0
12495
Газета Факты и комментарии Интернет-версия

15.06.2021 16:12:00

Кавказ защищает своего бога от РПЦ

Миссионеров обвиняют в присвоении чужого исторического наследия

Тэги: кавказ, карачаевочеркесия, рпц, феофилакт, храм, шоан, казаки, национализм, нпо


кавказ, карачаево-черкесия, рпц, феофилакт, храм, шоан, казаки, национализм, нпо Очередное паломничество в горный Шоанинский храм Пятигорская и Черкесская епархия организовала 6 мая. Фото Евгения Калинина с сайта www.pravoslavie.ru

Конгресс карачаевского народа 14 июня в публикации на своем сайте пожаловался, что власти Карачаево-Черкесской Республики (КЧР) планируют надавить на эту общественную организацию. По версии активистов, региональная администрация разозлилась на них из-за недавнего обращения к патриарху Кириллу с просьбой сместить архиепископа Пятигорского и Черкесского Феофилакта (Курьянова). По мнению общественников, епархия РПЦ посягает на аланские храмы X века, расположенные на территории республики. Это самые древние христианские памятники архитектуры в России.

Местные народы считают себя, наряду с осетинами, наследниками средневековой Алании, во времена которой было построено несколько храмов в Зеленчукском районе и на горе Шоан. По их мнению, конфессиональная принадлежность памятников не может быть определена как православная, потому что храмы исторической Аланской епархии появились на Северном Кавказе еще до раскола христианства на западное и восточное. Черкесские общественники на протяжении нескольких лет протестуют против действий епархии, обращаются с жалобами в правоохранительные органы, а на этот раз решили написать главе РПЦ. Одновременно с письмом патриарху на сайте опубликовано обращение к генеральному прокурору Игорю Краснову.

На этот раз возмущение активистов вызвала литургия, которую 6 мая, в день памяти святого Георгия Победоносца, архиепископ Феофилакт совершил в храме на горе Шоан, поблизости от поселка Коста Хетагурова. Черкесских «старейшин» возмутило, что в мероприятии приняли участие казаки, члены осетинской общины и военнослужащие, а с представителями местных народностей богослужение и паломничество верующих не были согласованы. Черкесы недовольны еще и тем, что герой кавказского нартского эпоса Уастырджи отождествляется в РПЦ с христианским святым Георгием. Победоносцу православное духовенство посвятило Шоанинский храм. По мнению местных жителей, мифический герой Уастырджи, совершающий свои деяния верхом на трехногом коне Авсурге, имеет исключительно языческое происхождение.

Если обратиться к «Мифологическому словарю», подготовленному в 1991 году редакционной коллегией при участии таких общепризнанных специалистов в филологии, как Елеазар Мелетинский, Сергей Аверинцев и Аза Тахо-Годи, то там все же есть упоминание об отождествлении Уастырджи со святым Георгием. С другой стороны, в словаре этот герой нартского эпоса называется «небожителем, отцом сатаны», осетинским богом войны.

По мнению авторов обращения к патриарху Кириллу, Пятигорский архиепископ «идеологически облекает эти богослужения в межнациональные и межконфессиональные противопоставления». «Все это является почвой для инсинуаций и провокаций, способствующих разжиганию межнациональной розни в одном из самых многонациональных и многоконфессиональных регионов страны, не только Карачаево-Черкесской Республики, но и на всей территории Северо-Кавказского федерального округа, так как потомками средневековых алан считаются не только карачаево-балкарский народ, но и десятки других народов Кавказа», – пишут общественники.

«Община, состоящая из местных осетин (3142 человека по состоянию на 2010 год), проживает преимущественно в Карачаевском районе уже длительный период, но за это время не были предприняты попытки построить свой православный молельный дом или церковь, в которой могли бы проводить богослужения, не подвергая износу и разрушению древние храмы республики, которые относятся к доправославной эпохе, и тем более не изменяя их аутентичный древний облик неуклюжими постройками языческих символов, – говорится также в письме. – В КЧР достаточное количество церквей (более 37), а в столице республики, в самом центре города, построили с участием представителей всех народов КЧР огромный по масштабам кафедральный собор Николая Чудотворца, однако, к сожалению, надо заметить, что по большей части времени он пустует в отсутствие прихожан, которые посещали бы его систематически». «Мы просим вас избавить общественность КЧР от этого провокатора – отозвать его от исполнения высоких обязанностей архиепископа на территории Карачаево-Черкесской Республики», – пишут авторы обращения об архиепископе Феофилакте.

Если патриарх Кирилл не выполнит требований авторов письма, они намерены искать правды у президента Владимира Путина и Константинопольского патриарха Варфоломея. Под обращением подписались руководители Союза репрессированных народов России, Конгресса карачаевского народа, Совета старейшин КЧ РОО «Къарачай Алан Халкъ» и других НПО.

В ответ на просьбу прокомментировать ситуацию пресс-секретарь Пятигорской и Черкесской епархии протоиерей Михаил Самохин прислал в редакцию «НГР» следующее письмо: «Духовенство и верующие находятся и совершают богослужения в Шоанинском храме как паломники. При этом массовое паломничество и богослужение на основании действующего законодательства предварительно согласовываются с государственным учреждением, оперативно управляющим данным храмом от имени собственника. Богослужение совершается только после получения согласования. Благодарим руководство республики, представителей музейного сообщества за уважительное внимание к паломникам и просьбам верующих».

