспертизу соответствия диссертационных исследований научным стандартам. Экспертный совет также может выдавать разрешения на создание новых диссоветов и предоставлять в Министерство образования и науки заключения о приостановлении, возобновлении и прекращении деятельности уже имеющихся. Окончательные решения во всех этих случаях, однако, выносит Минобрнауки.
Напомним, что первый в России диссертационный совет по теологии был создан 30 мая с.г. Возглавил его председатель Отдела внешних церковных связей РПЦ митрополит Иларион (Алфеев). В состав совета вошли по преимуществу представители православных учреждений, что вызвало вопросы по поводу того, какого рода диссертации в нем могли бы защищаться. Предполагалось, что если этот первый диссовет – условно православный, то в скором времени должны быть сформированы и другие советы – в частности, мусульманский и иудейский, и представители религиозных общин заявили о своей готовности включиться в работу по их созданию. Сейчас, когда стал известен состав экспертного совета, уполномоченного создавать новые диссоветы, ситуация несколько проясняется.
Пока что не очень понятно, какого рода темы будут считаться теологическими, однако можно предположить, что это будут работы, написанные верующими, но не облеченными в сан авторами в научном жанре, при этом по большей части не затрагивающие актуальную повестку дня соответствующих религиозных организаций. В сопутствующей новой специальности риторике также просматривается странное, но по смыслу понятное различение богословия и теологии: первая организована в рамках образования в духовных семинариях, медресе, йешивах и т. д., вторая же – в рамках научной специальности и подведомственности ВАК и Минобрнауки. Если подойти к вопросу с другого конца, то еще с 1990-х годов в академической среде шли ожесточенные дебаты о «конфессиональном религиоведении», и можно сказать, что нынешняя теология – это оно и есть. Эмпирически религиозно аффилированные работы на тему религии и для российской, и для западной науки – дело обычное, хотя многие религиоведы и говорят, что с нормативной точки зрения такого религиоведения существовать не должно и поэтому не существует.
Экспертный совет будет, во-первых, следить за соответствием диссертаций научному жанру и, во-вторых, балансировать перекосы между разными религиями и конфессиями – грубо говоря, чтобы никто не ушел обиженным. В составе совета гарантированно есть как светские исследователи, о религиозных убеждениях которых мы ничего сказать не можем, потому что они не сказываются на их работе, так и православные верующие, католики, мусульмане, иудеи и, возможно, христиане других исповеданий. Результатом подобного столпотворения скорее всего станет то, что все их личные убеждения будут вынесены за скобки и сотрудничество ограничится академической работой. В пользу такого предположения свидетельствует и назначение на пост председателя совета Ефима Пивовара – человека, больше известного как администратор от науки и религиозно никак не ангажированного.
Тауфик Ибрагим на вопрос «НГР» о направлении деятельности нового совета сообщил: «Прежде всего мы будем решать вопрос о создании диссертационных советов, нужно будет определять критерии их научности, подготавливать для них общие рекомендации. Экспертный совет при ВАК единый, а диссертационные советы мы сейчас обсуждаем: у каждой религии будет свой совет или могут быть смешанные советы? Это еще нужно решить. Я считаю, что на ранних этапах сделать чисто конфессиональные советы будет трудно, не потянем. Во всяком случае, не по всем конфессиям можно подобрать кадры. Если речь идет о науке, то можно спокойно делать смешанные советы. И более того, тогда престиж советов и доверие к ним будут больше. Министерство образования здесь тоже важно, поскольку на первых порах может быть много проблем. Через 10 лет, когда у нас будет 20 докторов теологии, можно будет создавать советы по-другому, а сейчас, поскольку вводится новая специальность, по данной теме нет специалистов, нет четкого стандарта, замыкаться в конфессиональных рамках мне представляется нецелесообразным».
