0
14112
Газета Факты и комментарии Интернет-версия

28.02.2023 16:38:00

Болгарская церковь первой «запретила» русского митрополита

Синод в Софии прислушался к жалобам Александрийского патриархата

Тэги: болгария, россия, бпц, рпц, константинополь, африка, экзархат, александрия, патриарх неофит, патриарх кирилл, патриарх варфоломей, патриарх феодор, пцу, политика, церковь, раскол


болгария, россия, бпц, рпц, константинополь, африка, экзархат, александрия, патриарх неофит, патриарх кирилл, патриарх варфоломей, патриарх феодор, пцу, политика, церковь, раскол У патриарха Неофита есть трения и с Москвой, и с Константинополем. Фото с сайта www.bg-patriarshia.bg

Синод Болгарской православной церкви (БПЦ) 24 февраля постановил, что ее духовенство должно воздержаться от сослужения с митрополитом Клинским Леонидом (Горбачевым), возглавляющим экзархат РПЦ в Африке. В коммюнике по итогам заседания епископов поясняется, что такое решение было принято из-за письма, «полученного от патриарха Александрийского Феодора II, которым он уведомлял о неканонических действиях патриарха Московского и всея Руси Кирилла на территориях Александрийского патриархата».

В обращении патриарха Феодора II, разосланном всем поместным православным церквам в конце 2022 года, говорилось, что Синод Александрийской церкви в ноябре 2022 года лишил сана Горбачева «за ряд канонических преступлений (вторжение в юрисдикцию древней церкви, раздача антиминсов и мира, подкуп местного духовенства и т.п.)» и «возвратил его в монашество», а также прекратил поминовение главы РПЦ «после длительного игнорирования и молчания патриарха Московского Кирилла на письменные протесты патриарха Александрийского в его адрес, касающиеся отзыва «экзарших» органов РПЦ из Африки». Феодор попросил глав православных церквей мира поддержать его. Находясь с пастырским визитом в Кении, он заявил, что Московский патриархат движим «авторитарными тенденциями господства над всем православием и желает править монархически и подчинить себе всех, упразднив всю богословскую и каноническую традицию православной церкви».

Болгарское священноначалие первым удовлетворило эту просьбу, но только частично. Лишенным сана русского митрополита они пока так и не признали, однако решили во всем тщательно разобраться и уже по итогам собственного расследования постановить, считать ли Леонида простым монахом и стоит ли отказаться от упоминания имени патриарха Московского во время богослужений. Правда, решение было принято не единогласно. «За» проголосовали восемь архиереев во главе с патриархом Неофитом, а три митрополита выступили против: Гавриил (Динев), Иоанн (Иванов), Даниил (Николов).

Любопытно, что в то время, пока Синод БПЦ спорил по поводу послания из Александрии, патриарх Кирилл направил Неофиту поздравление к десятилетию правления Болгарской церковью. «Вседержителю было угодно призвать вас к епископству в преддверии эпохи перемен. Будучи ревностным поборником церковного единства, вы в сложных условиях тех лет показали себя делателем неукоризненным, верно преподающим слово истины (2 Тим. 2:15), личным примером вдохновляли пастырей и пасомых оставаться преданными каноническому православию и твердо стоять за правду Божию», – говорилось в приветственной телеграмме главы РПЦ.

Да и сам митрополит Леонид (Горбачев) отреагировал на вердикт болгарского Синода куда более смиренно, чем на подобный акт Александрийской церкви. «Каждая поместная церковь принимает решения самостоятельно. В этом и есть сила и глубина православия. Здесь нет и не должно быть иного, тем более какого-то первенства. А вот какие решения принимает поместная церковь – это становится предметом дальнейших обсуждений и действий других церквей-сестер», – написал он в своем Telegram-канале.

