0
13509
Газета Факты и комментарии Интернет-версия

15.12.2020 17:23:00

Макрон надеется обезглавить экстремизм

Французское правительство начинает борьбу с «глубинным государством» религиозных радикалов

Тэги: франция, президент, эмманюэль макрон, мусульмане, ислам, исламизм, теракт, закон, законопроект, терроризм, убийство самюэля пати, сепаратизм, пятая республика, россия, владимир путин, дмитрий песков, северный кавказ, умма


франция, президент, эмманюэль макрон, мусульмане, ислам, исламизм, теракт, закон, законопроект, терроризм, убийство самюэля пати, сепаратизм, пятая республика, россия, владимир путин, дмитрий песков, северный кавказ, умма Подозрительность по отношению к консервативным мусульманам давно стала во Франции нормой повседневной жизни. Фото Reuters

Законопроект, нацеленный на борьбу с «исламским сепаратизмом», который несколько месяцев разрабатывался под контролем президента страны Эмманюэля Макрона, 9 декабря был представлен Совету министров. Несмотря на то что документ имеет множество спорных моментов и вызвал ряд критических замечаний еще до своего оглашения, правительство Пятой республики его одобрило. На рассмотрение в парламент страны текст будет передан в начале 2021 года. При этом лидер Франции уже начал прилагать усилия для поддержки еще не принятого закона.

Изначально текст, предлагаемый Макроном, планировали назвать «Закон о борьбе с исламским сепаратизмом». Однако на стадии его разработки и частичного оглашения тезисов такое наименование вызвало много критики не только со стороны мусульманского сообщества страны, но и политических оппонентов действующего президента (подробнее в «НГР» от 18.11.20). В итоге в Совет министров документ попал как законопроект «Об усилении республиканских принципов», а слова «сепаратизм», «ислам» и «исламизм» исчезли из текста. Как пояснил в завершение презентации документа премьер-министр Жан Кастекс, в нынешнем виде он направлен не против религий, а против «пагубной идеологии радикального исламизма». «Это законченный, сбалансированный текст, который покоится на двух столпах: репрессивном арсенале и мерах социальной сплоченности», – подчеркнули в Елисейском дворце.

Над законопроектом работали до последнего момента. Например, после жестокого убийства 16 октября школьного учителя Самюэля Пати, который показал ученикам карикатуры на пророка Мухаммеда, за что был обезглавлен фундаменталистом, в проект была внесена отдельная статья «о борьбе с проявлениями нетерпимости в онлайн-пространстве». Интернет-пользователи, размещающие в Сети информацию, которая несет угрозу жизни людей (а именно так и происходило в истории с Пати), теперь могут быть привлечены к ответственности. Распространение информации о чьей-либо частной, семейной или профессиональной жизни, позволяющей идентифицировать их с целью создания опасности для их жизни, будет караться тремя годами тюремного заключения и штрафом в размере до 45 тыс. евро. Появились специальные санкции за «слова и поведение» тех, кто «оказывает давление на государственных служащих и функционирование государственных служб». Любая попытка запугать представителя государства подлежит наказанию в виде пяти лет тюрьмы и штрафа в размере 75 тыс. евро. «Мы позаботимся о том, чтобы те, кто распространяет яд ненависти в интернете, немедленно предстали перед уголовным судом», – подчеркнул министр юстиции Эрик Дюпон-Моретти, добавив, что для реализации этого пункта будут созданы специальные центры, которые станут отслеживать личность и местонахождение онлайн-преступника.

Также из новшеств – предложение ввести национальный идентификатор для школьников. Ранее заявлялось, что все дети, начиная с возраста трех лет, независимо от религиозных убеждений их родителей должны обучаться в государственных или сертифицированных частных школах. Образование на дому возможно только в особых случаях или по медицинским показаниям. Ученики, которым будет дозволено не посещать школу, получат специальные номера. Это, по мнению авторов закона, «позволит школьному руководству отслеживать, чтобы ни один ребенок не был лишен права на образование». Нелегально действующие учебные заведения, то есть не прошедшие государственную аккредитацию, а также те частные учебные заведения, которые были замечены в нарушениях, законопроект предлагает «как можно быстрее закрыть».

Всего в законопроекте более 50 статей. Среди них – пункт, который призван защитить республику от коммунитаризма.

В соответствии с ним теперь будет запрещено лишать наследства кого-либо по признаку пола, а в случае доказанного факта многоженства может быть отозван вид на жительство виновного во Франции или отказано в предоставлении такого вида соискателю. Если же у государственных служащих возникнут подозрения, что одна из сторон принудительно вступает в брак, то чиновники получат право, не ставя никого в известность, передать дело в прокуратуру. Также законопроект запрещает выдачу свидетельств о девственности – справку, которая, по словам врачей, была очень востребована в некоторых мусульманских общинах страны.

Еще одно спорное, но ожидаемое предложение – внесение лиц, которые оправдывают или поддерживают террористические акты, в особый Реестр исполнителей террористических преступлений (FIJAIT). Необходимость появления этого пункта возникла после того, как четверо 10-летних учеников (среди которых одна девочка) выразили восхищение действиями убийцы Самюэля Пати.

Отдельно прописано, что любое физическое или юридическое лицо, включая нанятые по контракту частные компании, представляющее государство или государственные услуги, будет обязано «обеспечить соблюдение принципов секуляризма и нейтральности государственной службы». Помимо прочего предлагается ввести координацию финансирования культовых сооружений, обязать религиозные группы декларировать любые пожертвования из-за границы на сумму более 10 тыс. евро, запретить приглашение иностранных имамов. Есть в проекте и положение о так называемой борьбе с переворотом, чтобы предотвратить захват мечетей экстремистами, а также жесткий контроль религиозных ассоциаций и общин на приверженность идеалам Пятой республики. Для этого лидеры духовных организаций должны будут подписать Хартию республиканских ценностей. Нарушение ее пунктов грозит лишением государственных субсидий и запретом на деятельность.