Леонид Кацис рассказал «НГР» о работе над созданием совета и о некоторых особенностях его деятельности: «Состав совета напрямую реализует его программу. Дело в том, что теология как научная специальность имеет свои отличительные черты. Одна из них та, что она теоретически может охватывать практически все области знания, поэтому министерство приняло решение о том, что защиты должны быть по специальностям: филология, философия, социология, культурология, педагогика. Теология – это область знания, не исключающая другие, человек будет получать степень по философии и так далее, а в скобках будет написано – теология. Далее, нужно было отобрать людей, которые понимают, что такое теология, и могут быть рекомендованы конфессиями, и в этом особенность данного совета: помимо обязательных рекомендаций научных и учебных институций кандидаты проходили и Межрелигиозный совет России, и, в сущности, рекомендации давались конфессиями, а утверждались председателем этого совета, митрополитом Иларионом (Алфеевым). В экспертном совете есть филологи, философы, историки, культурологи, социологи – в точном соответствии с приказом министра о создании научной специальности «теология». В своих областях это известные специалисты».
«Надо понимать, что в этой специальности вообще очень строгие принципы отбора, потому что в качестве языка специальности здесь выбираются базовые языки религий – древнегреческий, арабский, иврит, – продолжает эксперт. – Здесь есть представители всех традиционных конфессий, кроме буддистов, у которых нет понятия «теос» и которые защищаются по философским наукам, как того и хотят. При этом они принимали участие в работе до самого конца и подписали все документы. Есть еще одна особенность этих будущих защит: если речь идет не о традиционной религии, мы должны получить от ее представителей справку о том, что то, что написано в этой работе, соответствует ее теологии. Этот момент нужно пояснить. Традиционными у нас считаются все конфессии со сроком регистрации от 50 лет, и в течение одного-двух лет такой статус получат многие религии – по определению, просто по времени регистрации. Поэтому скоро к нам должны будут присоединиться католики, армяне-григориане и так далее».
Кацис также считает, что у каждой религии были свои цели в создании экспертного совета: «Разумеется, инициатива исходила от РПЦ и от Комиссии по взаимодействию РПЦ с правительством. Затем были привлечены представители других традиционных конфессий, и мы начали работу. Для православных вопрос был такой: почему люди, получившие высшее образование даже в светских и духовных учебных учреждениях, обладают разными правами: одни могут получать ученые степени, а другие как бы игнорируются? Почему доктор богословия «в миру» должен защищаться по философии? Множество людей с богословским образованием преподают в светских вузах, но получается, что у них не может быть ни педстажа, ни степени, ни формально даже образования. В связи с исламом это еще и политический вопрос. Для того чтобы иметь почетное звание доктора исламской теологии, они обязаны на несколько лет покинуть территорию России, и, как говорили сами мусульмане, они далеко не всегда возвращаются ее патриотами. Что касается иудеев, то здесь ситуация такая: в ортодоксальной иудейской традиции присуждение степеней не очень распространено, хотя сегодня все чаще происходит, но традиционно это принято у реформистов, которые в России очень активны. У каждой конфессии здесь свои цели и задачи».
Константин Антонов на вопросы о составе совета и направлениях его работы ответил следующее: «Состав экспертного совета поликонфессиональный, поскольку предполагается, что диссертационный совет по теологии не будет существовать в единственном числе. Это естественно. Можно ожидать, что они будут возникать еще – и в первую очередь, конечно, исламский, иудейский – в каком-нибудь сочетании или по отдельности. Это говорит о том, что другие конфессии, кроме православия, тоже будут участвовать в этом деле, и это, наверное, хорошо. Относительно конкретных стоящих перед экспертным советом задач можно навскидку сказать вот что. Когда начнутся защиты, нужно будет рассматривать диссертации. Далее, по-видимому, одно из направлений нашей деятельности – это конвертирование церковных теологических диссертаций в светские. Как это будет выглядеть – пока не знаю. Эту процедуру нужно будет каким-либо образом выработать, утвердить теологические журналы. Еще один момент – не знаю, насколько это осмысленно, – вопрос некоторой базы данных по таким диссертациям во избежание плагиата и других эксцессов, которые случаются сегодня в любой науке».