Самохин также сообщил, что в селе Коста Хетагурова существует постоянно действующая православная община. Таким образом, он отверг утверждения оппонентов, что в окрестностях горы Шоан нет постоянных верующих РПЦ.

Представитель епархии уточнил, с какими именно государственными учреждениями согласовываются богослужения в памятниках истории: «До 2018 года это РГБУ «Государственный Карачаево-Черкесский историко-культурный и природный музей-заповедник имени М.О. Байчоровой», с 2018 года – КЧРГБУ «Аланский христианский центр на Северном Кавказе».

«Аланский христианский центр», о котором говорит Самохин, – отдельный раздражитель для Конгресса карачаевского народа. Центр был создан в марте 2018 года по указанию главы КЧР Рашида Темрезова именно для управления пятью средневековыми аланскими храмами, в том числе Шоанинским. Новая организация была выделена из состава музея-заповедника имени М.О. Байчоровой, и как раз эти действия руководства республики летом того же года вызвали возмущение карачаевских общественников. Конгресс писал министру культуры Владимиру Мединскому. Активисты обратили внимание тогдашнего министра на то, что древние памятники переходят из федерального в республиканское подчинение: «Тревогу вызывает тот факт, что руководство Карачаево-Черкесии разрушило структуру музея заповедника… путем изъятия вышеуказанных объектов в казну Карачаево-Черкеской Республики».

Несмотря на то что подобные споры идут уже не первый год, Пятигорская и Черкесская епархия продолжает осваивать древние памятники. Похоже, в московском церковном руководстве не видят проблемы, называя протестующих «маргинальной группировкой». Скажем, заместитель управделами Московского патриархата епископ Савва (Тутунов) считает, что архиепископ Феофилакт «по своей вовлеченности в жизнь епархии и региона, по своему – говоря светским языком – хорошему контакту с духовенством в частности и людьми в целом представляет собой прекрасный образ русского православного архиерея в Кавказском регионе». «Конечно, наличие такого архиерея вовсе не выгодно тем, кто – как внутри России, так и в зарубежье – заинтересован в нивелировании сильного присутствия России на Кавказе», – написал в своем Telegram-канале Тутунов.

«До середины нулевых годов обращение в православие означало де-факто русификацию, – пояснил «НГР» заместитель директора Института Европы РАН Роман Лункин. – Изменение отношения к национальным языкам и традициям в церковной жизни стало происходить последние 10–15 лет, в том числе под влиянием успеха протестантов среди коренных народов России. Если в 1990-е и начале 2000-х годов православные миссионеры напрямую конфликтовали с местными религиями, как с язычеством в Якутии или шаманистами в Бурятии, то сейчас проблемы другие. И ситуация в Северной Осетии и КЧР это ярко показывает». «Официально не признавая миссию среди других народов, РПЦ начала ее проводить с переводом богослужения, с рукоположением духовенства из местных, православизацией святых мест и героев эпоса, как в Осетии. Епископ Феофилакт наладил контакты епархии с казачьими станицами и полагает, что церковь должна играть большую роль в обществе. Однако не всех это радует, старейшины возмущались службами в храмах Архыза, а осетинские язычники – строительством часовни в священной роще», – рассказал Лункин.

Политолог Алексей Малашенко считает происходящее в Карачаево-Черкесии проявлениями «неделикатности и недооценки культурного многообразия, и одновременно ощущения своего превосходства, первенства в религиозной жизни страны» со стороны РПЦ. «На ровном месте нарушается этническая, культурная гармония, причем в регионе, где ситуация в этом отношении далеко не самая простая. Это ошибка, которую в патриархии никогда не признают – опять же, из ощущения безусловного первенства», – сказал «НГ» эксперт.

Неделикатность Московского патриархата пока не кажется фатальной. Однако опыт конца XX века показывает, к каким политическим последствиям приводят задетые национальные чувства. Напомним, что потрясения конца 1980-х годов часто начинались с протестов горстки активистов, вдруг решивших вступиться за священную рощу или древние курганы. Продолжительное игнорирование национальных движений приводило лишь к разрастанию и углублению конфликта. А потом уже наскоком проблем не решить – даже если сумел оседлать трехногого коня Авсурга. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Зачем в Никарагуа реформируют Конституцию

Зачем в Никарагуа реформируют Конституцию

Дмитрий Морозов

Страну готовят к династической форме правления

0
2403
Обменяет ли Ватикан Рождество и Пасху на Украину

Обменяет ли Ватикан Рождество и Пасху на Украину

Милена Фаустова

Святой престол скрытно начал процесс признания киевских автокефалистов

0
5556
Богословские основы соглашения с «воинствующими безбожниками»

Богословские основы соглашения с «воинствующими безбожниками»

Михаил Гар

Как складывался конформизм патриарха Сергия

0
2693
Между Священным союзом и обер-прокурорскими шпорами

Между Священным союзом и обер-прокурорскими шпорами

Анастасия Коскелло

Происходит ли церковная «реабилитация» императора Александра I

0
3678

Другие новости