Эмманюэль Макрон еще 20 ноября, то есть за две недели до презентации законопроекта, в ультимативной форме потребовал от Французского совета мусульманского культа (Conseil français du culte musulman) принять этот документ, в котором заявлены «борьба с иностранным влиянием на французских мусульман» и «закрепление статуса ислама в качестве одной из религий, а не политического движения». 2 декабря глава МВД Франции Жеральд Дарманен в своем Twitter объявил о проведении «в ближайшие дни» «массовых и беспрецедентных акций» в 76 мечетях страны, которые «подозреваются в сепаратизме».

Любопытно, что мусульманские лидеры Франции пока не проронили ни слова. «Возможно, они опасаются, что если они выступят, то их тут же обвинят в том, что они находятся под влиянием радикалов и экстремистов», – поделился своими размышлениями с «НГР» профессор Высшей школы экономики Леонид Сюкияйнен. «Французы, как и все европейцы, очень хорошие юристы, но не очень хорошие политики и психологи. А здесь без этого не обойтись. Это не только правовая область, и лишь правовых мер тут недостаточно, хотя они, конечно, нужны и важны. Поэтому закон вызывает противоречивые впечатления. С одной стороны, он, наверное, может решить какие-то проблемы. Например, отсечь зарубежное влияние, хотя это влияние может проводиться по каким-то другим каналам, которые будет трудно отследить. Но вместе с тем он вызывает много вопросов, и в нем есть явно переходящие границы перегибы, которые не просто реализуют республиканские секулярные ценности, но и ограничивают права и свободы мусульман. Во Франции это и раньше бывало, например, когда был принят закон, запрещающий носить в общественных местах закрывающую лицо одежду. Основная цель нынешнего закона заявляется как адаптация мусульман и их интеграция во французское общество, тогда как некоторые меры, зафиксированные в нем, могут привести к обратному – создадут дополнительные аргументы для их изоляции. Например, запрет на мужские и женские часы для плавания в бассейнах, так же как и запрет на конфессиональные меню в ресторанах, приведет к тому, что мусульмане будут больше дома сидеть. Почему-то считается, что традиционные исламские нормы, которые озадачивают французов и европейцев, проповедуют только радикалы, тогда как на самом деле многие из них исходят из исламской традиции и вероучения».

«Если этот законопроект – только один из шагов в комплексной программе мероприятий, то, наверное, он способен помочь. Но ведь ничего об этом сказано не было. Не было сказано ни о необходимости диалога, ни о необходимости установления контакта с духовными лидерами, ни о стремлении понять менталитет друг друга. А без этого те проблемы, которые сейчас возникли во Франции, преодолеть будет невозможно», – заключил исламовед.

В борьбе с терроризмом Россия идет собственным путем, в том числе на международной арене. 10 декабря был опубликован перечень поручений президента Владимира Путина по итогам встречи с лидерами религиозных объединений РФ, состоявшейся 4 ноября. В документе есть такой пункт: «МИД России инициировать обсуждение на международных площадках вопросов, касающихся предотвращения действий, направленных на оскорбление религиозных чувств верующих и разжигание межрелигиозной вражды и конфликтов на религиозной почве, а также рассмотреть возможность заключения международных соглашений и (или) принятия резолюции Генеральной Ассамблеи ООН по таким вопросам». Идея распространить действующий в стране закон на международные отношения появилась в результате диалога президента с председателем Координационного центра мусульман Северного Кавказа Исмаилом Бердиевым. Отправной точкой выступления Бердиева тоже стала гибель французского учителя и последовавшая за ней серия терактов в Западной Европе.

Европейские события продолжают получать отклик в России – как в столице, так и на Северном Кавказе. После серии стихийных акций мусульман у посольства Франции в Москве руководству РФ пришлось реагировать на похороны убийцы французского учителя, в свою очередь застреленного полицией при задержании. Похороны, судя по информационным сообщениям в СМИ, прошли в родном селе молодого человека в Чечне. 7 декабря республиканский телеканал «Грозный» выдал в эфир репортаж о том, как родственники Абдуллы Анзорова принимают соболезнования, а сам преступник назван «жертвой провокации».

На вопрос журналистов об отношении руководства Кремля к сообщениям из Чечни пресс-секретарь президента Дмитрий Песков ответил, что в Кремле ничего не известно об этих похоронах. «Единственное, что можно сказать с уверенностью, безусловно, речь идет о террористическом акте, который не подлежит ничему, кроме как глубокому осуждению и неприятию», – сказал Песков.

Мусульманские сообщества во всем мире внимательно следят за тем, как во Франции проходит кампания борьбы с религиозным экстремизмом. Российская умма здесь не исключение, тем более что выходцы с Северного Кавказа задают тон в реакции на политику Макрона и его правительства. Разные модели сосуществования религиозных общин, которые представляют на рассмотрение мировой общественности Франция и Россия, продолжат конкуренцию и в наступающем году.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Госдуме указали на действующую ошибку в законе 2018 года

Госдуме указали на действующую ошибку в законе 2018 года

Екатерина Трифонова

Депутат Авксентьева предлагает удешевить процедуру сплошной подачи кассационных жалоб

0
424
Байру начинает работу на посту премьера Франции с исторически низким рейтингом

Байру начинает работу на посту премьера Франции с исторически низким рейтингом

0
213
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
4410
Борьба с приезжими увеличила нагрузку на систему

Борьба с приезжими увеличила нагрузку на систему

Екатерина Трифонова

Единая государственная политика в сфере миграции не просматривается

0
3541

Другие новости