РПЦ невыгодно ссориться с болгарами. Патриархия в Софии пока не признала Православную церковь Украины (ПЦУ), да и с Константинопольским патриархом Варфоломеем у нее не самые простые отношения. В мае 2022 года болгары обвинили Варфоломея в усугублении раскола мирового православия из-за признания церкви Северной Македонии с названием «Охридская архиепископия». Тогда митрополит Ловчанский Гавриил (Динев) заявлял, что «Охридская архиепископия создана и носит это имя с добавлением к нему – Болгарская и для болгар», а также то, что «Константинопольский патриархат имеет не больше прав, чем любая другая церковь». Он же заявлял, что «принятие македонцев в евхаристическое общение Фанаром (район в Стамбуле, где расположена резиденция Константинопольского патриарха. – «НГР») – это шаг, который принесет больше проблем для православной церкви». Хотя в декабре БПЦ все-таки признала автокефалию македонцев, которую тем предоставила Сербская церковь, и внесла имя главы Македонской церкви Стефана (Веляновского) в свой диптих, там поминают Стефана как «архиепископа Республики Северная Македония и Скопье».

Не признала пока БПЦ и восстановление в сане 17 февраля патриархом Варфоломеем пятерых бывших клириков Литовской православной церкви (ЛПЦ) Московского патриархата. По утверждению Константинополя и самих священников, они были наказаны по причине их «антивоенной позиции». Согласно же публикации на сайте ЛПЦ – из-за «намерения и организации перехода в другую церковную юрисдикцию без благословения своего епископа, а также их участия в кампании по дискредитации церкви и ее архиереев и собратьев-священнослужителей».

Впрочем, не все гладко у БПЦ и с Московским патриархатом. В марте 2018 года патриарх Кирилл участвовал в Софии в торжествах по случаю 140-летия освобождения Болгарии от османского ига. Тогда же он встретился с президентом страны Руменом Радевым. Выступая на церемонии, президент Болгарии, с точки зрения главы РПЦ, неправильно оценил роль России в братской помощи болгарскому народу, заявив, что «на бранных полях русско-турецкой освободительной войны погибли воины – представители многих народов: русские, румыны, финны, украинцы, белорусы, поляки, литовцы, сербы и черногорцы». Во время встречи с президентом патриарх Кирилл высказал недовольство: «Еще раз хочу вам сказать очень ясно, что Болгарию освободила Россия – не Польша, не Литва, не другие страны, а Россия». «Мы – за историческую правду, ее мы завоевали своей кровью, и не может быть никаких политических и прагматических причин, по которым сегодня эту правду следует замалчивать или ложно интерпретировать», – поучал президента патриарх. Спустя несколько дней после этого инцидента тогдашний вице-премьер Болгарии Валерий Симеонов в телеэфире оскорбил русского патриарха. А в октябре 2018 года болгарские архиереи отказались участвовать в общеправославном Соборе по церковной ситуации в Украине, который предложил провести глава РПЦ.

После начала военной спецоперации РФ Болгарская православная церковь в апреле 2022 года отказалась направлять свою делегацию за Благодатным огнем в Иерусалим «в связи с неблагоприятными обстоятельствами», а в январе с.г. патриарх Неофит заявил о происходящем в Украине: «Это конфликт, в котором братья по вере и родственники столкнулись друг с другом; конфликт, который будет иметь последствия на протяжении десятилетий, сея семена вражды грядущих поколений».

В декабре 2022 года около здания русского храма Святителя Николая Мирликийского в Софии прошла стихийная акция протеста против визита в страну председателя Отдела внешних церковных связей митрополита Антония (Севрюка). Тогда церковный дипломат оказался заблокированным в здании собора вместе с послом РФ Элеонорой Митрофановой и лидером партии «Альтернатива болгарского возрождения» Руменом Петковым. В БПЦ пояснили, что гость прибыл в город по приглашению патриарха Неофита, однако протестное мероприятие не раскритиковали. Экс-депутат Народного собрания Болгарии Елизавета Миленова тогда заверила «НГР», что антироссийская акция была не больше чем картинкой для СМИ. «В Болгарии, несмотря на то что верхушка всячески пытается насадить русофобию, в народе это не поддерживают. Я хорошо знаю то место, и там очень мало пространства. Демонстрантов было совсем немного, но картинка показывала иное», – подчеркнула Миленова.

