0
11553
Газета Факты и комментарии Интернет-версия

19.11.2019 17:21:00

В Александрии больше нет блаженства

Русское православие теряет связь с «материнской» греческой церковностью

Тэги: рпц, пцу, раскол, африка, патриарх кирилл, патриарх варфоломей, греция, элладская церковь, афины, украина, россия, фанар, константинополь, архиепископ иероним, патриарх феодор, митрополит иларион, политика, филетизм, московский патриархат, александрийский


рпц, пцу, раскол, африка, патриарх кирилл, патриарх варфоломей, греция, элладская церковь, афины, украина, россия, фанар, константинополь, архиепископ иероним, патриарх феодор, митрополит иларион, политика, филетизм, московский патриархат, александрийский Еще год назад патриарх Феодор II (в центре) советовал украинцам «держаться» митрополита Онуфрия (справа). Фото с сайта www.eparhia.od.ua

Утром 20 ноября разрешится главная интрига последних дней: помянет ли патриарх Московский и всея Руси Кирилл во время литургии в храме Христа Спасителя «Его Блаженство Папу и Патриарха Великого Града Александрии, Ливии, Пентаполя, Эфиопии, всего Египта и всей Африки, Отца Отцов, Пастыря Пастырей, Архиерея Архиереев, Тринадцатого Апостола и Судию Вселенной». Так звучит полная титулатура Александрийского патриарха Феодора II, который ныне «не оправдал доверия» РПЦ.

Феодор произнес имя главы Православной церкви Украины (ПЦУ) митрополита Епифания (Думенко) во время богослужения 8 ноября. На видеозаписи, опубликованной греческим медиаресурсом Romfea, видно, как в присутствии архиереев и посла Греции глава одной из старейших православных церквей объявляет «о важном событии». «С сегодняшнего дня наш патриархат вписал в диптих автокефальную Православную церковь Украины и блаженнейшего митрополита Епифания». В тот же день на официальном сайте Александрийского патриархата была опубликована копия документа, официального сообщения, которым Александрийский патриархат уведомил о «признании патриаршего и синодального томоса Вселенского патриархата об автокефалии Украинской церкви». Константинопольский патриарх Варфоломей уже успел выразить «большую признательность церкви святого Марка» (этот апостол принес в Александрию христианство).

Несмотря на то что заседание Синода РПЦ пройдет только в последние дни ноября, а официального заявления патриарха Кирилла до сих пор не было, в некоторых храмах Московского патриархата и даже на подворье Александрийской церкви в Москве во время литургий имя предстоятеля Александрийской церкви уже не произносится. На сегодняшний день из диптиха РПЦ, то есть списка церквей по «первенству чести», по факту исчезли три позиции: Константинополь, Александрия и Элладская архиепископия. С Константинополем Московский патриархат полностью прекратил каноническое общение еще в конце 2018 года. С Элладской церковью – 3 ноября с.г., и то только с теми иерархами, «кто выступил за признание украинского раскола и запятнал себя сослужением с раскольническими лжеиерархами». Кстати, архиепископ Афинский и всей Эллады Иероним II впервые решился упомянуть в богослужебном диптихе главу ПЦУ лишь 10 ноября. В октябре он отправил ему так называемую мирную грамоту. При этом «терять» Африку РПЦ не намерена. В этом свете кажется неслучайным призыв патриарха Кирилла защитить африканских христиан от экстремистов, который прозвучал 14 ноября на саммите религиозных лидеров в Баку.

