Александр Лукашенко мечтает о том, чтобы Запад и Восток христианства сошлись в «центре Европы», в Белоруссии. Фото Reuters
Если бы Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и папа Римский Франциск вновь захотели увидеться на нейтральной территории, им нашлось бы место для встречи. Во всяком случае, одна страна уже вызвалась провести такое рандеву. Президент Белоруссии Александр Лукашенко, принимая в своей столице участников пленарного заседания Совета конференций католических епископов Европы 28 сентября с.г., заявил: «Здесь было замечено о результативности встречи папы Римского и патриарха Кирилла. Где-то там, далеко на Кубе. Думаю, надо подумать, чтобы они встретились здесь, в Минске. Это как раз сегодня то место, где можно обсуждать проблемы и Запада, и Востока, и Севера, и Юга, и всей планеты».
Лукашенко не первый раз предлагает повторить святейшее рандеву в Минске. В мае 2016 года, спустя несколько месяцев после Гаваны, он побывал в Риме, виделся с папой, заявил, что у них с Франциском «идеологическая близость» и совпадение принципов. Тогда белорусский президент сказал журналистам: «Понтифику пора приехать в Беларусь и вместе с нашим патриархом встретиться с нашими жителями. Уверен, что там будет не один миллион человек, которые бы хотели видеть это рукопожатие не в далекой Кубе в аэропорту, а на земле, которая находится в центре Европы».
Белорусский президент на словах как будто нарочито принижает значение Гаванской встречи, словно мы живем не в XXI веке, словно патриарх и папа виделись в некоей мифической стране псиглавцев, куда ни журналисты, ни телебригады добраться не могут, и судить обо всем приходится со слов свидетелей («говорят, встретились»). То есть в Гаване была присказка, а сказка, то есть по-настоящему историческое событие, будет в Минске.
Гаванская встреча совпала с периодом потепления в американо-кубинских отношениях и органично вписалась в общую трансформацию международного имиджа Острова свободы. Образ Лукашенко тоже меняется, в особенности после того, как он принял у себя «нормандскую четверку», подписавшую Минские соглашения. Белорусского президента уже не называют «последним диктатором Европы», он выпустил политзаключенных и перестал быть персоной нон грата на Западе. Однако репутацию миротворца, которая так по душе Лукашенко, нужно поддерживать. Белорусский лидер, похоже, чувствует, что давно он не «подносил патроны» (как он сам выразился во время встречи «нормандской четверки»), не кормил мировых лидеров, не поил и не «обеспечивал».
В предложении Александра Лукашенко есть свои «но». В отличие от кубинского вождя Рауля Кастро он заранее предлагает папе и патриарху формат встречи. Что такое встреча с миллионами людей? Очевидно, речь идет о масштабном мероприятии на открытом воздухе, предполагающем совместную молитву или даже совместное богослужение предстоятелей Церквей. Учитывая то, как долго стороны шли даже к обмену любезностями в гаванском аэропорту, папско-патриарший open air – это непропорциональное наращивание скорости. Ватикан и Московский патриархат вряд ли нажмут на газ ради того, чтобы порадовать Александра Григорьевича.
Белорусский президент еще при Бенедикте XVI хотел организовать его встречу с патриархом Кириллом. В 2009 году после общения с понтификом и патриархом он говорил журналистам Reuters, что Белоруссия – «святая земля», потому что в ней нет вражды между православными и католиками, значит, это идеальное место для исторической встречи. Римских же понтификов Лукашенко зовет в Белоруссию с конца 90-х. В отличие от экс-президента Украины Леонида Кучмы – безуспешно: тот смог в 2001 году устроить визит Иоанна Павла II.
В Украине сложная ситуация с Православной церковью, там несколько структур считают себя легитимными. В Белоруссии все проще и спокойнее. Но при этом Лукашенко, активно и регулярно зазывая римских пап, похоже, совершенно не считается с тем, что думает Русская православная церковь, тогда как Белорусский экзархат находится в подчинении Московскому патриархату. Владимир Путин тоже мог бы (а возможно, и хотел бы) пригласить папу Франциска в Россию, но предпочитает излишне не будоражить РПЦ, которая считает такой визит преждевременным. Лукашенко же подчеркнуто находится «над» Церковью.
В Ватикане свежую инициативу белорусского лидера не прокомментировали. Зампред Отдела внешних церковных связей (ОВЦС) Московского патриархата архимандрит Филарет (Булеков), в свою очередь, заявил, что Лукашенко говорил… не о встрече патриарха и папы, а об опыте Белоруссии, где встречаются Восток и Запад. «Той встречи, которая была, – сказал архимандрит Филарет, – хватит еще на годы вперед».
Председатель ОВЦС митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев) между тем посетил Рим и встретился с папой, обменявшись, судя по сообщениям, дежурными «политесными» формулами. Этот визит, как и недавний приезд в Москву госсекретаря Ватикана кардинала Пьетро Паролина, стоит воспринимать как попытки поддерживать огонь в тиглях межцерковных отношений. Но повода для новой встречи папы и патриарха пока нет. С момента Гаванской встречи не произошло ничего, что требовало бы высочайших рукопожатия и лобызания, совместных деклараций.
Патриарху Кириллу сейчас было бы некстати подчеркнуто форсировать отношения с Ватиканом. На волне кампании против «Матильды» возвысили голос православные ультраконсерваторы. Это крыло и в прошлом воспринимало Кирилла как филокатолика. Теперь с ними снова приходится считаться. Поэтому встречи на Кубе, похоже, действительно хватит надолго.