Может показаться, что в своем нынешнем синодальном постановлении БПЦ пытается следовать букве христианского закона, неизменности догматов и внутренних правил веры и православного мироустроения. Однако первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин считает, что болгарское священноначалие в большей степени преследует собственные интересы. «Поскольку в Болгарской церкви есть разные точки зрения на то, какими должны быть сейчас отношения с Московским патриархатом: признавать или нет ПЦУ и так далее, то они решили не устраивать внутреннего конфликта, воздержаться от сослужения, но при этом не делать никаких громких заявлений и отложить разрешение этого вопроса, – пояснил политолог в беседе с «НГР». – Нового решения Синода можно ждать долго. Не уверен, что для болгар это какая-то первоочередная тема. Но внутреннего конфликта они хотят избежать».

«Я думаю, что в нынешнем коммюнике больше церковной политики, чем ригоризма. Вряд ли сейчас для болгар так важно, чья это каноническая территория и действует ли этот принцип сейчас. Тем более если вспомнить, как и каким образом сама Болгарская церковь провозглашала свою автокефалию в XIX веке и преодолевала раскол в XX веке. Если бы они исходили из того, что каноны должны соблюдаться всегда всеми и во всех случаях, то возникает вопрос, что для них значат их выдающиеся церковные деятели, которые для Константинополя были еретиками. Ведь именно при обретении Болгарской церковью независимости в 1870 году Константинополь ввел понятие «ересь этнофилетизма», и болгары были осуждены как схизматики», – заметил эксперт. «Если вспомнить современную историю Болгарской церкви, то после свержения коммунистического режима в ней произошел раскол, который был уврачеван путем определенного компромисса. В частности, была достигнута договоренность, что архиереи, рукоположенные в расколе, сохранят свой сан. Поэтому говорить о том, что в БПЦ тщательно следят за каждой буквой канонов, было бы неправильно», – считает Макаркин.

«Балканская политика такова, что там нет постоянных союзников в отношениях с Россией. Сейчас количество обид растет, и непонятно, во что это выльется. На государственном уровне мы обижаемся на Сербию и Болгарию, которые проголосовали за антироссийскую резолюцию ООН по Украине. В целом вся балканская политика очень прагматична. Это касается как светской, гражданской, так и церковной сферы. Не исключено, что в скором будущем Болгарская церковь опять поднимет вопрос о признании ПЦУ, который она в свое время отложила. В РПЦ уже чувствуется разочарование в болгарах. Даже по Telegram-каналу митрополита Леонида (Горбачева) понятно, что нынешнее решение БПЦ было неизбежно и для него оно не стало неожиданностью. Сейчас и в самой России уже нет прежней романтической увлеченности Балканами», – заключил политолог.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


В России давно не рождалось так мало детей

В России давно не рождалось так мало детей

Анастасия Башкатова

Демографическая нагрузка на работников может потребовать пересмотра бюджетной политики

0
1233
Вашингтон совершил северокорейский подкоп под ООН

Вашингтон совершил северокорейский подкоп под ООН

Владимир Скосырев

Мониторинг КНДР будут вести без России и, возможно, Китая

0
1876
Киев предлагает удалить Россию из переговоров по Приднестровью

Киев предлагает удалить Россию из переговоров по Приднестровью

Светлана Гамова

В Тирасполе ждут признания независимости

0
1918
Константин Ремчуков: Сергея Лаврова в отличие от Джанет Йеллен встречали в Пекине красной дорожкой

Константин Ремчуков: Сергея Лаврова в отличие от Джанет Йеллен встречали в Пекине красной дорожкой

Константин Ремчуков

Мониторинг ситуации в Китайской Народной Республике по состоянию на 15. 04. 24

0
1930

Другие новости