В Москве, впрочем, не скрывают своего разочарования от действий Александрийского патриарха. «Русская православная церковь глубоко опечалена информацией о решении Александрийского патриарха Феодора признать Епифания Думенко в качестве руководителя Православной церкви Украины и поминовением его имени в диптихах Александрийской церкви. Это означает, что поминовение имени Александрийского патриарха не сможет продолжаться при совершении патриарших богослужений в Русской православной церкви», – сказал «Интерфакс-религии» замглавы Отдела внешних церковных связей РПЦ протоиерей Николай Балашов.  «Мерзко и пакостно на душе от действия патриарха Феодора, которого мы здесь всегда любили и встречали с особенной теплотой. Как же так?» – написал в своем Telegram-канале заместитель управляющего делами Московской патриархии епископ Зеленоградский Савва (Тутунов).   Хотя удивление представителей Московского патриархата выглядит немного странным, учитывая, что еще в конце сентября в Африке заявляли, что Александрийский патриархат не хочет быть «вассалом» РПЦ по вопросу украинского раскола (подробнее в «НГР» от 02.10.19).

Сам же патриарх Феодор ничего зазорного в признании ПЦУ не видит, заявили ТАСС в Александрийском патриархате. «Однако патриарх Феодор II намерен продолжать диалог с Русской православной церковью. В скором времени предстоятель Александрийской церкви намерен связаться с представителем РПЦ и обсудить с ними этот вопрос», – сообщил собеседник российского агентства.

Как на этот сигнал отреагируют в Москве, пока непонятно. В Украинской православной церкви Московского патриархата (УПЦ МП) действия александрийца уже назвали «предательством». Год назад, посещая Украину, Феодор заявил, что сделает все от него зависящее для того, чтобы УПЦ МП «оставалась единственной канонической православной церковью». «Я хочу вас попросить, чтобы вы оставались верными своей церкви перед лицом Христа. Ваша церковь – каноническая, православная и святая. А каноничность церкви является высшей ценностью в мире», – говорил тогда африканский гость главе УПЦ МП митрополиту Онуфрию (Березовскому). А в апреле с.г. главы Александрийской, Антиохийской, Иерусалимской и Кипрской церквей встретились на Кипре для того, чтобы попытаться урегулировать вопрос церковного раскола в Украине.

Поддержка ПЦУ Феодором II, возможно, стала неожиданной не только для РПЦ, но и для всего православного мира. Представители Кипрской церкви, которая пытается держать нейтралитет в ссоре Москвы и Константинополя, по сообщению Romfea, просили прибывшего на Кипр 9 ноября Александрийского патриарха не упоминать имени Епифания во время пребывания на острове. Феодор II просьбу проигнорировал. После литургии Феодор и сослужившие ему кипрские архиереи получили письма с изображением фрески «Поцелуй Иуды» и фотографией обнимающихся предстоятелей УПЦ МП и Александрийской церкви. Под изображениями было написано: «Онуфрий – митрополит, Епифаний – раскольник, Феодор – Иуда».

«Вопрос о признании ПЦУ следовало бы рассматривать в ином ракурсе: не почему та или иная православная церковь признала ПЦУ, а что мешает той или иной церкви признать ПЦУ? В среде епископата православных церквей, не считая РПЦ, УПЦ МП и ПЦУ, существует несколько основных логических схем и стратегий в интерпретации этой проблемы. Есть такие, кто действительно считает, по крайней мере публично заявляет, что возникновение ПЦУ не соответствует каноническому праву. Но такие в меньшинстве.

Есть те, кто считает, что автокефалия ПЦУ вполне канонична, но признавать ее не время, поскольку против выступает Москва, – таких большинство. И есть те, кто считает ПЦУ каноничной и не боится ее признавать, несмотря на угрозы и морально-психологическое давление из Москвы и разрыв евхаристического общения с РПЦ», – предположил в разговоре с «НГР» российский политолог Андрей Окара.


По мнению первого вице-президента Центра политических технологий Алексея Макаркина,  определяющим фактором в признании ПЦУ стал этнофилетизм, а также нежелание Москвы садиться за стол переговоров с Константинополем. «Несмотря на то что между греческими церквами могут быть какие-то трения, солидарность у них преобладает, – пояснил он в разговоре с «НГР». – Например, у Элладской церкви отношения с Константинополем всегда были намного сложнее, чем у Александрийского патриархата. И раз Эллада признала ПЦУ, то Александрия тоже решила признать. Более того, Александрия, как и Иерусалим и Кипр, рассчитывала на посредническую роль в ссоре Русской и Константинопольской церквей. Кипр даже прямо предлагал себя в качестве посредника. И, наверное, у них было представление, что ситуацию в скором времени можно урегулировать. При этом они изначально были недовольны тем, что Москва пошла на полный разрыв с Константинополем. 

Однако стало ясно, что этот разрыв надолго. Сейчас даже звучат прогнозы, что это будет новый великий раскол, подобный тому, что произошел в 1054 году между православными и католиками. В Александрии, как и в Элладе, надеялись, что стороны в конце концов сядут за стол переговоров, как это было в 1996 году из-за прецедента с Эстонией, когда также на несколько месяцев отношения между Москвой и Константинополем прерывались, но потом обе эти церкви быстро договорились о параллельных церковных юрисдикциях и восстановили общение. Однако для Москвы Украина – это не Эстония. Ее значение выше и масштабы больше. Поэтому Москва дала понять, что не собирается идти на компромисс. И Константинополь ни за что не откажется от ПЦУ. Раз так, то и Александрии, и Элладе, и другим церквам приходится определяться». «И они определились», – заключил Макаркин.


Некоторые эксперты полагают, что на решение Феодора повлияли «внешние», политические силы. «С самого начала кампании по легализации украинского раскола со стороны Фанара было очевидно, что он работает в тесной связке с американскими дипломатами и греческим правительством, которое, в частности, финансирует Александрийский патриархат. Следовательно, на этническую солидарность греков в данном случае накладывается и чисто утилитарный интерес сохранить прежнее финансирование, и обе эти причины позволили патриарху Феодору признать ПЦУ вопреки собственным позициям годичной давности», – заявил «НГР» глава интеллектуального клуба «Катехон» Аркадий Малер.


О давлении политиков на глав церквей по вопросу признания ПЦУ не так давно говорил и председатель Отдела внешних церковных связей (ОВЦС) РПЦ митрополит Иларион (Алфеев), утверждая, что на архиепископа Афинского Иеронима «беспрецедентное давление оказывало посольство США в Афинах». О том, что «Госдеп раскалывает православный мир», в начале ноября заявил министр иностранных дел России Сергей Лавров. Конспирологическим версиям дает пищу само внешнеполитическое ведомство США. Глава Госдепа США Майкл Помпео во время выступления 8 ноября в Берлине назвал Украину «проектом, над которым США работают много лет». А 13 ноября на конференции по религиозной дипломатии в Афинах посол США в Греции Джеффри Пайетт заявил, что США «очень четко выразили свою поддержку праву украинского народа определять, как ему молиться», и впредь будут продолжать с Грецией совместную работу «по содействию религиозной свободе и межрелигиозному диалогу».


Теперь эксперты гадают, какая из церквей следующей признает ПЦУ. Алексей Макаркин считает, что ими могут стать Кипр и Иерусалим, «поскольку это греческие церкви». Аркадий Малер также полагает, что в будущем православие разделится на «греческое» и «негреческое». Потенциальной сторонницей ПЦУ может стать и Албанская церковь, даже несмотря на то, что она пока осуждает действия патриарха Варфоломея в Украине. «Албанской церковью руководит грек. Несмотря на то что албанский архиепископ весьма негативно отозвался о предоставлении автокефалии и на личностном уровне выражается сильное неприятие со стороны архиепископа Албанского Анастасия, ему только что исполнилось 90 лет. Поэтому все зависит от тех перемен, которые произойдут в этой церкви после Анастасия, с учетом того что Константинопольская и Албанская церкви тесно связаны», – говорит Макаркин.


Впрочем, выбыть из диптиха РПЦ в скором времени может Румынская церковь, продолжает политолог: «Румынская церковь дала сигнал ПЦУ о том, что надо бы обеспечить права румыноязычных православных в Украине. Православная церковь Украины намек поняла, и тут же было создано специальное викариатство для румын. Учитывая непростые отношения между Московским и Румынским патриархатами по поводу Молдавии и параллельных церковных юрисдикций, признание ПЦУ со стороны румын очень возможно». Под вопросом и Грузинский патриархат. Патриархии в Тбилиси опасно идти на обострение отношений с Москвой. «Пока что РПЦ официально не признает Абхазию и Южную Осетию в качестве самостоятельных территорий и считает их частью Грузинской церкви. Если Тбилиси признает ПЦУ, то на следующий день Москва начнет официально формировать свои структуры в Южной Осетии и Абзахии. Надо ли это Грузинской церкви? Вряд ли», – считает Макаркин. Малер, напротив, полагает, что признание украинского раскола грузинами – лишь дело времени. «Грузинская церковь до сих пор занимала весьма консервативную линию, не допускающую признание каких-либо раскольников. Но нет никакой уверенности, что Грузинская церковь продолжит отстаивать эту линию после смерти патриарха Илии II», – отметил он. «Все остальные в группе риска. Такие церкви, как Болгарская, Польская или Чешских земель и Словакии, сами всегда страдали от неадекватных амбиций Фанара, но они политически очень слабы и могут не выдержать давление Константинополя», – считает Малер.


Пока самыми «преданными» РПЦ эксперты называют Антиохийскую и Сербскую церкви. Правда, 11 ноября 2019 года посол США по вопросам международной религиозной свободы Сэм Браунбек посетил Сербского патриарха Иринея. Зачем? Сайт Сербской церкви об этом умалчивает. Что касается Антиохийского патриархата, то, по мнению Андрея Окары, «признания ПЦУ от него можно ждать в последнюю очередь, когда от его решения уже ничего не будет зависеть – тут следует принять во внимание его зависимость от президента Сирии Башара Асада, союзника Кремля».


«Очень важно отдавать себе отчет, что этот раскол неизбежно будет иметь богословское, мировоззренческое измерение: все церкви, ушедшие с Фанаром, будут проповедовать совершенно либеральное, модернистское и экуменическое как бы православие, где главной догмой будет полное подчинение Константинопольскому патриарху, а во всем остальном будет допустим большой произвол. Примерно как в современной Англиканской церкви, где главное – признавать власть английской короны. Церкви, отказавшиеся следовать за Фанаром, будут еще больше укореняться в своем консерватизме, и главным полюсом такого традиционного, консервативного, ревнительного православия окажется Московский патриархат», – рассуждает Аркадий Малер.


«Раскол в православном мире может иметь серьезные последствия для РПЦ: прерывание духовной и евхаристической связи с древними церквами и святынями, духовная и интеллектуальная маргинализация русского православия; навязывание церковному сообществу самоощущения и идеологии «последней крепости», «последнего бастиона истинной веры», использование «политического православия» как духовной скрепы и фактора манипулирования обществом со стороны государства; уменьшение собственной политической субъектности и возможности политического давления в православном мире и странах православной традиции, что автоматически ведет к уменьшению заинтересованности Российского государства в РПЦ и уменьшению влияния церкви на государство», – считает Окара.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Борьба с приезжими увеличила нагрузку на систему

Борьба с приезжими увеличила нагрузку на систему

Екатерина Трифонова

Единая государственная политика в сфере миграции не просматривается

0
2746
ВСУ ищут шанс создать плацдармы на Херсонщине и в Крыму

ВСУ ищут шанс создать плацдармы на Херсонщине и в Крыму

Владимир Мухин

Европейские страны НАТО берут на себя координацию военной помощи Украине

0
3593
В Киеве собираются вместе с Польшей создать газовый хаб

В Киеве собираются вместе с Польшей создать газовый хаб

Наталья Приходко

Украина рассчитывает заработать на нероссийском топливе

0
2739
Региональная политика 19-19 декабря в зеркале Telegram

Региональная политика 19-19 декабря в зеркале Telegram

0
1005

Другие новости